Содержание работы обучающихся по развитию двигательных навыков на занятиях по штукатурно - малярному делу
статья

Статья об использовании педагогом трудового обучения методов, способствующих развитию двигательных навыков на уроках штукатурно-малярного дела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы обучающихся по развитию двигательных навыков

на занятиях по штукатурно-малярному делу

Успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Главными психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Воспитанники во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с ними различные действия, при этом повышается качество запоминания и мышления.

Задача работы с  детьми с нарушением интеллекта состоит в том, чтобы повысить уровень развития двигательных способностей  посредством занятий по штукатурно-малярному делу.

Для формирования двигательных навыков, для успешного решения необходимо  преодолеть много трудностей. В первую очередь необходимо всесторонне изучить как двигательную, так и интеллектуально-познавательную деятельность детей и подростков с нарушениями интеллекта, для того, чтобы успешнее и полнее решать проблему развития двигательных умений и навыков. Для этого надо искать такие подходы, использовать формы и методы, в процессе использования которых каждый воспитанник поднялся бы на более высокую ступень интеллектуального и моторного развития.

Процесс усвоения трудовых навыков может происходить наиболее эффективно при соблюдении одного из главных условий максимально возможного осознания обучающимися всех компонентов трудового действия. Сознательные действия - это те формы проявления активности человека, которые направлены на решение предстоящих задач и требуют участия сознания, т. е. вытекают из имеющихся знаний. Чтобы процесс усвоения трудовых навыков  происходил наиболее эффективно необходимо соблюдение одного из главных условий максимально возможного осознания обучающимися всех компонентов трудового действия. Сознательные действия - это те формы проявления активности человека, которые направлены на решение предстоящих задач и требуют участия сознания, т. е. вытекают из имеющихся знаний.

Для экономии трудовых движений и мышечных усилий оборудование, инструменты располагаются с учетом необходимости. Обучающиеся должны осознать важность организации рабочей зоны:

-не хватать лишнего;

-не бегать по всей площадке с кисточкой, чтобы смочить поверхность.

Обучение осознанным двигательным навыкам, умениям и действиям строится на основе следующей методической последовательности:

  1. Создание целевой установки на овладение операцией.
  2. Объяснение назначения операции и анализ её результатов.
  3. Обсуждение в беседе на основе наглядности и с демонстрацией педагогом правильно организованного рабочего места, размещения материала, подбора инструмента.
  4. Показ педагогом рабочего приема с объяснением трудовых действий.
  5. Просмотр видеосюжетов, демонстрирующих выполнение действия и операции в обычном и замедленном темпе, что позволяет наблюдать и дифференцировать правильные движения. Видеть характерные ошибки у себя и своих товарищей.
  6. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых действий и операций, возможных видах брака.
  7. Повторный показ приема набрасывания раствора перед выполнением пробной работы обучающимися. Демонстрация (показ) формирует у обучающихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают, сверяют свои действия.
  8. Первоначальное выполнение операции воспитанниками с проговариванием.
  9. Запись в тетрадях основных терминов, выражений относящихся к данной операции.
  10. Индивидуальная работа обучающихся на последующих занятиях по осознанию действий, движений, распределению внимания.

Таким образом, метод показа занимает приоритетное место в методическом арсенале педагога трудового обучения.

В качестве методических средств повышения осознания трудовых движений, действий используются такие наглядные средства: таблицы, плакаты, фото и видеоматериалы, где показаны рациональные приемы работы.

В качестве индивидуальных заданий применяются таблицы с описанием трудовых действий и движения. Используется коллективная работа с кроссвордами на обобщение знаний, отдельных операций технологического процесса.

У большинства детей с умственной отсталостью сохранно слуховое и зрительное восприятие. На основе этого педагог активно использует мультимедийные технологии, которые дают положительный результат при формировании устойчивой мотивации и зрительного образа изучаемых приемов.

Обучение успешному формированию двигательных умений и навыков обучающихся при выполнении трудовых операций невозможно без использования практических методов. Практической работе предшествует тренировочные действия.

Так, например работа с кельмой на уроке по теме «Набрасывание раствора штукатурной кельмой из ящика» сопровождалась следующими упражнениями:

-тренировка у доски и у учебных щитов захват инструмента, силы воздействия инструментом, рукой, распределения усилия;

-расположение тела по отношению к рабочей плоскости;

-тренировка определения угла наклона кельмы;

-тренировка пространственной ориентации при выполнении оштукатуривания справа налево и слева направо.

На первоначальных этапах практического обучения педагогом применяются подготовительные упражнения по выработке правильной позы, умению держать инструменты, по координации движений и т.д. При выполнении тренировочных упражнений педагогу важно предотвращать торопливость, побуждать воспитанников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат.

Воспитанники на практических занятиях работают группой (бригадой), звеном. Работой группы руководит «старший», функции которого обучающиеся выполняют поочерёдно, с целью научится и руководить и подчиняться, нести ответственность за всех. Со стороны педагога осуществляется контроль и помощь, оценивание индивидуальных результатов. Выполнение трудовых действий, движений сопровождается проговариванием воспитанниками, обсуждением возможной ошибки.

Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках, анализ каждого рабочего движения, объединение ряда движений в единое действие, позволяет педагогу контролировать уровень осознания воспитанниками выполнения трудовых действий.

Особое внимание при развитии двигательных навыков педагогом обращается на выявление ведущей руки воспитанника, то есть у воспитанников разные рабочие руки, кто - то держит инструмент в правой руке, а кто - то в левой. Педагогу важно помнить, что трудовые действия выполняются зеркально. В этом помогает демонстрация видеосюжетов для леворуких.

Одним из условий успешного формирования двигательных навыков является физическая подготовка ребенка. Трудно справится физически слабому ребенку с операцией набрасывания раствора. Устают быстро, пропускают важные движения. Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах трудовой деятельности воспитанника. Совместная работа с педагогом физической культуры дали положительные результаты. Учитывая общие положения, лежащие в основе развития двигательных способностей, вместе с педагогом физкультуры определили приоритетные упражнения, над которыми работали как на занятиях трудового обучения, так и на занятиях физкультуры:

· упражнения, развивающие согласованность движений, пространственную ориентировку и связанную с ней точность;

· направленные на совершенствование умения своевременно и относительно полно расслаблять мышцы;

· упражнения в равновесии, развивающие способность сохранять устойчивое положение тела при разнообразных движениях и позах (по возможности в условиях неожиданного изменения окружающей обстановки).

Выделены две группы упражнений, оптимально способствующих развитию двигательных навыков у воспитанников.

1. Упражнения, способствующие обогащению двигательного опыта воспитанников: на развитие координации, с использованием необычных исходных положений, с изменением скорости или темпа выполнения движения, «зеркальное» выполнение упражнений.

2. Упражнения на расслабление:

- с произвольным расслаблением мышц;

- с быстрым чередованием напряжения и расслабления мышц.

Обучение движениям, основанное на закономерностях формирования двигательных навыков, осуществлялось по методике поэтапного овладения ими.

Кроме методической подготовки педагога, успех формирования умений и навыков на занятиях по  штукатурно-малярному делу во многом определяется и материально-техническим обеспечением мастерской, которая имеет все необходимое оборудование для прочного усвоения обучающимися программы.

Таким образом, использование педагогом трудового обучения всех методов: показа, наглядности, практических заданий, целесообразная организация рабочей зоны, применение тренировочных упражнений в сотрудничестве с педагогом физической культуры, в полной мере способствует развитию двигательных навыков на уроках штукатурно-малярного дела  в  Детском доме №1 для детей -   инвалидов и инвалидов с детства с  нарушениями умственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Штукатурно-малярное дело" 7 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по предмету "Штукатурно-малярное дело" 7 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Рабочая программа по предмету "Штукатурно-малярное дело" 8 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по предмету "Штукатурно-малярное дело" 8 класс для специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ «ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОЕ ДЕЛО» для учащихся 5 классов

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ.Программа является авторской. 5-9-е классы: автор Кутузова Елена Юрьевна, Руф Эмма Федоровна – учителя ...

кроссворд по штукатурно-малярному делу

кроссворд по штукатурно-малярному делу...

рабочая программа по штукатурно-малярному делу в 5-6 классе коррекционной школы

рабочая программа по штукатурно-малярному делу 5-6 класс коррекционной школы...

Коррекционно-развивающие методы обучения на занятиях по штукатурно-малярному делу

Статья о систематическом применении специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, об активных методах обучения, приемах обучения, игровых элементах и использовании современных педагоги...