Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
статья

  В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей   школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности

Дмитриев Олег Алексеевич,

учитель СПб ГБПОУ РК «Кировский»

Гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.

В гражданско-патриотическом воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет.

Вопросы гражданственности и патриотизма всегда были в центре внимания педагогической мысли России, они отражали объективное состояние общества на определенном этапе развития и господствующую в нем идеологию. Поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении, проблема формирования гражданственности у подрастающего поколения становится актуальной.

Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у подростков лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность подросткового коллектива и, организуя в соответствии с годовым планом, общеколледжные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой, историей, культурой России и малой родины.

Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение и в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отмечу, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников, их интересы и желания.

Одной из наиболее распространенных, чаще всего используемых форм гражданского воспитания является беседа. Она может быть индивидуальной или групповой, а ее результативность зависит от того, кто ведет беседу. На первый взгляд кажется, что использование метода беседы в воспитательной деятельности с учениками является малоэффективным. Однако, если эта работа проводится по определенной программе, которая сложилась в практике воспитательной работы колледжа на протяжении значительного периода, можно говорить о значительном потенциале этого воспитательного мероприятия и его достаточной эффективности. Чаще всего метод беседы применяют во время проведения воспитательных, классных, просветительско-воспитательных часов или же, как вступительное слово к другим воспитательным мероприятиям. Вовремя их проведения могут применяться элементы лекции, сообщения, рассказа и т. п. При этом важно восторженно, с добрым расположением духа подать информацию, заинтересовав ею учеников. В заключительной части беседы важно сделать выводы на основе освещения темы, побуждая тем самым учеников к самообразованию и самосовершенствованию, формированию тех положительных качеств и черт характера, о которых шла речь в процессе воспитательного мероприятия.

Особую роль в формировании гражданских качеств учащихся играют дискуссии и диспуты. Их организация требует тщательной подготовки как от учителя, так и от учащихся. Важно не только определить тему, но и подготовить вопросы доя обсуждения, продумать тезисы выступления, подобрать убедительные аргументы. Так, например, в дискуссиях и диспутах о патриотизме поднимаются вопросы: «Патриотизм — это мода или пробуждающееся самосознание нации?», «Важно ли быть патриотом сегодня?» и др. В подготовке подобных мероприятий учащимися развивается их интеллектуальный и творческий потенциал, происходит переоценка ценностей, формирование гражданской позиции.

В процессе патриотического воспитания учащихся следует использовать многообразие средств и форм воспитательной работы, которые бы усложнялись из года в год и наполнялись новым содержанием.

Перечислить все формы воспитательной деятельности, их тематику практически невозможно. Воспитание патриотизма и гражданственности — процесс сложный. Он требует от педагога постоянного творческого поиска новых эффективных форм и средств, повышения собственного профессионального уровня и усовершенствования методики практической реализации поставленных задач. Таким образом, патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству. В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовности и патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности, используя краеведческий материал

Формирование мотивации к обучению является одним из приоритетных задач образования.. На своем опыте я убедилась , что изучение краеведческого материала и является таким мотивом.Одним  из ключевых...

Этнокультурное обучение и воспитание через уроки музыки и внеурочную деятельность

При знакомстве с этнокультурой, обычаями, традициями, фольклором, профессиональным музыкальным искусством не только расширяется музыкальный кругозор учащихся, но и происходит осознание вклада своего н...

Социальные проекты как средство формирования гражданственности и патриотизма

Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов. - Севастополь: ООО "РИБЕСТ", 2020. С. 269-272....

Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодёжи

В условиях современной России воспитание гражданственности и патриотизма современной молодёжи является одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. Она охватывает всех людей без исключения в н...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...

Влияние развития патриотических традиций и сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»

Влияние развития патриотических традиций и  сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»...