Рабочая программа по учебной дисциплине Основы экономики по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
рабочая программа

Репина Татьяна Николаевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.

Учебная дисциплина «Основы экономики» относится к общепрофессиональному образовательному циклу основной образовательной программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_osnovy_ekonomiki_essis.docx71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»

Рабочая программа

2.5. Учебный процесс

СК-УПД-РП-2.5.-23

Рабочая программа УД Основы экономики

 специальность  13.02.03 Электрические станции, сети и системы

Рассмотрено на заседании ПЦК

«_________________________»

Протокол №_______

«___»_________________2023___ г.

__________          _Т.Н.Репина_

      подпись         И.О.Фамилия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

 Гусиноозерск 2023 г.


Разработчик преподаватель

Репина Т.Н.

Проверил    зав. отделением

Еремина Л.А.

Согласовал: рук.. методкабинетом

Ульянова С.А.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) и программы профессионального модуля по специальности среднего 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.

Приказ № 796 от 1 сентября 2022 года «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации, регистрация Министерство юстиции Российской Федерации № 70461 от 11 октября 2022 года.

Организация-разработчик:  ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум»


СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                                                                

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                             

12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы экономики» относится к общепрофессиональному образовательному циклу основной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять организационно-правовые формы организаций;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

 - оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

 - рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации

- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- основы маркетинговой принципы делового общения;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- основы планирования, финансирования и кредитования организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- общую производственную и организационную структуру организации;

- современное состояние и

- перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

- формы организации и оплаты

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46  часов;

самостоятельной  работы обучающегося 2 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

48

в том числе:

теоретическое обучение

32

практические занятия

14

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация

Диф.зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Техника-электрика

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

Раздел 1. Отрасли экономики, их характеристики и взаимосвязь

Тема 1.1. Сферы отрасли экономики, их характеристики и взаимосвязь

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Сущность экономики. Отраслевая структура экономики. Производственная и непроизводственная сферы. Понятие отрасли. Отраслевое деление экономики. Классификация отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленности. Легкая и тяжелая промышленности. Понятие межотраслевого комплекса. Организация хозяйствующих субъектов в рыночные экономики.

Тема 1.2. Сущность предприятия как основного звена экономики отраслей

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Основные принципы построения экономической системы организации. Действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность. Цели создания и функционирования предприятия. Характеристика предприятия. Предприятие как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования. Предпринимательская деятельность предприятия. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Тема 1.3 Организация производственного и технологического процесса

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

 Понятие производства и виды производственных структур. Типы организации производства. Формы организации производств. Производственный цикл и его содержание. Длительность производственного цикла. Виды движения предметов труда.Организация технологических процессов. Основное и вспомогательное производство. Понятие качества и конкурентоспособности продукции.

Раздел 2. Производственные ресурсы предприятия

Тема 2.1. Основные фонды

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основных фондов. Износ и амортизация основных фондов. Показатели эффективности использования основных производственных фондов. Производственная мощность, её сущность и виды. Расчет производственной мощности. Показатели использования производственной мощности.

Тема 2.2 Оборотные фонды (материальные ресурсы) предприятия

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Оборотные фонды и оборотные средства предприятия. Состав и структура оборотных средств. Рациональное использование оборотных фондов. Показатели эффективности использования оборотных фондов. Экономия материальных ресурсов. Нормирование оборотных средств. Ускорение оборачиваемости оборотных средств

В том числе, практических занятий

2

Расчет стоимости основных и оборотных  средств, суммы амортизационных отчислений и показателей эффективного использования основных средств.

Раздел 3. Трудовые ресурсы предприятия

Тема 3.1 Кадры предприятия и производительность труда

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Состав и структура кадров предприятия. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета.

Рабочее время и его использование. Нормирование труда. Методы нормирования труда.

Производительность труда: понятие, значение и методы измерения. Факторы роста производительности труда.

Тема 3.2 Формы организации и оплаты труда

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Формы и системы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) и его значение. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации

В том числе, практических занятий

2

Расчет оплаты труда работников разных категорий

Раздел 4. Финансовые ресурсы предприятия

Тема 4.1 Доходы и расходы предприятия

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Сущность финансов предприятия. Финансовые ресурсы предприятия. Собственный капитал предприятия. Заемные (внешние) средства предприятия. Сущность доходов и расходов предприятия. Классификация доходов и расходов предприятия. Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Смета затрат и методика ее составления. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии.

Тема 4.2 Механизм ценообразования на предприятия

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Ценовая политика предприятия. Цели и этапы ценообразования. Экономическое содержание и виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия предприятия. Управление ценами. Особенности ценообразования по отраслям.

В том числе, практических занятий

2

Расчет цен на продукцию

Тема 4.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Сущность и значение прибыли, ее источники и виды. Механизм формирования прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли. Чистая прибыль предприятия. Распределение и использования чистой прибыли. Связь выручки, затрат и прибыли предприятия. Точка безубыточности. Рентабельность-показатель эффективности работы предприятия. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства.

В том числе, практических занятий

2

Определение прибыли на предприятии

Тема 4.4. Способы экономии ресурсов

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Факторы снижения (повышения) себестоимости. Пути снижение(повышения) затрат, включаемых в себестоимость продукции. Определение экономии, обусловленной действием технико-экономических факторов. Экономия от снижения материальных затрат.

В том числе, практических занятий

2

Расчет себестоимости продукции

Тема 4.5.  Основные технико-экономические показатели организации

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации. Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В том числе, практических занятий

2

Определение технико-экономических показателей предприятия

Самостоятельная работа. Технико-экономическое обоснование:КЭС, ПС и ВЛ

2

Раздел 5 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема 5.1 Основы менеджмента

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

История возникновения менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Виды менеджмента: управление производством, маркетингом, персоналом, финансами. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Основы планирования в организации. Сущность бизнес-плана. Финансовые источники обеспечения плана. Организационная структура предприятия. Принципы ее проектирования. Виды организационных структур предприятия. Основы организации работы коллектива

Тема 5.2 Принципы делового общения

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Определение делового общения. Сущность, функции делового общения. Формы делового общения. Определение деловой беседы. Этапы деловой беседы. Способы начала беседы. Приемы аттракции. Этапы делового общения. Основные подходы в проведении деловых переговоров

Тема 5.3 Основы маркетинговой деятельности на предприятии

Содержание учебного материала

2

ОК 01 – ОК 02

ОК 04 – ОК 07

ОК 09

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4

Предмет, цели и задачи маркетинга. Функциональное значение маркетинга. Основные понятия в маркетинге. Понятие рынка и его виды. Содержание и основное назначение рыночных показателей: емкость, конъюнктура рынка, доля рынка. Оценка состояния спроса. Эластичность спроса. Понятие сегментирования рынка. Конкуренция. Конкурентная среда. Критерии оценки конкурентоспособности.

Промежуточная аттестация

2

Всего:

48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

-кабинет «Основы экономики», оснащенный оборудованием:

-рабочие места по количеству обучающихся;

 -рабочее место преподавателя;

 -комплект учебно-методической документации;

 -наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;

 -видеотека по курсу;

 -учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины.

техническими средствами обучения:

- компьютер, мультимедиа комплекс.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы используется библиотечный фонд образовательной организации для использования в образовательном процессе:

  1. IPRbooks – электронный ресурс
  2. Pressa/ru – электронный ресурс
  3. Elibraru - электронный ресурс
  4. Alleng.org: Всем кто учится - электронный ресурс

3.2.1. Печатные издания

1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник для СПО. - М.: КНОРУС, 2015.

2. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015.

3. Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник. – М.: Академия, 2015.

4. Череданова Л.Н.Основы экономики и предпринимательства. – М.: Академия, 2015.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

- действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие
производственно-хозяйственную деятельность;
- основные технико-экономические
показатели деятельности организации;
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности
организации;
- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных
условиях;
- основные принципы построения
экономической системы организации;
- основы маркетинговой принципы делового общения;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- основы планирования, финансирования и кредитования организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- общую производственную и организационную структуру организации;
- современное состояние и
- перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- формы организации и оплаты

- тестирование

- практические работы

- контрольные работы

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять организационно-правовые
формы организаций;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

 - оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

 - рассчитывать основные
технико-экономические
показатели деятельности
подразделения (организации);

- тестирование

- практические работы

- контрольные работы


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

по специальности

(код и наименование направления подготовки / специальности / профессии)

(год набора ________, форма обучения _______________)

на 20___ / 20___ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

Номер изме-нения

Раздел рабочей программы

Номера листов

Основание для внесения изменений

заменен-ных

новых

аннули-рованных

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии

протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____

(должность)

(подпись)

(И.О. Фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы строительного черчения" адаптированная для лиц с ОВЗ по профессии "Плотник"

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.03  «Основы строительного черчения» по профессиям 16671 «Плотник» адаптированная для лиц с ОВЗ (с различными формами умственной ...

Рабочая программа по учебной дисциплине Основы менеджмента и маркетинга по специальности ЗИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04.  Основы менеджмента и маркетинга основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальностей среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»   для специальностей среднего профессионального образования...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы информационных технологий"

Рабочая программа используется в обучении по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, объем часов-84...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»

Пояснительная записка Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» разработан на основе требований ФГОС СОО и Приказа от 12 августа 2022...