ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ «ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОЕ ДЕЛО» для учащихся 5 классов
рабочая программа на тему
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ.
Программа является авторской. 5-9-е классы: автор Кутузова Елена Юрьевна, Руф Эмма Федоровна – учителя трудового обучения в специальной ( коррекционной ) школе VIII вида г. Омска.
Программа имеет рецензии:
-ОГПУ г. Омска, рецензор к.п.н., доцент кафедры спецпедагогики и психологии ОГПУ Четверикова Т. Ю.
-ХРИПКиПРО г. Абакана, рецензор зав. кабинетом «Технологии» ХРИПКиПРО Марьясов А.А., Рябинов К. Н
Актуальность программы в том, что Программа успешно способствует реализации регионального компонента. Так как трудовое обучение является не просто одним из предметов школьного курса, оно создает наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков в развитии учащихся и их социальной адаптации и социализации в обществе.
Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях. Содержание программы включает теоретический и практический материал и направленный на:
-развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков;
-коррегирование их психофизического состояния на основе данной профессии;
-развитие речи учащихся на основе их практической деятельности;
-обучение планированию своей работы, пользованию технико-технологической документацией;
-выработку у учащихся четкого понимания производственной профессиональной терминологии;
-обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности;
-воспитание учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.
Профессионально трудовая подготовка учащихся с нарушением интеллекта базируется на общих принципах обучения, носит коррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников. К специфическим задачам обучения труду учащихся в первую очередь относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами работы.
Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить. Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные, наглядные, практические и такие приемы, как подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, логические поисковые задания, работа творческого характера Выбор метода и приема определяется возрастными, а так же индивидуальными и типологическими особенностями учащихся.
На уроках труда дети должны овладеть профессиональной терминологией, научиться в устной форме излагать план предстоящей работы и отчитаться о проделанной. Каждый урок должен развивать ребенка, способствовать росту его теоретических знаний и практических профессиональных умений и навыков. Очень важно для этого использовать индивидуальный раздаточный материал: (инструкционные, пооперационные, технологические и технические карты, тесты, карточки словарной работы и технологической терминологии).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18 VIII вида»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР КОУ «Адаптивная школа № 18» _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор КОУ «Адаптивная школа № 18» _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
«ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОЕ ДЕЛО»
для учащихся 5 классов
Кутузовой Елены Юрьевны
учителя высшей квалификационной категории
2015- 2016 учебный год
часы | Наименование тем | Цели | Словарная работа | Дата |
52 | 5 класс 1 четверть | |||
6 | Вводное занятие | Познакомить учащихся с порядком получения и сдачи рабочего инвентаря, правилами поведения в мастерских; Коррекция внимания, на основе специальных упражнений; Воспитание положительной мотивации к учению; | ||
2 | Ознакомление учащихся с мастерскими, порядок получения и сдачи материалов и инструментов | Инструктаж | ||
1 | Техника безопасности в мастерских на рабочих местах | Познакомить учащихся с требованиями по охране труда и причинами травматизма | Безопасность труда | |
1 | Гигиена труда | Коррекция памяти на основе упражнений с запоминанием | Гигиена труда | |
2 | Производственная санитария и профилактика травматизма | Научить различать виды травм и оказывать первую помощь; Развивать умение понимать связь событий; Воспитание положительной мотивации к учению | Санитария | |
22 | Обойные работы | Формирование умения различать виды обоев; отработка навыка сравнения на основе анализа; Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений со спичками; Воспитание положительной мотивации к учению | ||
2 | Общие сведения об обойных работах, их назначение. | Формирование умения различать виды обоев; отработка навыка сравнения на основе анализа; Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений со спичками; Воспитание положительной мотивации к учению | Обои, обойные работы | |
2 | Способы наклеивания обоев | Впритык, внахлест | ||
2 | Инструменты и приспособления для выполнения обойных работ. Уход за инструментом | Закрепление навыка работы и ухода за рабочим инструментом; Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении; | Уровень, отвес, рулетка | |
1 | Этапы подготовки поверхностей к наклейке обоев | Научить различать основные этапы подготовки поверхностей к наклейке обоев; Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении | Шпатлевание, грунтование | |
1 | Правила техники безопасности при выполнении обойных работ | |||
2 | Клеящие составы для обойных работ | Научить различать сходства и различия предметов; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | Бустилат, КМЦ, клейстер | |
2 | Практическая работа: «Приготовление клея КМЦ» | Формирование умения работать по составленному плану, анализировать свою деятельность; Развитие наглядно-действенного механизма мышления на основе специальных упражнений; Воспитание положительной мотивации к учению | Клей КМЦ | |
2 | Практическая работа: «Обрезка кромок обоев вручную» | Обои, кромка обоев | ||
2 | Практическая работа: «Подготовка поверхностей к наклейке обоев » | Дефект штукатурки | ||
2 | Практическая работа: «Наклеивание макулатуры» | Формирование умения и навыка наклеивания макулатуры на поверхность; Коррекция внимания на основе упражнений в подборе аналогий; | Макулатура | |
2 | Оклейка поверхностей простыми обоями впритык | Формирование навыка наклейки обоев впритык; Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении; Воспитание мотивации к учению | Наклейка впритык | |
2 | Оклейка поверхностей простыми обоями внахлест | Формирование навыка наклейки обоев внахлест; Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании; Воспитание мотивации к учению | Наклейка внахлест | |
24 | Общие сведения о малярных работах | Познакомить учащихся с основами малярных работ; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | ||
2 | Виды и назначение лакокрасочных покрытий | Познакомить учащихся с видами лакокрасочных покрытий, научить различать по внешнему виду; Развивать быстроту переключения внимания; Воспитание мотивации к учению | Лакокрасочные покрытия, лакирование, окраска | |
2 | Основные свойства красочных составов | Научить различать сходства и различия предметов; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | Красящая способность, розлив | |
2 | Требования к поверхностям при малярных работах | Грунтование | ||
2 | Подбор кистей. Уход за кистями и валиком | Закрепление навыка работы и ухода за рабочим инструментом; Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении; | Кисть макловица, ручник, флейцевая | |
2 | Подбор цвета в окрашиваемом помещении | Научить различать сходства и различия предметов; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | Эмаль, пигмент | |
2 | Правила техники безопасности | Инструктаж | ||
2 | Практическая работа: «Приготовление малярного состава» | Научить учащихся самостоятельно приготавливать красочные составы; анализировать выполненную работу; Коррекция мышления на основе упражнений в классификации; Воспитание самостоятельности | Вязкость | |
2 | Смешение красок | |||
2 | Практическая работа: «Определение вязкости состава» | Отработка умения самостоятельно приготавливать колер, определять его качество, планируя свою деятельность; Развитие наглядно-действенного механизма мышления; Воспитание самостоятельности в работе | Вязкость состава | |
2 | Вспомогательные материалы | Познакомить учащихся с видами вспомогательных материалов; Развитие логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей; Воспитание мотивации к учению | Растворитель, олифа | |
2 | Защитные приспособления, инвентарь | Закрепление навыка работы и ухода за рабочим инструментом; Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении; Воспитание мотивации к учению | Промывка. Скипидар. Керосин | |
2 | Практическая работа «Зачистка , шлифовка деревянных поверхностей» | Практическое формирование умения и навыка работы со строительными приспособлениями; Развитие наглядно-действенного механизма мышления; Воспитание самостоятельности в работе | Зачистка, шлифовка | |
42 | 2 четверть | |||
6 | Краткие сведения о зданиях | Дать понятие о видах зданий, Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании; Воспитание устойчивости внимания | ||
2 | Технические сведения. Виды зданий: жилые, общественные, производственные, их назначение. | Научить различать сходства и различия предметов; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | Сведения Жилые Общественные Производственные Назначение | |
2 | Различие зданий в зависимости от материалов, применяемых при возведении стен. | Возведение Материал | ||
2 | Внутренняя отделка зданий. | Научить различать сходства и различия предметов; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | Внутренняя отделка | |
6 | Отливки из гипса и цемента | |||
2 | Растворы для изготовления из гипса и цемента, их состав. | Развитие наглядно-действенного механизма мышления; Воспитание самостоятельности в работе | ||
2 | Свойства гипса и цемента. | Развивать умение воспроизводить полученные знания в новых условиях; Воспитание устойчивости внимания | ||
1 | Подготовка форм для отливок. | Научить различать сходства и различия предметов; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | Практическая работа: подготовка растворов из гипса и цемент (подбор форм для отливок и их подготовка; смазка форм; | |
1 | Правила заполнения форм раствором. Определение готовности отливок. | Практическая работа: заполнение форм цементным или гипсовым раствором; | ||
2 | Правила и время сушки готовых изделий и их отделка. | Практическое формирование умения и навыка работы со строительными приспособлениями; Развитие наглядно-действенного механизма мышления; Воспитание самостоятельности в работе | Практическая работа: снятие отливок путем перевертывания или разборки форм; сушка отливок и их отделка; вырезание на отливках различных рисунков (звезда, сердце, глаза и др.)). | |
12 | Общие сведения о растворах для штукатурных работ | Познакомить учащихся с видами штукатурных работ; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | ||
2 | Виды растворов | Познакомить учащихся с видами штукатурных работ; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | ||
2 | Требования к растворам | Научить различать виды простых растворов; Коррекция зрительных восприятий на основе упражнений в различении и узнавании; Воспитание мотивации к учению | раствор | |
2 | ТБ при приготовлении растворов | Простой, сложный раствор | ||
2 | Подготовка материалов для приготовления растворов | Коррекция логики мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных отношений | Спецодежда | |
2 | Практическая работа «Приготовление цементного раствора» | Формирование навыка и умения подготовки сухой растворной смеси; Коррекция зрительных восприятий на основе упражнений в различении и узнавании; Воспитание мотивации к учению | Растворная смесь | |
2 | Практическая работа «Приготовление глиняного раствора» | Практическое закрепление навыка и умения приготовления цементного раствора; Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении; Воспитание экономичности | Цементный раствор | |
16 | Штукатурка ранее оштукатуренных стен внутри здания | Практическое закрепление навыка и умения приготовления глиняного раствора; Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении; Воспитание экономичности | Глиняный раствор | |
2 | Виды разрушения штукатурки стен: трещины, отслаивание. | Формирование умения и навыка работы с рабочим инструментом; Развитие наглядно-действенного механизма мышления; Воспитание самостоятельности в работе | ||
2 | Причины возникновения дефектов штукатурки. | Познакомить учащихся с видами и назначением штукатурных работ; Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении; Воспитание устойчивости внимания | ||
2 | Растворы для ремонтных работ. | Научить различать сходства и различия предметов; Развивать умение сравнивать и анализировать предметы; Воспитывать устойчивость внимания | Обрызг, грунт, накрывка | |
2 | Практическая работа: "Подготовка поверхности стен для ремонта" | Формирование навыка работы и ухода за рабочим инструментом; Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении; Воспитание мотивации к учению | Очистка , обеспыливание | |
2 | Практическая работа «Очистка поверхности стен от старой штукатурки» | Штукатурный слой | ||
2 | Практическая работа «Приготовление раствора для ремонта. Определение его подвижности» | Формирование навыка работы с рабочими инструментами; Развивать логическое мышление на основе упражнений в сравнении; Воспитание экономичности в работе | Подвижность раствора | |
2 | Самостоятельная работа «Увлажнение мест, приготовленных для ремонта; выполнение операций штукатурки» | Цементный раствор | ||
2 | Контроль качества штукатурных работ | Совершенствование навыка работы с рабочими инструментами; Развивать логическое мышление на основе упражнений в сравнении; Воспитание экономичности в работе | Оштукатуривание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению в 8 классе
Тема программы: Обойные работы.Тема урока: Подготовка обоев к наклеиванию.Цели урока: Повторить материал по теме: Обои, фризы и бордюры....
Тестовый материал по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 4 класс
Тестовый материал для обучающихся и воспитанников 4 класса специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 8 класс
Рабочая программа используется в коррекционной общеобразовательной школе 8 вида....
Урок-презентация по профессионально-трудовому обучению (столярное дело)
В этой презентации подробно показан план работы по изготовлению ручки для напильника на токарном станке....
Открытый урок По профессионально-трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс швейное дело.
Итоговый урок по теме: Юбки. Цель урока: систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по теме «Юбки»...