Статья «Взаимосвязь психологической службы базового ДОУ и педагогического колледжа в подготовке студентов дошкольного отделения».
статья
«Когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект, именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей».
Евгений Ширяев.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» дошкольников, является развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. В 2020 году преподавателем ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт - Петербурга» Семеренко И.Г. совместно с педагогом-психологом Семеновой М.С. и методистом Валгонен О.В. (ГБДОУ №25 Петроградского) района был осуществлен проект «Взаимосвязь психологической службы базового ДОУ и педагогического колледжа в подготовке студентов дошкольного отделения». Развитие эмоционального интеллекта» стало его темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_gbdou_i_kolledzha.docx | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимосвязь психологической службы базового ДОУ и педагогического колледжа в подготовке студентов дошкольного отделения».
«Когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект, именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей».
Евгений Ширяев.
В 2020 году преподавателем ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт - Петербурга» Семеренко И.Г. совместно с педагогом-психологом Семеновой М.С. и методистом Валгонен О.В. (ГБДОУ №25 Петроградского) района был осуществлен проект «Взаимосвязь психологической службы базового ДОУ и педагогического колледжа в подготовке студентов дошкольного отделения». Развитие эмоционального интеллекта» стало темой совместного проекта.
Актуальность выбора темы состояла в том, что одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» дошкольников, является развитие эмоционального интеллекта.
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по интеллектуально-эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольного возраста впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Работая со студентами, мы выявили, что данная тема актуальна и для них, так как они смогут обогатить свои знания и получат практический опыт работы с дошкольниками в формировании их эмоционального интеллекта, постараются развить и свой эмоциональный интеллект.
Что же такое эмоциональный интеллект? Это способность человека распознавать эмоции и чувства других людей, свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач
Чтобы обеспечить ребёнку достаточное интеллектуальное развитие, необходимо правильное развитие эмоциональной сферы (любознательность, инициативность; радость открытия, удивление, восхищение).
Работа в детском саду по формированию эмоционального интеллекта строится в 4 направлениях: Восприятие эмоций, Использование эмоций, Понимание эмоций, Управление эмоциями. Существует множество техник развития эмоционального интеллекта, как для детей, так и для взрослых. Наиболее интересными и доступными для работы воспитателя с детьми являются несложные игры и упражнения.
Необходимо помнить, что, развивая у детей эмоциональный интеллект, педагог должен не прекращать развивать свой собственный эмоциональный интеллект. Чем лучше вы понимаете и выражаете свои чувства, тем успешнее учите ребенка делать то же самое.
Для работы студентов с детьми в этом направлении мы опирались на профессиональный стандарт педагога, определяющий новые психолого-педагогические (компетенции) знания и умения, которыми должен обладать современный воспитатель:
- осваивать и применять психолого-педагогические технологии;
- понимать документацию специалистов (психологов, логопедов и т.д.), а также составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ребенка;
- обладать основами психодиагностики в развитии детей.
Нашей целью было осуществление взаимосвязи заинтересованных сторон проекта (ПК и работодателя), направленные на разработку эффективных приемов в области повышения знаний и умений студентов педагогического колледжа в сфере эмоционального развития дошкольников.
Задачи:
1. Интегрировать в проекте познавательную, исследовательскую, методическую, коммуникативную, игровую деятельность студентов по теме эмоциональный интеллект.
2.Расширить знания студентов по теме эмоциональный интеллект
3. Развить способность самостоятельного выполнения студентами действий по решению значимой для них проблемы, завершающуюся созданием методического продукта.
4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
6. Разрабатывать методические материалы (картотека игр и упражнений, подбор диагностик).
Ожидаемые результаты
- Создание и реализация совместного проекта психологического сопровождения дошкольников.
- Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами, применение этих знаний на практике в учебно-воспитательной работе;
- Формирование умений наблюдать и анализировать индивидуальные особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
- Подготовка студентов к проведению диагностик, а также к проведению коррекционных игр с детьми для развития эмоционального интеллекта.
- Создание банка методического материала по развитию эмоционального интеллекта (диагностических методик, создание картотеки игр).
- Привитие студентам навыков внимательного отношения к психологическому здоровью детей.
Содержание проекта
Для достижения цели и задач проекта необходимо спланировать различные мероприятия по взаимодействию студентов и работодателя.
Данные мероприятия будут отражены в трех этапах проектной деятельности.
I этап. Подготовительный
Знакомство со студентами. Беседа о значении психолога в ДОУ.
II этап. Основной
Цель: Организация и проведение мероприятий.
1) Консультация для студентов по теме: «Психолог в детском саду»
2) Сбор и анализ методического материала по теме: Эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
3) Проведение тренинга со студентами «Эмоционально-интеллектуальное развитие в ДОУ»
4) Мастер класс по проведению и анализу психологических диагностик на определение уровня эмоционального развития детей.
5) Проведение мониторинга уровня эмоционального развития детей.
6) Изготовление игр и пособий для развития эмоционального интеллекта.
7) По результатам мониторинга проведение коррекционных игр.
8) Подготовка информационного материала по эмоциональному развитию детей для родителей.
9) Анализ деятельности работы студентов по развитию эмоционального интеллекта.
III этап. Заключительный
Цель: представление результатов работы.
Результаты:
- Реализация педагогического проекта.
- Проведение конкурса между студентами «Наши эмоции»
- Разработка методических рекомендаций для родителей.
- Создание банка игр и пособий для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Создание и реализация совместного проекта психологического сопровождения дошкольников позволило углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в колледже, научило применять эти знания на практике в учебно-воспитательной работе. Студенты стали лучше наблюдать и анализировать индивидуальные особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, что позволило подготовить студентов к проведению диагностики, а также к проведению коррекционных игр с детьми для развития эмоционального интеллекта. Создание банка методического материала по развитию эмоционального интеллекта (диагностических методик, создание картотеки игр) дает базу для дальнейшего использования в профессиональной деятельности. Привитие студентам навыка внимательного отношения к психологическому здоровью детей способствует в повышении их компетенций в психолого-педагогической деятельности.
Замечательным итогом проделанной работы преподавателя ПК№4, психолога и методиста ГБДОУ №25 Петроградского района со студентами колледжа явилось то, что студенты прошлого года, будучи уже студентами 141 группы, выбрали для своей выпускной квалификационной работы проект «Наши чувства и эмоции», направленный на формирование эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Список литературы
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. 2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5.
2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления /Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004.
6. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / Нгуен М.А. // Ребёнок в детском саду. 2008. №1.
7. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
8. Семаго Н.Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик // Школа здоровья. 1998. Т. 5.
Приложение 1
Консультация для студентов по теме: «Психолог в детском саду»
Цель: Познакомить студентов с деятельностью психолога в детском саду.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Может ли воспитатель делать то, что делает психолог? Почему
Психолог в саду работает с индивидуальными особенностями, а не отклонениями.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалист. В детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.
Диагностическая работа.
Корекционно - развивающая работа.
Психологическое консультирование.
Психологическое просвещение и профилактика.
Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т. п.)
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции и чувства других людей, свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
Большую роль в детском саду мы отводим развитию эмоционального интеллекта у детей.
Почему?
Эмоциональный интеллект очень важен для счастливой, осознанной и полноценной жизни любого человека, и маленького и взрослого. Он также очень важен для умения строить надёжные и устойчивые, гармоничные отношения с другими людьми.
Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
— освоение социальных форм выражения эмоций;
— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе. И эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции.
Эмоции указывают, на сколько гармонично развивается личность ребенка. В работе с эмоциональным интеллектом важно научить ребенка осознавать свои эмоции и эмоции других людей, а также верно их направлять.
Современный детский сад, должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект, именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей. В связи с этим, мы уделяем столько внимания его развитию и поэтому мы участвуем в образовательном форуме «Шаг в науку» с проектом «Взаимосвязь психологической службы базового ДОУ и педагогического колледжа в подготовке студентов дошкольного отделения»
Цель проекта: Повышение знаний и умений студентов педагогического колледжа в сфере эмоционального развития дошкольников.
Наш проект будет направлен на совместную работу психолога и студентов по теме эмоциональное развитие детей.
Приложение 2
Мастер класс «Диагностика и коррекция эмоционального развития»
по проведению и анализу психологических диагностик и коррекционных игр на определение уровня эмоционального развития детей.
Цель: ознакомление студентов с методиками и играми по формированию эмоционального интеллекта
Задачи:
-Установить эмоциональный контакт между всеми участниками
-Научить понимать эмоциональное состояние детей;
-Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению диагностических и игровых технологий.
Игра «Злюсь, страдаю, обижаюсь...»
Принесите на занятие мягкую игрушку, желательно большую. Предложите детям показать более и менее подходящее проявление гнева на такой игрушке. Если дети стесняются выразить гнев очень агрессивно, предложите им посоревноваться, кто покажет самый сильный гнев. Важно, чтобы дети показали именно очень сильное аффективное проявление гнева. После этого предложите детям, наоборот, двигаться от самой сильной степени гнева к самой слабой. Роль ведущего в этом упражнении заключается в том, чтобы показывать те приемы выражения гнева, которые детям незнакомы. Например, как можно выразить гнев словами, как можно выразить гнев мимикой, и т.д. Задача этого упражнения — показать детям разную степень выражения эмоции гнева.
Игра «Разноцветный букет»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста:
• Сладкая конфета
• Горькое лекарство
• Кислый лимон
• Грязная бумажка
• Красивая игрушка
Методика «3 желания»
Цел ь- выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей.
Инструкция «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!».
Обработка результатов.
· 0 баллов – рисунок отсутствует;
· 1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»;
· 2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей».
Уровень развития эмоционального интеллекта:
· Низкий: 0 – 3 балла
· Средний: 4 балла
· Высокий: 5 – 6 баллов
Результаты по методике «Три желания»
Ребенок | Уровень эмоционального интеллекта | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Приложение 3
I. Сегодня мы с вами поговорим о эмоционально-интеллектуальном развитии. Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха,
Поэтому перед педагогами и родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого.
Выделяют следующие виды интеллекта:
ВЕРБАЛЬНЫЙ – умение общаться с окружающими людьми,
ЛОГИЧЕСКИЙ – помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
ФИЗИЧЕСКИЙ – учит координировать движения, влияет на моторику;
СОЦИАЛЬНЫЙ – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
ДУХОВНЫЙ – обогащает внутренний мир человека;
ТВОРЧЕСКИЙ – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ –помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции и чувства других людей, свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач
Чтобы обеспечить ребёнку достаточное интеллектуальное развитие, необходимо правильное развитие эмоциональной сферы (любознательность, инициативность; радость открытия, удивление, восхищение)
Работа в детском саду по формированию эмоционального интеллекта строится в 4 направлениях: Восприятие эмоций, Использование эмоций, Понимание эмоций, Управление эмоциями
Необходимо помнить, что, развивая у детей эмоциональный интеллект, педагог должен не прекращать развивать свой собственный эмоциональный интеллект. Чем лучше вы понимаете и выражаете свои чувства, тем успешнее учите ребенка делать то же самое.
Существует множество техник развития эмоционального интеллекта, как для детей, так и для взрослых. Мы вам хотим предложить совсем несложные игры и упражнения, которые вы можете проводить в свободное время.
ИГРЫ
II/1. Игра- упражнение на проявление эмоций «Здравствуйте». Мы с вами сейчас познакомимся. Обычно при встрече принято приветствовать друг друга. Я вам предлагаю сейчас представиться именем, каким вы хотите и поприветствовать всех, проявляя различные эмоциональные состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, доброжелательность.
Заключение: В этой игре мы развиваем социальные навыки, учим распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) Очень часто мы не умеем определять эмоциональное состояние и выражать его.
По первому «здравствуйте» вы будите понимать с каким настроением пришел ребенок или родитель..
2. Игра «Продолжи фразу»Я сейчас буду бросать мяч говоря фразу, а вы ее продолжаете,«Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» «Меня просто бесит» «Я сержусь когда» и т. д.
Заключение В данной игре мы обучаем детей самопознанию, то чтобы ребенок понимал что с ним происходит и умел выражать и осознавать собственные эмоции. В этой игре можно увидеть насколько разные дети, как они реагируют и на что, это поможет вам найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Сейчас, после игры - подумайте, что вас в жизни радует, а что огорчает, какие ваши чувства.
3. «Ругаемся овощами» (Обзывалки)
Предлагаю Вам поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - морковка», «Ты - редиска», «А ты - репа» и т.д.
Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!”
Правило: Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. Играем быстро, энергично. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например, “ А ты, солнышко!”
Заключение сейчас много детей, которые склонны к агрессии и не умеют контролировать ее. Если у вас в группе есть такие дети, эта игра вам поможет переключить детей, тем самым мы снимаем вербальную агрессию, позволим детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.
Самое важное: предупредите детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. Заранее обговаривается условие, какими «обзывалками» можно пользоваться.
III. Мы с вами поиграли и поняли насколько сложно и важно правильно выразить то, что ты чувствуешь, понять эмоциональное состояние другого человека.
Обучая, вы развиваете и свой эмоциональному интеллекту, вы повышаете качество жизни. Ребенок будет уверен, что его чувства важны, а умение выражать их поможет строить близкие дружеские отношения, эффективнее сотрудничать.
Не прекращайте развивать свой собственный эмоциональный интеллект.
Чем лучше вы понимаете и выражаете свои чувства, тем успешнее учите детей делать то же самое.
Поразмышляйте о том, как вы справляетесь с сильными эмоциями: гнев, стыд, чувство вины, страх, грусть, и что можно изменить в ваших реакциях.
Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по дисциплине «Ритмика» ( студентов педагогического колледжа специальности «Дошкольное образование» - 2 курс)
«Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям» - И. Я. Лернер . Профессия педагога даёт широкий спектр возможностей для творчества, сл...
Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)
Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития речи у детей с целью преодоления будущими воспитате...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...
Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии
В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...
Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)
Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития речи у детей с целью преодоления будущ...
Методическая разработка урока по теме Взаимосвязь психологических особенностей и физического развития детей дошкольного возраста.
Организация совместного занятия студентов обучающихся по специальности «Дошкольное образование» по дисциплине «Психология» и МДК «Теоретические и методические основы физи...
Картотека дидактических игр по ТРИЗ технологии для практической подготовки студентов "Дошкольное образование"
Картотека дидактических игр по ТРИЗ технологии для практической подготовки студентов "Дошкольное образование"...