статья о роли музея в формировании гражданственности и патриотизма
статья по теме
Предварительный просмотр:
Роль музея в формировании ценностного отношения к историко-культурному и природному наследию региона, страны.
В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения во всех сферах жизни, происходит переоценка всех ценностных установок.
Сегодняшние учебные заведения должны быть очень динамичной системой, быстро реагирующей на все изменения, происходящие за её порогом. Один из важнейших вопросов, который стоит перед нашим образовательным учреждением сегодня – это возрождение духовных традиций России, донести до обучающихся такие основополагающие понятия как: Родина, Отечество, Отчизна, родной край, патриот, герой, ветеран войны и труда.
Задачу возрождения духовности необходимо решать немедленно, и начинать следует с воспитания детей. Педагоги должны способствовать самоопределению подростка в области культуры, формированию патриотизма, выработке жизненной позиции. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтоб обучающиеся понимали и ценили свой родной край, они должны сопереживать тем событиям которые происходят на родной земле. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся и на примере которых должны воспитывать своих обучающихся. Сегодня учебные заведения – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей, которые будут гордиться Родиной, а значит, когда это необходимо, смогут её защитить и прославить, как их отцы и деды.
Нашему училищу в этом смысле очень повезло, так как в нашем учебном заведении работает музей « Барышский край».
Основными задачами музея является формирование у молодого поколения патриотических чувств, гражданственности, приобщение обучающихся к изучению знаменательных событий своего края.
Музей – это творческое сотрудничество учителей и обучающихся, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций училищной жизни. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.
Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.
Опыт показывает, что музей соединяет разные формы внеклассной работы и позволяет выделить общую тенденцию: системность в работе, массовое приобщение обучающихся к истории, к углубленному изучение предметов, интеграцию и творческое развитие личности.
Музей выполняет следующие функции: документирование истории, культуры и природы родного края, России путём выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов; осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, развитию, социализации обучающихся, организация культурно-просветительской, информационной и поисковой деятельности, развитие ученического самоуправления.
В музее постоянно действуют следующие экспозиции: Далёкое прошлое, На рубеже веков, Человек славен трудом, Сороковые роковые, Театр, Текстильный край, Художественная самодеятельность, Рабочие фабрики имени П.Х.Гладышева.
Поисковая работа с обучающимися выражается в поисковых заданиях для актива музея как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в исследованиях и обобщении краеведческого материала в фондах музея.
На базе музея в сентябре 2011 года был создан патриотический клуб « Клио», цель которого, формирование у подрастающего поколения гордости за свою страну, свой народ, приобщение детей к нравственному идеалу общества, воспитание патриотических, нравственных и эстетических чувств.
Систематизирован материал об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в Барыше и Барышском районе, тружеников тыла. Ведётся сбор материала о боевом пути 344 Краснознаменной Рославльской дивизии, которая формировалась на территории Барыша. Ведётся сбор материала об учителях-ветеранах педагогического труда « Светоносцы нашего училища», о комсомольской организации, о жизни и деятельности интересных и талантливых земляков. Созданы альбомы памяти, посвященные людям, которые прошли войну, а также электронные презентации по всем темам. Огромное количество творческих работ обучающихся по истории родного края: История земли Симбирской, История Жадовской пустыни, Святых ключей чистейшая слеза.
Стало традицией работа клуба интересных встреч, когда приглашаются ветераны Великой Отечественной войны или Афганской войны, где обучающиеся могут задавать им вопросы, которые их интересуют, это проходит в очень тёплой и трепетной обстановке.
Важным достижением является выпуск газеты музея « Наш музей», где отражается актив музея, план работы музея на месяц и основные даты истории края и России, а также различные объявления, о конкурсах, о награждении…
Методическая функция музея тесно связана с поисковой и объединяет педагогический коллектив и обучающихся в единое дело. Музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея, интегрированные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю, участие в Областных конкурсах литературно-творческого краеведения, которые расширяют кругозор обучающихся, развивает у них познавательный интерес. В музее представлены методические разработки по следующим темам: музейный урок - День народного единства, урок, посвященный 70-летию Параду Победы на Красной площади в Москве, музейный урок, посвященный 70-летию Московской битвы, методическая разработка урока мужества Блокада Ленинграда, методическая разработка классного часа Сталинградская битва, сценарий « Юным защитникам Отечества посвящается…»,внеклассное мероприятие: « Песни военных лет», литературная композиция « Война вошла в мальчишество моё», методическая разработка интегрированного урока « Письмо с фронта».
Ежегодно ко всем торжественным дням, связанным с героическим прошлым страны, организуем и проводим конкурсы газет и плакатов. К 23 февраля организуем выставку фотографий выпускников училища, кто в данный момент служит в рядах Российской армии.
В мае в музее проводится конференция « Сохраним наше гордое прошлое», где активисты музея показывают и рассказывают о своих достижениях за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)
В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...
Роль музея образовательной организации в формировании патриотизма у школьников.
В статье рассматривается опыт воспитательной работы музея образовательной организации в формировании патриотизма у обучающихся....
Социальные проекты как средство формирования гражданственности и патриотизма
Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов. - Севастополь: ООО "РИБЕСТ", 2020. С. 269-272....
Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодёжи
В условиях современной России воспитание гражданственности и патриотизма современной молодёжи является одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. Она охватывает всех людей без исключения в н...
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения ...
Влияние развития патриотических традиций и сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»
Влияние развития патриотических традиций и сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»...
Методическая разработка «Патриотизм и толерантность. Роль языка в формировании картины мира»
Методическая разработка...