Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии
статья на тему
В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_psikhologicheskoy_kompetentnosti_studentov-_doklad.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии
Парфирьева И.В.
преподаватель психологии и педагогики ТПК
Профессиональная компетентность одно из системообразующих качеств современного специалиста, к проблеме понимания которой в условиях модернизации образовательного процесса интерес заметно повысился. Но часто бывает так, что выпускник оказывается слабо подготовленным к практической работе, плохо владеет профессиональным мастерством, и соответственно уровень компетентности низкий.
Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Т.В. Шадрина и др.). Результаты данных исследовании выступают основаниями для повышения квалификации разных категорий педагогов: ориентация на развитие творческого потенциала и методологического мышления, проектной культуры, готовности к самообразованию и в итоге – психолого-педагогической компетентности.
Хотя в педагогике достаточно хорошо проработаны общие принципы формирования профессиональной компетентности учителей, специальных работ по формированию психологической компетентности студентов – будущих педагогов явно недостаточно.
Недостаточная разработанность этой проблемы приводит к снижению качества учебно-воспитательного процесса, осуществляемого педагогами в различных образовательных учреждениях.
Поиск путей формирования психологической компетентности студентов – будущих педагогов стимулируется следующими данными: у 60% начинающих учителей и у 52% более опытных потребность в рефлексивном анализе собственной деятельности не сформирована, они, как правило, затрудняются в выделении педагогических проблем [2].
Известный специалист в области психологии учителя Л.М. Митина ещё в начале 90-х годов обнаружила, что показатели степени социальной адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессий. В результате у педагогов часто бывают конфликты с окружающими, возможность формирования таких свойств личности как несдержанности, грубости, тревожности, неуверенности в своих силах. Раздраженный педагог создает напряженную обстановку, неадекватно реагирует на ситуации, вызывая, таким образом, растерянность среди коллег и учащихся, меняя весь рабочий настрой.
Таким образом, в системе педагогического образования обострились противоречия между: потребностью современных образовательных учреждений в компетентных педагогах и недостаточной способностью выпускников педколледжей, готовых с пониманием относиться к особенностям развития ребенка; необходимостью формирования в образовательном процессе педколледжа психологической компетентности будущих учителей и недостаточной разработанностью «педагогического инструментария» для реализации этого процесса.
Наличие этих противоречий обусловили проблему исследования: как же формировать психологическую компетентность студентов – будущих педагогов на занятиях психологии? Эта проблема предопределила выбор темы исследования и цель исследования – создание модели формирования психологической компетентности (ПК) студентов на занятиях психологии.
Исходя из темы и цели, определена гипотеза: формирование психологической компетентности студентов на занятиях психологии может быть эффективным при условии создания модели формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии, реализация которой обеспечивается посредством:
- направленности учебного процесса на реализацию модели ПК педагога, выступающую для студентов мотивирующим фактором формирования их ПК;
- применения личностно-ориентированного обучения через:
∙ использование активных методов и форм обучения;
∙ использование дидактического инструментария, представленного в учебных пособиях по общей и возрастной психологии;
∙ систематическую психолого-педагогическую диагностику уровня сформированности психологической компетентности студентов.
Теоретической и методологической базой исследования являются:
концепции системно-деятельностного подхода к обучению (В.А. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя), личностно-ориентированного подхода (В.В. Сериков Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.), формирования профессионального самосознания учителя (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).
Методы исследования: теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение теоретического материала, интерпретация теоретических данных, моделирование; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование.
Работа выполнена на базе ТПК группы 403 (специальность 050303 Иностранный язык). Исследование включало несколько этапов.
На первом этапе (2005 – 2006 г.г.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, происходил сбор материалов и первичное осмысление гипотезы.
На втором этапе (2006 – 2007 г.г.) были выявлены и обоснованы условия формирования ПК студентов на занятиях психологии.
На третьем этапе (2007 – 2009 г.г.) проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялось обобщение результатов экспериментального исследования.
Теоретическая значимость исследования:
1. Разработана модель психологической компетентности педагога;
2. Разработана модель формирования ПК студентов, реализация которой на занятиях психологии обеспечивается посредством применения личностно-ориентированного обучения.
Практическая значимость исследования:
- Разработаны учебные пособия по психологии, ориентированные на формирование ПК студентов («Тетрадь для практических работ по общей психологии» и «Тетрадь для практических работ по возрастной психологии»).
- Разработанная модель формирования психологической компетентности студентов реализуется на занятиях психологии.
- Подобранный диагностический инструментарий, включающий выявление мотивации учения, уровня ПК, самооценку личностных качеств, применяется для диагностики и коррекции уровня сформированности психологической компетентности студентов ТПК.
В первой главе научно-методической работы раскрывается сущность профессиональной компетентности, психологической компетентности и её составляющих. М.И. Лукьянова рассматривает психологическую компетентность как готовность и способность решать задачи труда и повседневной жизни, опираясь на принципы психологии [2].
В структуре психологической компетентности К.М. Романов выделяет три компонента: интеллектуальный, поведенческий и аффективный [3]. Психологическая подготовка специалистов в педагогическом колледже должна быть направлена на их формирование.
Вторая глава посвящена раскрытию условий формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии: сущности системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, личностно-ориентированного обучения и активных методов и форм обучения (проблемной лекции, практикума, анализа конкретных ситуаций, пед. тренинга, педагогической мастерской, метода проектов). По мнению Е.Н. Степанова, организация учебного занятия личностно-ориентированной направленности предполагает включение нескольких обязательных моментов: использование разнообразных форм общения, создание ситуации успеха, стимулирование студентов к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, способов их выполнения; создание условий для проявления самостоятельности, инициативы студентов, их творческих способностей [1].
В третьей главе определяются цели и задачи опытно-экспериментальной работы, проверяется эффективность модели формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии.
Эффективность учебного процесса на основе разработанной модели оценивалась сопоставлением результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Для оценивания динамики формирования ПК студентов был подобран соответствующий диагностический инструментарий - методики «Мотивы учения студентов», «Психологическая компетентность учителя» автор Федоренко Л.Г., «Самооценка качеств личности» автор Парфирьева И.В.
В процессе исследования было подтверждено, что у студентов повысилась мотивация к более глубокому изучению науки, к освоению необходимых компетенций, так возросло количество студентов, которым нравится педагогическая профессия и которые хотели бы работать с детьми (на 43%); студентов, желающих работать учителем (на 22%). Увеличилось количество человек с положительной мотивацией (на 22%) и снизилось - с нейтральной.
Анализ данных диагностики психологической компетентности показал положительную динамику: ни у кого не выявился уровень психологической компетентности ниже среднего, у 36% уровень ПК с ниже среднего повысился до среднего уровня, у 14% уровень ПК с ниже среднего повысился до уровня выше среднего, у 36% уровень ПК со среднего повысился до уровня выше среднего, только у 14% уровень ПК прежний - средний.
Анализ данных самооценки качеств личности будущего педагога, также, показал положительную динамику: низкий и средний уровни развития качеств личности отсутствуют, возросло количество студентов с достаточным уровнем развития качеств личности будущего педагога (на 64,5%); 28,5% находятся на высоком уровне, а на этапе констатирующего эксперимента такого уровня у студентов не было выявлено.
Таким образом, повысился уровень сформированности всех компонентов психологической компетентности будущих учителей: интеллектуального, поведенческого и ценностно-смыслового. Эти данные, также, подтверждает мониторинг качества знаний студентов по психологии, проводимый c 2007 – 2008 уч.года по 2009 -2010 уч.год. Мониторинг показывает, что, в основном, постепенно от семестра в семестр, от одного года обучения к другому происходит повышение качества знаний. Можно отметить положительную динамику: качество знаний студентов по сравнению с первым курсом значительно повышается.
В целом формирующий эксперимент подтвердил гипотезу исследования. Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате применения на занятиях психологии модели формирования психологической компетентности, повысился уровень психологической компетентности студентов. Следовательно, можно говорить о том, что методика теоретико-практической подготовки по психологии существенно улучшена.
Психологическая подготовка студентов в процессе изучения психологии профессионально ориентирована и направлена на формирование различных компонентов психологической компетентности будущих учителей.
Материалы научно-методической работы нашли отражение в методических разработках: методических рекомендациях «Как подготовить и провести личностно-ориентированный урок», сборнике «Активные методы и формы в работе школьного психолога».
Литература
1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [Текст] / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность. Диагностика и развитие [Текст]/ М.И. Лукьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
3. Романов, К.М., Гаранина, Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие [Текст] / под ред. К.М. Романова. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений ср...
Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа
Во второй половине прошлого столетия произошли грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...
Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.
В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......
Формирование ИКТ - компетенции студентов педагогического колледжа через работу с немецкоязычными видеоматериалами
В данной статье рассматриваются вопросы развития ИКТ - компетенции студентов через работу с немецоязычными видеоматериалами. Статья дополнена конкретным практическим материалом из опыта работы препода...
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)
«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...
Новые – практико-ориентированные подходы к формированию учебной мотивации студентов педагогического колледжа.
Преодоление разрыва между требованиями образовательного учреждения и уровнем подготовки выпускника педагогического колледжа, стало основной задачей стоящей перед системой профессионального образ...