Этнокультурное обучение и воспитание через уроки музыки и внеурочную деятельность
материал
При знакомстве с этнокультурой, обычаями, традициями, фольклором, профессиональным музыкальным искусством не только расширяется музыкальный кругозор учащихся, но и происходит осознание вклада своего народа в мировую музыкальную культуру. ( Из доклада на IV открытой научно-практической конференции «Этнокультурное образование в сельской поликультурной среде»в рамках XXIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука и образование» 23.04.2019)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokulturnoe_vospitaniie.docx | 19.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Этнокультурное обучение и воспитание
через уроки музыки и внеурочную деятельность.
Всем известно, что любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине. Без знания основ народной жизни, народного фольклора, истории родного края, города, великих талантливых людей, их творчества невозможно воспитать любовь к своей родине и уважение к культуре других народов.
При знакомстве с этнокультурой, обычаями, традициями, фольклором, профессиональным музыкальным искусством не только расширяется музыкальный кругозор учащихся, но и происходит осознание вклада своего народа в мировую музыкальную культуру.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
На уроках музыки, начиная с 1 класса, я говорю с детьми о песне, музыке, танцах, сказках русского народа, а также народов, населяющих Сибирь.
Например, тема урока во 2 классе: «Русские народные инструменты». Кроме цели урока: раскрытие истоков создания народных инструментов, знакомство с составом оркестра народных инструментов, поставлены очень важные задачи: воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству русского народа, воспитывать чувство патриотизма, трепетного отношения к прошлому своего народа.
С каким удовольствием дети осваивают шумовые инструменты.
Они с интересом слушают историю и бытовое назначение этих предметов. А игра на шумовых инструментах доставляет им огромное удовольствие. Во-первых, они чувствуют себя настоящими музыкантами, во-вторых, частью ансамбля. Единственное, что огорчает их, так это то, что инструменты нужно передавать другим детям, своим одноклассникам. Каждому ребенку кажется, что именно он освоил этот инструмент (например, ложки или треугольник) лучше других.
На уроке в 1 классе, тема которого «Край, в котором ты живешь», мы говорим о своей малой родине – о Белом Яре:
Малую родину – милый мой край,
Люди Прикетьем назвали.
Клюквы здесь, только спеши, собирай
И соберешь всю едва ли.
Кеть, шаловливая наша река,
Змейкой бежит торопливо,
И широка она, и глубока
В пору большого разлива.
Как я люблю краски нашей тайги,
Дороги утром рассветы.
Лося-красавца вдруг слышу шаги,
Птицы шлют песни-приветы.
А Белый Яр! На него я взгляну –
Лучше найдется едва ли.
Ведь не случайно тогда, в старину,
Так его люди назвали.
(автор Н.Я. Вершинин)
Цель урока: показать детям красоту родной земли, запечатленную в музыке, поэзии, живописи.
А задача все та же: воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, любовь к родному краю, к своему народу, его творчеству.
Этнокультурное обучение и образование продолжается и во внеурочное время. В этих целях в МБОУ «Белоярская СОШ №1» разработана Образовательная программа по внеурочной деятельности студии детского творчества «Жаворонки».
Цели внеурочного курса:
- приобщение учащихся к вокальному и фольклорному искусству народов, населяющих Сибирь - обучение пению, - развитие их певческих способностей, - обогащение знаний о музыкальном искусстве
Задачи внеурочного курса:
- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей, - формирование вокальных навыков, - развитие навыков сольного пения, пения в ансамбле,
– формирование у детей устойчивого интереса к традиционной русской культуре и культуре народов, населяющих Сибирь;
– развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях традиционной народной культуры (поэтической, музыкальной, хореографической и т.д.)
– создание благоприятных условий для формирования творчески активной личности,
- развитие умения перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.
Новизна программы курса в том, что реализуется этнокультурное направление образовательной программы МБОУ «Белоярская СОШ №1» и программы Центра этнокультурного образования «Солнцеворот». В содержание программы включено изучение народных песен, танцев, сказок, изготовление костюмов.
Итак, выявление и развитие художественно одаренных детей, развитие творческих способностей, - важнейшая задача образования, ведь этот процесс пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно и нужно развивать.
Результатом работы курса становится концертная деятельность и представление лучших номеров на итоговом событии года открытом Конкурсе-фестивале детского творчества «Этнокультурный калейдоскоп Сибири».
В 2017-2018 учебном году мы объединили работу по этнокультурному направлению с учителем истории Домниной Галиной Олеговной и тех пор работаем в двух, очень взаимосвязанных направлениях:
1.Проектное исследование уклада жизни коренных малочисленных народов Севера;
2.Творческое представление самобытности коренных малочисленных народов Севера.
И то и другое направление имеет цели: формирование познавательной активности обучающихся через знакомство с народным творчеством КМНС; развитие способности и желания увлекательно и доступно поделится полученными знаниями с другими детьми, продемонстрировать красоту песни, танца; увлекательность традиционных игр.
Согласно поставленным целям и ведется работа уже второй учебный год.
Студийцы являются постоянными участниками многих мероприятий и Конкурсов различного уровня:
- ежегодного открытого Конкурса-фестиваля этнокультурных традиций народов Томской области (проводимом в п. Белый Яр) в различных номинациях: народная песня, народны танец, народные инструменты, дефиле костюма;00000,,,
- Областного эколого-этнографического фестиваля «ЭкоЭтно» в Зоркальцево;
- Районного Рождественского фестиваля;
- Районного конкурса «Нам этот мир завещано беречь»;
-Фестиваля Этнокультурных традиций народов Томской области в г. Томске и других мероприятий
Эта информация о концертной деятельности участников студии.
А сейчас, результаты работы участников студии по популяризации уклада жизни коренных малочисленных народов Севера:
Участники Студии неоднократно посещали детский сад, где представляли детям сказки народов Севера, проводили игры, а ребятам старшей и подготовительной группы рассказывали об устройстве эвенкийского жилища
Очень полезными оказались выступления в начальных классах школы. Школьникам рассказывали о тайнах рыболовства эвенков и селькупов.
Дети живо интересовались орудиями рыбной ловли, устройством запруд. Такие встречи очень полезны и тем детям, кто рассказывает и тем, кто слушает и проникается чувством гордости и причастности к неповторимой культуре своего края. Кроме того, информация была очень полезна, поскольку перекликалась с темами уроков по предмету «Окружающий мир», да еще и, как выяснилось, вопросы на освещаемую тему были и в годовом мониторинге знаний.
В планах: продолжение исследовательской работы; продолжение просветительской работы в школе и детском саду,
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Изучение этнокультурного компонента располагает большими возможностями для сохранения традиций и культурного наследия нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....
План внеурочной деятельности "В мире музыки"
Внеурочная деятельность "В мире музыки"...
«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».
Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого? Ли...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
программа по выявлению творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности...
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
развитие творческих способностей...
Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»
Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»...
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....