Личностно- ориентированная технология: гуманно- личностная.
статья
«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего«момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.»
(Амонашвили Ш.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_orientirovannaya_tehnologiya.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно- ориентированная технология: гуманно- личностная.
О педагогических технологиях
Основой педагогической деятельности является владение педагогическими технологиями способов и средств, направленных на изучение и активизацию учебно-воспитательной деятельности каждого ученика.
Любая учебная деятельность состоит из множества учебных процессов. От знания и понимания учителем, как школьник способен участвовать в учебном процессе и умеет практически применять полученные знания и приобретенные умения, и навыки зависит результат обучения. Учебный процесс повторяется снова и снова. На этом основано повторение и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков. На смену отдельным формам и методам обучения приходят системные педагогические технологии. Педагогические технологии должны быть направлены на разработку каждым педагогом индивидуальных условий, основанных на изучении учебных возможностей каждого школьника и на этой основе создания системы гуманных педагогических взаимоотношений обучающих и обучающихся, направленных на активизацию учебно-воспитательной деятельности, посредством введения адекватного педагогического и методического сопровождения, позволяющего раскрыть учебные двигатели человеческого сознания и духовные.
Педагогическая технология – это продуманная система, позволяющая раскрыть возможности достижения положительных результатов в образовательной деятельности.
В педагогике существует большое количество авторов занимающихся разработкой педагогических технологий: Амоношвили Ш.А., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Шаталов В.Ф., Щуркова Н.Е., Якиманская И.С. и др.
Можно выделить следующие задачи педагогических технологий: создание условий для восприятия, усвоения и закрепления школьниками прочных теоритических знаний; создание условий для формирования и сознательного применения практических умений и навыков при решении учебно-воспитательных задач на основе поэтапного мышления; создание условий для изучения, понимания и соблюдения школьниками системы социальных норм, правил и привычек поведения.
Переход к практической реализации той или иной педагогической технологии начинается с определения целей ее применения для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Смысл педагогической технологии заключается в том, чтобы все школьники в процессе урока смогли добиться положительного результата в соответствии с их учебными возможностями. Решение данной проблемы возможно на основе:
- Диагностики (мониторинга) качества знаний на каждом этапе обучения.
- Создание условий для активизации учебной деятельности каждого ученика.
- Гуманной психолого-педагогической оценки учебного труда школьников.
Этому способствует адекватное применение методов и средств обучения. Методы применения педагогических технологий – это система способов деятельности учителя и учащихся, направленная на развитие , воспитание учащихся в процессе усвоения знаний и формирование практических умений и навыков. Средства применения педагогических технологий – это специально разработанное адекватное методическое сопровождение, направленное на изучение и активизацию учебно-трудовой деятельности каждого школьника.
Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не только научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, появляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни Ш.А.Амоношвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты.
Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:
- Уроки познавательного чтения.
- Уроки письменноречевой деятельности.
- Уроки родного языка.
- Уроки математических воображений.
- Уроки духовной жизни.
- Уроки постижения красоты.
- Уроки планирования и деятельности.
- Уроки смелости и выносливости.
- Уроки о природе.
- Уроки о мире наук.
- Уроки общения.
- Уроки иностранной речи.
- Уроки игры в шахматы.
- Уроки компьютерной грамотности.
Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.
7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.
8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.
Овладение основами гуманного педагогического мышления — непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.
Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей младшего школьного возраста
Шалва Александрович Амонашвили в пособии для учителей "Здравствуйте, дети!" обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.
"Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания" - пишет Ш. Амонашвили в предисловии.
Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу "педагогической симфонией", лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили "В школу – с шести лет". Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
- Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
- Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
- В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
- В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.
Понятия: гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ.
Во-первых,гуманность учителя - позиция,которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность,в умении не подавить человеческое профессиональным,проявить и понять настроение детей, ребенка,коллег, родителей,а также соотносить свое душевное состояние с конкретными обстоятельствами.
Во-вторых,гуманность ученика - внутренняя установка на доброе начало,преимущественно выражающаяся в зависимости от возраста ребенка сначала в умении жалеть,сопереживать,помогать, у подростков- в пестрой смеси порой противоречивых,как и сами ребята,ценностей в желании общаться со старшими,в оформлении личных интересов и занятий, у старших - в уважении к суждениям и образу жизни сверстников,в порядочности,уважении душевного мира - своего и других, самостоятельности принимаемых решений, чувств собственного достоинства и достоинств других, в жизненном самоопределении(выборе решений).
В тоже время известно: все прогрессивные образовательные системы прошлого и настоящего неизменно строились и строятся на признании прав ученика быть личностью и развиваться,в первую очередь,духовно. Духовно- значить гуманно.Ведь сама гуманизация не что иное,как возрастание веры педагога в потенциалы личности и возможности их раскрытия,обогащения.
Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в совершенствовании,возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов,заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания.14При этом следует заметить: никто,конечно, не может отрицать того лучшего,что накопила прежняя школа,чаще вопреки господствовавшим идеологическим схемам, как никто не может отрицать, что это лучшее стало золотым фондом нашей педагогики и школы.
Идеи гуманизации затронула школы, вызвав в ней существенные изменения,которые можно оценивать как тенденции,способные придать школе новый облик.Их объединяют общие черты:уважение к ребенку и его собственному“Я”, признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.
Наряду с этим принцип открытости придает школе новый облик и, зачастую,новую структуру.В этом случае исчезает жесткость структуры школы, программа становится более гибкой,разнообразной и адаптированной к потребностям детей.
Гуманистический климат школы- важный и самый трудный для реализации.Он требует от педагогов и других специалистов,работающих с детьми, компетентности,преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С.Френе отмечает,что необходимо“понять душу ребенка, его психологию.Каждый выберет свою дорогу,отвечающую индивидуальным склонностям,вкусам и запросам”.
Заключение
«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего«момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.»
(Амонашвили Ш.А.)
Список литературы:
- Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – Екатеринбург, 1993. Т. 3. с. 140.
- Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М., 2000.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 2001.
- Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1977.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.Общедидактический аспект. – М., 1977.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М., Педагогика, 1989.
- Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики – М., 1996. с. 19.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка – М., 1985.
- Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии – М., Знание, 1992.
- Корчак Я. Антология гуманной педагогики – М., 1997. с. 39—40
- Лернер И.Я. Внимание технологии обучения// Сов. Педагогика – №3, 1990. с. 138-141.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
- Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики – М., 1997. с. 19.
- Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М., Просвещение, 1980.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина//Педагогика.- №2, 1993. с.66-70.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования – М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»
Вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематиче...
Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."
В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...
Научная статья " ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ"
В данной статье рассматриваются следующие аспекты:-классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»;-целевые ориентации;-особенности содержания и методики;-гуманно-личностный по...
Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе
Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...
Личностно-ориентированные технологии обучения Обучение в сотрудничестве
На занятиях физической культуре, тренировках, особенно в условиях соревновательной деятельности учащиеся переносят больше моральные и физические нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, преодоления соп...
Личностно-ориентированные технологии: планирование урока и технология проведения
Личностно-ориентированные технологии:планирование урока и технология проведения...
Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская.
Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская....