Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики» для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
рабочая программа
Изучение программного материала по дисциплине «Основы экономики» позволит студентам ознакомиться с национальной стратегией развития экономики субъектов хозяйствования как территориально-отраслевого, регионального так и микроэкономического уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП-ОснЭк | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.07 «Основы экономики»
по специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2023
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 7 |
| 17 |
| 20 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с актуализированным ФГОС-4 по специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 13.00.00 Электро- и теплотехника
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения профессионального модуля у обучающегося формируются следующие общие и профессиональные компетенции:
- ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
- ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
- ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
- ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
- ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
- ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
- ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
- ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
Обязательная аудиторная нагрузка обучающегося – 102 час, включает в себя 66 часов лекционных занятий, 2 часа - итоговая аттестация в форме зачета и 24 часов практических занятий, 10 часов из которых отводится на аудиторную самостоятельную работу обучающегося.
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся осуществляется под непосредственным руководством преподавателя и может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса текущий контроль усвоения учебного материала основной массой обучающихся осуществляется в форме тестового контроля знаний, письменного и индивидуального устного опроса обучающихся в рамках аудиторной самостоятельной работы.
На итоговую аттестацию в форме устного экзамена выделится 0,33 часа с учётом количества обучающихся в группе (25 человек), в форме письменного экзамена - не более 4 часов, зачёта – не более 2 часов.
По междисциплинарным курсам, где формой итоговой аттестации является экзамен, на проведение консультаций выделяется не более 2 часов из общего количества часов обязательной аудиторной нагрузки по усмотрению преподавателя
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 102 |
в том числе: | |
| 66 |
| 24 |
| 2 |
Аудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
| |
| |
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1 Отрасль в условиях рынка | 6 | ||||
Тема 1.1 Отрасль в системе национальной экономики | Содержание учебного материала | ||||
1 | Введение. Содержание дисциплины: цели, задачи, структура курса. Связь дисциплины «Основы экономики» с другими дисциплинами: «Менеджмент»; «Основы права»; «БЖД»; «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»; «Охрана труда». Роль экономического образования как составляющей результативности практической деятельности специалиста на предприятии. Народнохозяйственный комплекс России. Сферы экономики. Отраслевая структура промышленности. Межотраслевые комплексы (МОК). Структурная перестройка экономики России. Электроэнергетика: роль и перспективы развития. Формы организации производства: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства. Факторы экономической эффективности каждой из форм. | 4 | 2 | ||
Тема 1.2 Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли
| Содержание учебного материала | ||||
1 | Классификация материально-технических ресурсов в промышленности. Основные направления рационального использования ресурсов. Трудовые и финансовые ресурсы. Основные (обобщающие) показатели уровня использования ресурсов. | 2 | 2 | ||
Раздел 2 Предприятие как основной хозяйствую-щий рыночный субъект в экономике | 10 | ||||
Тема 2.1 Предприятие как основное звено реального сектора экономики | Содержание учебного материала | ||||
1 | Предприятие как рыночный хозяйствующий субъект: цель деятельности, основные экономические характеристики (форма собственности, форма хозяйствования, степень экономической свободы, форма деятельности). Организационно-правовые формы (ОПФ) предприятий: сущность и особенности функционирования. Объединения предприятий в отрасли: корпорации, концерны, холдинговые компании, ФПГ, консорциумы, хозяйственные ассоциации. Учредительный договор, Устав и паспорт предприятия. | 2 | 2 | ||
Тема 2.2 Производственная и организационная структуры предприятия | Содержание учебного материала | ||||
1 | Производственная структура предприятия: сущность, элементы, факторы формирования. Принципы построения оптимальной структуры. Организационная структура: сущность, типы, принципы построения. Инфраструктура предприятия: сущность, виды, тенденции развития и пути совершенствования. Антимонопольное законодательство как способ регулирования монопольных рынков. | 4 | 3 | ||
Тема 2.3 Типы производства и организация производственного процесса | Содержание учебного материала | ||||
1 | Типы производства: технико - экономическая характеристика. Производственный процесс в промышленном производстве: сущность, структура, принципы и методы организации. Производственный цикл: сущность, структура. Продолжительность производственного цикла как один из основных технико-экономических показателей работы предприятия: факторы оптимизации. | 4 | 3 | ||
Раздел 3 Ресурсы предприятия и показатели их использо-вания | 46 | ||||
Тема 3.1 Основные фонды и производственные мощности предприятия | Содержание учебного материала | ||||
1 | Основные фонды (ОФ): экономическая сущность, состав, структура. Учет и оценка, износ и амортизация основных фондов. Воспроизводство основных фондов. Показатели использования основных фондов. Пути улучшения использования основных фондов. Производственная мощность предприятия: баланс мощностей. Аренда основных средств (лизинг). | 8 | 3 | ||
Практическое занятие 1 Методы оценки основных фондов | 2 | ||||
Практическое занятие 2 Способы начисления амортизационных отчислений. | 2 | ||||
Практическое занятие 3 Расчет основных показателей использования основных фондов. | 2 | ||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся. Аннотация материала по вопросам аренды и лизинга основных фондов. Подготовиться к семинарскому занятию (вопросы с 1 по 25 включительно). Выполнить тренинг – тестирование (вопросы с 26 по 58 включительно). Выполнить расчет показателей использования основных фондов по индивидуальному варианту. | |||||
Тема 3.2 Оборотные средства предприятия | Содержание учебного материала | ||||
1 | Оборотные средства: экономическая сущность, состав, структура, источники формирования. Нормирование оборотных средств на предприятии. Показатели использования оборотных средств. Пути улучшения использования оборотных средств. | 6 | 3 | ||
Практическое занятие 4 Расчет показателей скорости оборота оборотных средств. | 2 | ||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнить тренинг – тестирование | |||||
Практическое занятие 5 Фондоемкость оборотных средств. Расчет плановой потребности в оборотных средствах. | 2 | ||||
Тема 3.3 Трудовые ресурсы: организация, нормирование и оплата труда | Содержание учебного материала | 12 | 3 | ||
1 | Производственный персонал предприятия: классификация, структура. Бюджет рабочего времени: плановый баланс рабочего времени. Нормирование труда на предприятии: цели, задачи. Основные виды норм затрат труда. Планирование явочной и списочной численности персонала. Производительность труда: показатели измерения, факторы и резервы роста. Материальное стимулирование труда: сущность, принципы, методы начисления и планирования. Тарификация труда: формы и системы оплаты труда при тарифной системе. Система доплат и надбавок. Бестарифная система оплаты труда. | ||||
Практическое занятие 6 Расчет планового баланса рабочего времени персонала предприятия. | 2 | ||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнить тренинг – упражнение в тезисной форме | |||||
Практическое занятие 7 Методы расчета потребности в явочной и списочной численности персонала. | 2 | ||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнить тестовое задание | |||||
Практическое занятие 8 Методы начисления повременного и сдельного заработка. | 2 | ||||
Практическое занятие 9 Методы планирования средств ФОТ персонала предприятия. | 2 | ||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся Расчет плановой сметы годового ФОТ специалистов и руководителей подразделения предприятия по индивидуальному варианту | |||||
Практическое занятие 10 Расчет показателей измерения производительности труда. | 2 | ||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу сводных плановых экономических показателей по труду и заработной плате персонала подразделения. Выполнить краткий анализ основных плановых показателей оплаты труда. | |||||
Раздел 4 Маркетинговая деятельность предприятия | 6 | ||||
Тема 4.1 Маркетинг: основы, функции, этапы. Качество и конкурентоспособность продукции. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Маркетинг: основы, концепции, функции, этапы организации. Реклама: назначение, классификация, требования, виды. Планирование и эффективность рекламы. Качество и конкурентоспособность продукции: факторы. Показатели качества и конкурентоспособности. Государственные и международные стандарты и системы качества. Система управления качеством продукции предприятия. «Петля» качества. | ||||
Тема 4.2 Инновационная и инвестиционная политика предприятия. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
1 | Инновационная деятельность предприятия. Инвестиционная политика предприятия: оценка эффективности инвестиционных проектов. Капитальные вложения: структура и источники финансирования. | ||||
Раздел 5 Формирование основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия | 20 | ||||
Тема 5.1 Себестоимость продукции (услуг; работ) | Содержание учебного материала | 6 | 3 | ||
1 | Себестоимость продукции (работ; услуг): сущность, состав, структура по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Виды себестоимости продукции (работ). Основные и накладные затраты: состав и методы их учета на предприятии. Факторы и пути снижения себестоимости. | ||||
Практическое занятие 11 Расчет сметы затрат на производство продукции (работ) | 2 | ||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся. Сгруппировать затраты производства по отдельным статьям сметы: основные и накладные затраты; прямые и косвенные; переменные и постоянные затраты. Составить смету себестоимости услуг на текущее содержание, эксплуатацию и ремонт электромеханического оборудования. | |||||
Тема 5.2 Механизм ценообразования: ценовая политика предприятия | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ||
1 | Цена как экономическая категория: виды, функции, формирующие факторы. Структура цены продукции (работ; услуг), особенности ее формирования. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство. | ||||
Тема 5.3 Прибыль и рентабельность как финансовые результаты деятельности предприятия. | Содержание учебного материала | 6 | 3 | ||
1 | Доход, выручка, прибыль предприятия. Виды и источники прибыли. Планирование прибыли и ее распределение на предприятии. Виды и показатели рентабельности работы предприятия. Пути повышения рентабельности. | ||||
Практическое занятие 12 Расчет балансовой и чистой прибыли. Расчет показателей рентабельности. Состав и структура цены: механизм формирования оптовой цены предприятия, промышленности, розничной цены. | 2 | ||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся. Упражнение – тренинг: «Основные правила ценообразования в сфере оказания услуг по монтажу, ремонту, пуско – наладочным работам в отрасли» | |||||
Раздел 6 Планирование деятельности предприятия | 8 | ||||
Тема 6.1 Финансы предприятия. | 1 | Финансы предприятия: внутренние и внешние источники. Внутренние источники: доход от реализации продукции; амортизационные отчисления. Внешние источники: выпуск акций; кредиты банков и прочие источники. Денежные фонды предприятия. Валютные фонды. Бизнес–планирование: этапы, виды, принципы. Бизнес – план: типы, структура. | 4 | ||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся. Ознакомиться с методикой разработки бизнес–плана. Составить бизнес – план. | |||||
Тема 6.2 Методика расчета основных технико – экономических показателей работы предприятия | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ||
1 | Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Показатели производственной мощности. Технико – экономические показатели использования оборудования. Показатели использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов | ||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся. Расчет состава основных технико – экономических показателей использования оборудования (по вариантам) | |||||
Раздел 7 Внешнеэкономическая деятельность предприятия | 4 | ||||
Тема 7.1 Предприятие на внешнем рынке: конкурентоспособность продукции; торговые и неторговые операции | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
1 | Внешнеэкономические связи: значение; виды сделок; торговые и неторговые операции. Таможенная тарифная система. Средства расчетов во внешнеэкономической деятельности. Конвертируемость рубля. | ||||
Зачет | 2 | ||||
Всего: | 102 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Экономики организации, финансов, денежного обращения и кредитов»
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты и структурно – логические схемы);
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивная доска
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, средств мультимедиа, интернет ресурсов
Список использованных источников и литературы
Основные источники:
- Экономика труда: Учебник/ под ред. проф. А.М. Асалиева. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 336с.
- Балабанов И.Т. Деньги и финансы. - С.- П.,: Питер, 2015. – 342с.
- Владимирова Л.П. «Экономика труда». - М.,: Издательский дом «Дашков и КО» , 2018. – 324с.
- Волков О.И. «Экономика предприятия». - М.,: Экономика, 2019. – 387с.
- Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия». - М.,: ЮНИТИ, 2020. – 335с.
- Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебник; практикум / В.Д.Грибов, В.П.Грузинов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2019. – 356с.
- Грузинов В.П. «Экономика предприятия». - М.,: Финансы и статистика, 2020. – 423с.
- Кантор Е.Л. Экономика предприятия. - С.-П.,: Питер, 2017. – 287с.
- Кнышова, Е.Н. Экономика организации: учебник для студ. учрежд. СПО /Е.Н.Кнышова.- М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2019. – 376с.
- Ковалев А.П., Павлов М.П. «Экономика для технических вузов». - Ростов-на-Дону,: Феникс, 2019. – 423с.
- Кожевников Н.Н. «Основы экономики и управления».- М.,: ACADEMIA, 2017. – 285с.
- Пелих А.С. «Экономика отрасли». - Ростов-на-Д.,: Феникс, 2017. – 345с.
- Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для студ. учрежд. СПО / Н.А.Сафронов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2018. – 354с.
- Скляренко, В. К. Экономика предприятия: учебник / В.К.Скляренко, В.М.Прудников. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 367с.
- Экономика организации: практикум/ Л.Н. Чечевицына, О.Н. Терещено. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2020. – 254с. (Среднее профессионвальное образование).
- Шестаков А.В. «Экономика». - М.,: Издательский дом «Дашков и КО» 2019. – 375с.
Дополнительные источники:
- Адамов В.Е. «Экономика и статистика». - М.,: Финансы и статистика, 2018. – 278с.
- Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента». - М.,: Финансы и статистика, 2019. – 245с.
- Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение».- М.,: Финансы, 2017. 346с.
- Зайцева Т.В., Зуб А.Т. «Управление персоналом»: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. – 336с.
- Козлова Е.П. «Бухгалтерский учет». - М.,: Финансы и статистика, 2017. – 323с.
- Кибанов А.Я. «Управление персоналом». - М.,: Экзамен, 2020. – 287с.
- Шеремет А.Д. «Методика финансового анализа». - М.,: ИНФРА-М, 2020. – 342с.
Интернет-ресурсы:
- «Экономика. Социология. Менеджмент». [Электронный ресурс]. - Федеральный образовательный портал. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru
- «Электронные книги: экономика, менеджмент, маркетинг». [Электронный ресурс]. - Электронная библиотека. - Режим доступа: http:// www.aup.ru/books/
- «Электронные книги и журналы: экономика, менеджмент, маркетинг». [Электронный ресурс]. - Электронная библиотека. - Режим доступа: http://www.mybrary.ru/books/collections/economics
- «Электронные книги». [Электронный ресурс]. – Научная электронная библиотека. - Режим доступа: http:// www.library.intra.ru
- База данных по СМИ России. [Электронный ресурс]. – Публичная Интернет - библиотека. - Режим доступа: http:// www.public.ru
- «Экономика и управление на предприятиях». [Электронный ресурс]. – Научно – образовательный портал. - Режим доступа: http:// www.eup.ru
- «Электронные книги». [Электронный ресурс]. – Электронная библиотечная система учебников и учебных пособий от авторов из ведущих вузов России по экономическим, юридическим, гуманитарным, инженерно-техническим и естественно-научным направлениям и специальностям. - Режим доступа: http:// www.biblio-online.ru
- «Вопросы экономики». [Электронный ресурс]. – Теоретический и научно-практический журнал общеэкономического содержания. - Режим доступа: http://www.vopreco.ru/
- «Экономическая наука современной России». [Электронный ресурс]. – Электронный журнал. Экономика России. - Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru/ecr/
- «Проблемы современной экономики». [Электронный ресурс]. – Евразийский межрегиональный научно-аналитический журнал. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/
- Экономический портал. [Электронный ресурс]. - Интернет-портал. – Режим доступа: http://economicus.ru/
- Игнатова Е.А. Практикум по курсу «Экономический анализ». [Электронный ресурс] / Е.А Игнатова. – М.: ЮНИТИ, 2017. – Режим доступа: http: // www.aup.ru
- Шибитова Т. М. Конспект лекций по экономике. [Электронный ресурс] / Т.М. Шибитова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – Режим доступа: http://bio.sfu-kras.ru/files/1581_Konspekt_lekcii_Ekonomika.pdf
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
Результаты обучения: общие и профессиональные компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
|
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
|
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
|
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
|
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
|
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
|
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
решение тестовых заданий; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации практических работ студентов по дисциплине «физическая культура» для специальности: -13.02.11 – «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
В методических рекомендациях по организации практических работ студентов специальности: -13.02.11 – «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отра...
Рабочая программа дисциплины Охрана труда по специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования, у...
Календарно-тематическое планирование по дисциплине «Охрана труда» по специальности: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
КТП по дисциплине «Охрана труда» по специальности: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)...
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-22 специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-22 специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности : 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 13.02.01 Тепловые электрические станции
Изучение программного материала по дисциплине «Финансовая грамотность» составлены с учетом формирования основ финансовой грамотности у обучающихся, предполагающей освоение базовых фи...
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы экономики» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отрас
Методические указания для изучения дисциплины «Основы экономики» составлены с учетом формирования у студентов целостного представления о задачах экономики регионов, отраслей и предпр...