Статья "Особенности личностной направленности подростков"
статья

Китова Ольга Анатольевна

"Особенности личностной направлености подростков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_lichnostnoy_napravlennosti_podrostkov.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности личностной направленности подростков

В подростковом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обуславливающие психологическую перестройку.

«В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его» - (В.С. Мухина).

Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Подросток стремится обрести себя как личность – это порождает потребность в отчуждении от взрослых. Отчуждение внешне выражается в негативизме.

Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и как не странно, она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности. В этом противостоянии себя взрослым подросток отстаивает свою независимость и права, и тут же ожидает от взрослых помощи, защиты. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами: подросток стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества. Многие изменения наблюдаются в плане формирования личности.

Главной особенностью в поведении подростка является - личностная нестабильность. Личная нестабильность подростка проявляется в неустойчивости самооценки, эмоциональной лабильности, а также по проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных по противоречивости его характера и устремлений. Ученые Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.И. Журавлев, А.М. Захаров, И.С. Кон — связывают данные поиски с процессом формирования направленности личности. Направленность личности – системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Б.Ф. Ломов подчёркивал — именно направленность определяет психологический облик личности. Направленность – это модус личности, стержень ее структуры, определяющий инициативное поведение, которое выходит за пределы пассивных реакций на внешние раздражители.

Й.Г. Белявский отмечает — стойкая иерархия мотивов поведения дает возможность в определённых границах предусмотреть общую направленность личности, ее поступков. Мотивы, которые доминируют в мотивационной сфере личности подростка, отличаются относительной устойчивостью и определяют ее направленность. Сама же направленность определяет дальнейшую судьбу конкретного человека. В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория значимости (Л.Ф. Добрынин), потребностей и мотивов (С.Л. Рубинштейн, А.Л. Леонтьев, Л.И. Божович, Ю.М. Орлов), отношений личности (Б.Ф. Ломов, В.Л. Мясищев), теория установки (Д.Н.Узнадзе). Все они в той или иной степени связаны между собой. Для определения направленности личности подростка актуальна в наше время концепция И.Д. Егорычевой. Направленность представляется ею как система доминирующих отношений личности, проявляющихся в двух позициях: отношения личности к себе; отношение личности к « другим». И.Д. Егорычевой были выделены четыре направленности личности: гуманистическая, эгоистическая, социоцентрическая и негативистическая с рядом акцентуаций. Данная концепция позволяет рассматривать направленность личности как причинно-следственную связь доминирующих отношений – доминирующих социальных установок, доминирующих смыслообразующих мотивов ведущей деятельности – ее личностного смысла – жизненной позиции личности – личностных ценностей.

Опираясь на концепцию И.Д. Егорычевой, выделяем смыслообразующие мотивы ведущей деятельности в подростковом возрасте. Период подросткового возраста является сенситивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации.

Как подчеркивает Эльконин Д.Б. - «открывает возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельность по самообразованию и самосовершенствованию…». Обучение в старших классах приобретает новый – личностный смысл учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, делает его более взрослым в его собственных глазах. Л.И. Божович считает, что желание хорошо учиться у подростков определяется больше всего их стремлением оказаться на уровне требований, предъявляемых сверстниками, завоевать качеством своего учебного труда их авторитет.

Такой же точки зрения придерживается В.С. Мухина: «Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности. Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников, как носитель особого фетиша. В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения. Они связаны с профессиональными намерениями, с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем. Подростковый возраст - это период первичной амбивалентной оптации.

Отрочество – один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям .

Изучением проблемы выбора профессии в подростковом возрасте занимались Зеер Э.Ф., Ильин Е.П., Климов Е.А., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., Павлова А.М., Романова Е.С., Садовникова Н.О.

Подростки подражают внешним формам поведения взрослых. Мальчики-подростки держат курс на романтические профессии «настоящих мужчин» (автогонщик, космонавт, лётчик-испытатель). Для овладения такими профессиями нужно быть мужественными, обладать сильной волей, выдержкой, смелостью. Девочки не отстают от мальчиков, тоже ориентируются на профессии «настоящих женщин»: обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Огромное влияние на ориентацию романтических профессий имеют средства массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Чтобы достичь желаемого будущего подростки стремятся к самовыражению и самоутверждению: занимаются в разных кружках, у них появляется дифференцированное отношение к разным учебным предметам.

Профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределённост. Перед подростком встает много вопросов: Куда пойти учиться? Какую выбрать профессию? Где найти работу по этой профессии? Какие материальные возможности этой профессии? Чтобы правильно разобраться в этой ситуации подростку нужно соотнести свои потребности, интересы, позиции, мечты с собственными возможностями: эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья, способностями, подготовленностью.

А также способности нужно соотнести с особенностями профессии, специальности, конкретной трудовой функции. Для решения всех этих проблем подростку нужно составить личный профессиональный план. Он должен быть готовый рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Одна из центральных потребностей подростка общение. Общение со взрослыми в подростковом возрасте теряет свою актуальность, особую значимость приобретают отношения со сверстниками. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений в игре, учении, свободном времяпрепровождении.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать собственную личность, определить свои возможности в общении. В духовном и интеллектуальном плане — общение становится более глубоким и содержательным, формируются такие эмоционально насыщенные формы, как любовь и дружба. «В начале подросткового возраста общение имеет гомосоциальный характер, позже оно становиться гетеросоциальным. Такое развитие общения помогает молодым людям освоить гендерные роли, соответствующее им поведение, принять социальные нормы и ценности.

Таким образом, рассматривая особенности личностной направленности подростка, мы пришли к выводу: учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя, в этом возрасте формируется идеал личности, появляется потребность в самоутверждении, в самосовершенствовании, в деятельности, имеющий личностный смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей  на курсах  по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...

Личностно- ориентированная технология: гуманно- личностная.

laquo;...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для мног...

Тренинг личностного роста для детей и подростков «Дорога моей жизни»

Цель: обучение подрастающего поколения успешному функционированию в постоянно меняющемся современном мире.Задачи: Повысить уверенность в себе.Развить целеустремленность.Совершенствовать коммуникативны...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 02.02. Методика организация досуговых мероприятий Тема 2.1. Теория содержания и основные направления культурно – досуговой деятельности детей и подростков

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК 02.02. Методика организация  досуговых  мероприятий Тема 2.1. Теория содержания и основные  направления культурно – дос...

Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»

В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации  одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...

Как успешно адаптироваться подростку в колледже после 9 класса (советы родителям подростков)

Советы родителям подростков, которые после 9 классов школы поступили учиться в колледж. Важный период адаптации подростка 15-17 лет в новом коллективе не всегда проходит гладко, так как этот возрастно...