Рабочая программа по учебной дисциплине Основы экономики по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Учебная дисциплина «Основы экономики» относится к общепрофессиональному образовательному циклу основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия | |
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» | |
Рабочая программа | |
2.5. Учебный процесс | |
СК-УПД-РП-2.5.-23 | Рабочая программа УД Основы экономики специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы |
Рассмотрено на заседании ПЦК
«_________________________»
Протокол №_______
«___»_________________2023___ г.
__________ _Т.Н.Репина_
подпись И.О.Фамилия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Гусиноозерск 2023 г.
Разработчик преподаватель | Репина Т.Н. | |
Проверил зав. отделением | Еремина Л.А. | |
Согласовал: рук.. методкабинетом | Ульянова С.А. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) и программы профессионального модуля по специальности среднего 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Приказ № 796 от 1 сентября 2022 года «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации, регистрация Министерство юстиции Российской Федерации № 70461 от 11 октября 2022 года.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы экономики» относится к общепрофессиональному образовательному циклу основной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- основы маркетинговой принципы делового общения;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- основы планирования, финансирования и кредитования организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- общую производственную и организационную структуру организации;
- современное состояние и
- перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- формы организации и оплаты
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 48 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 32 |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация | Диф.зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах Техника-электрика | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Отрасли экономики, их характеристики и взаимосвязь | |||
Тема 1.1. Сферы отрасли экономики, их характеристики и взаимосвязь | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Сущность экономики. Отраслевая структура экономики. Производственная и непроизводственная сферы. Понятие отрасли. Отраслевое деление экономики. Классификация отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленности. Легкая и тяжелая промышленности. Понятие межотраслевого комплекса. Организация хозяйствующих субъектов в рыночные экономики. | |||
Тема 1.2. Сущность предприятия как основного звена экономики отраслей | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Основные принципы построения экономической системы организации. Действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность. Цели создания и функционирования предприятия. Характеристика предприятия. Предприятие как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования. Предпринимательская деятельность предприятия. Виды и формы предпринимательской деятельности. | |||
Тема 1.3 Организация производственного и технологического процесса | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Понятие производства и виды производственных структур. Типы организации производства. Формы организации производств. Производственный цикл и его содержание. Длительность производственного цикла. Виды движения предметов труда.Организация технологических процессов. Основное и вспомогательное производство. Понятие качества и конкурентоспособности продукции. | |||
Раздел 2. Производственные ресурсы предприятия | |||
Тема 2.1. Основные фонды | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основных фондов. Износ и амортизация основных фондов. Показатели эффективности использования основных производственных фондов. Производственная мощность, её сущность и виды. Расчет производственной мощности. Показатели использования производственной мощности. | |||
Тема 2.2 Оборотные фонды (материальные ресурсы) предприятия | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Оборотные фонды и оборотные средства предприятия. Состав и структура оборотных средств. Рациональное использование оборотных фондов. Показатели эффективности использования оборотных фондов. Экономия материальных ресурсов. Нормирование оборотных средств. Ускорение оборачиваемости оборотных средств | |||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Расчет стоимости основных и оборотных средств, суммы амортизационных отчислений и показателей эффективного использования основных средств. | |||
Раздел 3. Трудовые ресурсы предприятия | |||
Тема 3.1 Кадры предприятия и производительность труда | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Состав и структура кадров предприятия. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Нормирование труда. Методы нормирования труда. | |||
Производительность труда: понятие, значение и методы измерения. Факторы роста производительности труда. | |||
Тема 3.2 Формы организации и оплаты труда | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Формы и системы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) и его значение. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации | |||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Расчет оплаты труда работников разных категорий | |||
Раздел 4. Финансовые ресурсы предприятия | |||
Тема 4.1 Доходы и расходы предприятия | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Сущность финансов предприятия. Финансовые ресурсы предприятия. Собственный капитал предприятия. Заемные (внешние) средства предприятия. Сущность доходов и расходов предприятия. Классификация доходов и расходов предприятия. Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Смета затрат и методика ее составления. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии. | |||
Тема 4.2 Механизм ценообразования на предприятия | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Ценовая политика предприятия. Цели и этапы ценообразования. Экономическое содержание и виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия предприятия. Управление ценами. Особенности ценообразования по отраслям. | |||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Расчет цен на продукцию | |||
Тема 4.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Сущность и значение прибыли, ее источники и виды. Механизм формирования прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли. Чистая прибыль предприятия. Распределение и использования чистой прибыли. Связь выручки, затрат и прибыли предприятия. Точка безубыточности. Рентабельность-показатель эффективности работы предприятия. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства. | |||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Определение прибыли на предприятии | |||
Тема 4.4. Способы экономии ресурсов | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Факторы снижения (повышения) себестоимости. Пути снижение(повышения) затрат, включаемых в себестоимость продукции. Определение экономии, обусловленной действием технико-экономических факторов. Экономия от снижения материальных затрат. | |||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Расчет себестоимости продукции | |||
Тема 4.5. Основные технико-экономические показатели организации | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации. Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. | |||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Определение технико-экономических показателей предприятия | |||
Самостоятельная работа. Технико-экономическое обоснование:КЭС, ПС и ВЛ | 2 | ||
Раздел 5 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | |||
Тема 5.1 Основы менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
История возникновения менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Виды менеджмента: управление производством, маркетингом, персоналом, финансами. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Основы планирования в организации. Сущность бизнес-плана. Финансовые источники обеспечения плана. Организационная структура предприятия. Принципы ее проектирования. Виды организационных структур предприятия. Основы организации работы коллектива | |||
Тема 5.2 Принципы делового общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Определение делового общения. Сущность, функции делового общения. Формы делового общения. Определение деловой беседы. Этапы деловой беседы. Способы начала беседы. Приемы аттракции. Этапы делового общения. Основные подходы в проведении деловых переговоров | |||
Тема 5.3 Основы маркетинговой деятельности на предприятии | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 – ОК 02 ОК 04 – ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
Предмет, цели и задачи маркетинга. Функциональное значение маркетинга. Основные понятия в маркетинге. Понятие рынка и его виды. Содержание и основное назначение рыночных показателей: емкость, конъюнктура рынка, доля рынка. Оценка состояния спроса. Эластичность спроса. Понятие сегментирования рынка. Конкуренция. Конкурентная среда. Критерии оценки конкурентоспособности. | |||
Промежуточная аттестация | 2 | ||
Всего: | 48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
-кабинет «Основы экономики», оснащенный оборудованием:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
-видеотека по курсу;
-учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины.
техническими средствами обучения:
- компьютер, мультимедиа комплекс.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы используется библиотечный фонд образовательной организации для использования в образовательном процессе:
- IPRbooks – электронный ресурс
- Pressa/ru – электронный ресурс
- Elibraru - электронный ресурс
- Alleng.org: Всем кто учится - электронный ресурс
3.2.1. Печатные издания
1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник для СПО. - М.: КНОРУС, 2015.
2. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник. – М.: Академия, 2015.
4. Череданова Л.Н.Основы экономики и предпринимательства. – М.: Академия, 2015.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие | - тестирование - практические работы - контрольные работы |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины - находить и использовать необходимую экономическую информацию; - определять организационно-правовые - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; - рассчитывать основные | - тестирование - практические работы - контрольные работы |
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ | |||||||||||
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | |||||||||||
по специальности | |||||||||||
(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии) | |||||||||||
(год набора ________, форма обучения _______________) | |||||||||||
на 20___ / 20___ учебный год | |||||||||||
В рабочую программу вносятся следующие изменения: | |||||||||||
Номер изме-нения | Раздел рабочей программы | Номера листов | Основание для внесения изменений | ||||||||
заменен-ных | новых | аннули-рованных | |||||||||
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии | |||||||||||
протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ | |||||||||||
(должность) | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915607-1491929469.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Основы логистики» код, профессия/специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Рабочая программа операционная деятельность в логистике...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы строительного черчения" адаптированная для лиц с ОВЗ по профессии "Плотник"
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.03 «Основы строительного черчения» по профессиям 16671 «Плотник» адаптированная для лиц с ОВЗ (с различными формами умственной ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/07/picture-1046253-1530912352.jpg)
Рабочая программа по учебной дисциплине Основы менеджмента и маркетинга по специальности ЗИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04. Основы менеджмента и маркетинга основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186754-1573461677.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальностей среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальностей среднего профессионального образования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-822-1554167260.jpg)
Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы информационных технологий"
Рабочая программа используется в обучении по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, объем часов-84...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»
Пояснительная записка Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» разработан на основе требований ФГОС СОО и Приказа от 12 августа 2022...