Влияние развития патриотических традиций и сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»
статья

Агафонкина Елена Александровна

Влияние развития патриотических традиций

и  сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны

в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.statya_k_ped.chteniyam_2020_psiholog_agafonkina_e.a.docx79.17 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИpath5364__с линиями

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА»

«Влияние развития патриотических традиций

и  сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны

в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»

               АВТОР: педагог-психолог,

                            Агафонкина Елена Александровна

                                                     РЕЦЕНЗИЯ: заместитель директора по СВиВР,

              Иосько Ирина Викторовна

г. Южно-Сахалинск

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Введение  

 

2. Патриотические традиции и  историческая память о Великой Отечественной войне в воспитательном процессе ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса»

3. Заключение

4. Список литературы

                                                                   

                                                               

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                                   «Я ПОМНЮ!

Я ГОРЖУСЬ!»

                                                             

Воспитание  — работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения «поспевать за жизнью». Использование традиций и культуры в воспитательной работе с подростками помогает воспитанию лучших человеческих качеств: духовности, уважения к старшим  и мн.др.  

Воспитательная работа ГБПОУ «Сахалинского техникума сервиса» строится на сохранении традиций и возрождении новых как в воспитании гражданственности  и  патриотизма обучающихся, так и в остальных направлениях учебного и воспитательного процесса. 

Гражданственность и  патриотизм определяют активную жизненную позицию человека. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, различных организаций, коллективов  образовательных учреждений, учреждений культуры, общественности, СМИ, родителей по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. От того, насколько глубок мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит  эффективность разрабатываемых мероприятий в области  изучения истории  своей Родины. 

Целью данной  статьи  является  обобщение опыта работы воспитательной  системы ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» в контексте влияния сохранения  патриотических традиций, исторической памяти, идеалов Великой Отечественной войны на процесс развития у обучающихся патриотизма и гражданственности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить некоторые задачи:

  • рассмотреть воспитание гражданственности и патриотизма и влияние событий  Великой Отечественной войны на формирование у молодежи духовных ценностей;
  • систематизировать опыт работы воспитательного отдела ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» в развитии патриотических традиций, сохранении исторической памяти, а также воспитании у обучающихся гражданственности и патриотизма в связи с событиями и  историческим наследием Великой Отечественной войны.

Патриотические традиции и  историческая память о

Великой Отечественной войне

в воспитательном процессе ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса»

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время выходит в ряды первостепенных проблем современного общества. Патриотическое воспитание подростков – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания подрастающей молодежи.

Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами,  ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить  и работать на благо своей Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, он не ощущает своих корней. Важно, чтобы человек   почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Ядром культуры личности является ее духовность. Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Утрачиваются духовные ценности и ориентиры.  Сегодня подросток с юных лет окружен принципами западной модели становления человека как личности. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «заморскими», насажденными из вне. 

Многочисленные социологические опросы показывают, что молодые люди, студенты, школьники зачастую не могут назвать имена знаменитых российских деятелей, героев Великой Отечественной войны вспомнить, когда началась Великая Отечественная война  и т. д.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо сделать всё, чтобы сохранить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям.

Формы работы по воспитанию патриотизма в нашем образовательном учреждении в учебном процессе большинством своим традиционны: уроки истории, литературы, обществознания которые всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма у студентов.

Кроме этого немало возможностей дает внеклассная воспитательная работа: беседы; лекции на патриотические темы; тематические классные часы; уроки мира; посещение музеев; выпуск газет; конкурсы рисунков и плакатов; изучение истории своей семьи и семейных традиций;  военно-спортивные игры, сборы; встречи с ветеранами войны; работниками военкомата; традиционный месячник патриотического воспитания и безусловно все мероприятия приуроченные к такой значимой дате как 9 мая - День Победы.

Все эти формы работы в нашем профессиональном образовательном учреждении применяются десятилетиями, они проверены временем.

Считаю, что особенно необходимо отметить актуальные для нашего техникума виды деятельности: трудовые десанты,  поздравления ветеранов ВОВ на дому и в стенах техникума, уже традиционным является приглашение ветеранов и оказание им различных социальных услуг в техникуме, студенты волонтерских отрядов техникума с большим вниманием относятся к ветеранам оказывают им различную помощь в том числе и в бытовых вопросах.

Включение студентов в разнообразные виды практической деятельности формирует у студентов опыт патриотического поведения.

Понимая,  что мы не имеем права утерять эту память и должны передать знания о ней будущим поколениям  в нашей стране появляются всё новые и новые традиции, которые имеют поддержку по всему миру и уже одно это вызывает чувство гордости у подрастающего поколения за свою Родину, за людей которые дали нам возможность жить в мирное время, за тех героев на которых можно равняться и идеалов к которым стоит стремиться.

Всё шире становятся такие акция как: «Бесмертный полк», «Диктант Победы», «Живая память», «Георгиевская ленточка», «Ветеран живет рядом» и многие другие в которых традиционно участвуют и обучающиеся нашего техникума.

В рамках психолого-педагогической работы, в том числе и с обучающимися склонными к девиантному и делинквентному поведению патриотическое направление основанное на традициях и исторической памяти Великой Отечественной войны играет важную роль в переформировании морально-ценностных ориентиров, устранению разрыва между ценностями и искажениями жизненных установок способствуя более легкому и позитивному преодолению последствий иного образа жизни.

Одним из традиционных мероприятий проводимых педагогом-психологом стало оформление стендов серией плакатов «Герои  нашего времени», где  рядом с героями Великой Отечественной войны  и их историями представлены плакаты с историями героизма в наши дни.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в рамках патриотического воспитания ведется подготовка и участие студентов в олимпиадах и викторинах посвященных Великой Победе.

Студенты нашего техникума принимают участие в городском патриотическом квесте «Назад в будущее», который ежегодно проводит ГБУ ЦМИ.  Под руководством педагога-психолога команда студентов ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» среди команд школьников и студентов города традиционно ежегодно занимает призовые места.

Квесты, как форма являются не только развлечением, кроме развлекательной функции несут огромную познавательную роль, дают возможность в рамках короткого времени самим обучающимся найти, узнать и запомнить  массу информации в том числе посещая музеи и памятные места нашего города, а так же на основе полученной информации у многих происходит осознание духовных ценностей и ценности того что есть в их жизни, а это в работе психолога особенно ценно.

В этом году студенты совместно с педагогом-психологом готовят к 75-летию Победы игру-квест для обучающихся техникума «Патриот», которая возможно будет адаптирована и запущена в одной из социальных сетей популярных у молодежи.

Проявления патриотизма могут быть самыми различными, а для того чтобы они были, необходимо сохранить то наследие и тот опыт который дала нам эта война.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.  Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, искусственно сформировать, импортировать. В основе идеи должна лежать объективная необходимость, потребность и историческая закономерность.

Для меня  очевидно, что в процессе формирования индивидуально-личностного отношения к подвигу советского народа в годы  Великой Отечественной войны большую роль играет личный пример взрослого который в данный момент взаимодействует с подростком, его убеждения и взгляды.

Сегодня   с  ветеранами войны, в одном строю  стоят наши дети, внуки и правнуки. Стоят люди, для которых честь офицера, доблесть солдата и беззаветная преданность Родине превыше всего. И сколько бы поколений ни сменилось, очень важно верить в то, что эта великая связь времён не прервётся.

Я считаю, что необходимо выбирать формы взаимодействия, которые смогут заинтересовать и будут востребованы у подрастающего поколения с учетом их интересов, возрастных особенностей, но эти формы должны быть доступны для понимания любого ребенка или взрослого и могли бы тронуть те струны души благодаря которым у молодежь будут закрепляться и формироваться высшие моральные и духовные ценности, будет возникать чувство гордости за  свою Родину, возникать понимание того что вело на подвиги наших бабушек и дедушек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.
  2. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2009. - №9. - С.26 - 28.
  3. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. - 4 - е издание [Текст] - М.: Издательский центр " Академия", 2012. - 496 с.
  4. Усатова, Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.
  5. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.
  6. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / И.Ф. Харламов - 7 - е издание [Текст] - МН.: Университетское, 2012 - 560 с.
  7. Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с.
  8. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Методическая разработка сценария вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Авторы сценария: Ногайцева Л.М., Попова И.В.

Данная разработка на тему "Люблю. Воюю. Жди с победою" предназначена для проведения внеклассного мероприятия,  и содержит сценарий вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечествен...

Военно-историческая викторина, посвященная Победе в Великой Отечественной войне «Я помню, я горжусь!»

Предназначена для преподавателей при подготовке к внеклассному мероприятию в канун годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Она рассчитан для обучающихся 1-2 курсов...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К СОБЫТИЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В 2017 году исполнится 72 года победе советского народа в Великой Отечественной войне. Чтобы у современных подростков и молодежи за давностью лет не угасла память о подвиге героев войны, тех, кто кова...

Историческая викторина « Вечная память», посвященная Великой отечественной войне для студентов 1-2 курсов.

Викторина содействует сохранению духовного и культурного наследия, формированию ценностного отношения молодежи к истории России, воспитанию в духе гражданственности и патриотизма, выявлению творческог...

Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь

Секция 4. Оборонительные бои РККА на Белорусском направлении. Зарождение партизанского движения. Подвиг советского народа.Аксёнова З.М., Завьялова С.В. Прадед - военый врачКислицына Ю.С., Завьялова С....

ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ…Урок памяти, посвящённый 80-летию ПОБЕДЫ советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года.

ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ…Урок памяти, посвящённый 80-летию ПОБЕДЫ советского народа в Великой Отечественной войне 1941 –  1945 года....