Муниципальный проект «Создание заданий в формате PISA для формирования и оценки читательской компетенции учащихся на основе текстов краеведческого содержания»
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан
Муниципально - казенное учреждение «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Муниципальный проект «Создание заданий в формате PISA для формирования и оценки читательской компетенции учащихся на основе текстов краеведческого содержания»
Автор проекта:
Баязитова Рушания Накиповна,
Методист МКУ «Отдел образования
исполнительного комитета Высокогорского
муниципального района РТ»
Высокая Гора ,2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Актуальность проекта.
- Цель проекта.
- Задачи.
- Целевая группа проекта.
- Ресурсы .
- Ожидаемые результаты.
- Содержание проекта
- Сроки реализации проекта.
- Этапы реализации проекта.
- Оценка и критерии эффективности проекта.
- Риски реализации проекта и пути их преодоления.
- Перечень мероприятий для реализации проекта
- Дальнейшее развитие проекта.
- Список литературы.
- Актуальность проекта
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Один раз в 3 года 15-летние обучающиеся проходят международные исследования, которые выявляют сформированность функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, креативного мышления.
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами. Следовательно, качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов. Но не все учителя имеют возможности пройти курсы повышения квалификации по функциональной грамотности. Конечно, в интернете существует множество готового материала по подготовке учащихся к выполнению заданий по читательской грамотности. Но, разрабатывая собственные задания, учителя изнутри изучают специфику этих заданий, критерии их оценивания в формате PISA, поэтому очень важно, чтобы учителя русского языка и литературы знали специфику заданий в формате PISA, могли составить такие задания и оценить работы учащихся.
Следующим немаловажным аспектом является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Изучая тексты о своем родном районе, учащиеся узнают о людях, прославивших район своими делами, получат возможность обогатить знания по истории, географии и культурных традициях своей малой родины, проникнутся чувством гордости. Учитывая все вышеизложенные факты, возникла идея проекта создания своей базы заданий.
- Цель проекта:
Разработать базу заданий в формате PISA, используя тексты краеведческого содержания для совершенствования функциональной читательской грамотности школьников на основе методологии и инструментария международных исследований PISA.
- Задачи:
- Изучить с учителями русского языка и литературы специфику заданий PISA.
- Подобрать тексты о Высокогорском районе, включающие информацию об известных личностях,об истории и географии района, используя материалы из разных источников.
- Составление заданий для учащихся 5-9 классов, используя подобранные тексты .
- Целевая группа проекта:
Целевая группа проекта – учителя русского языка и литературы Высокогорского района.
- Ресурсы.
Методические: Г.А. Цукерман. « Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению», москва,2010год;
«Сборник разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности учащихся» , Павлодар,ФАО «НЦПК «Өрлеу», 2018 г.;
«Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС»,
презентация Ковалевой Г.С. Центр оценки качества образования ИСРО РАО;
Рабочая тетрадь «Организация методической работы по развитию функциональной грамотности школьников», ПМЦПКиППРО, Казань,2020
Материальные, информационные:
- материалы краеведческого музея Высокогорского района,
- материалы школьных музеев,
- материалы районной газеты «Высокогорские вести»,
- материалы Республиканской историко –литературной конференции «Научитесь любить».
Кадровые: Эксперт читательской грамотности Малязина З.Т., учитель русского языка и литературы филиала МБУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 «- «Учхозская средняя общеобразовательная школа», прошедший обучение в г. Москве в 2018г.
Учителя русского языка и литературы школ Высокогорского района, принявшие участие в работе обучающего семинара Волковой О.В. , доцента ПМЦПКи ППРО ИП и О КФУ «Инновационные подходы к обучению детей читательской грамотности в контексте международного сравнительного исследования PISA» в 2019году
- Ожидаемые результаты
Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации:
- усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития;
- технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии.
Разрабатывая задания в формате PISA, мы достигнем несколько целей: повышаем рост педагогического мастерства учителей, приобретаем инструмент для подготовки учащихся к успешному выполнению заданий международных исследований.
Конечный результат данного проекта – сборник, где будут представлены разноуровневые задания, приближенные к формату заданий международного исследования PISA, для формирования у учащихся читательских, коммуникативных компетенций с помощью текстов краеведческого содержания. Разноуровневые задания способствуют также развитию мыслительных навыков:
выделение главного, анализ, определение и объяснение понятий, сравнение, обобщение, классификация, умение доказывать и опровергать, делать выводы.
- Содержание проекта
Данный проект направлен на создание сборника текстов краеведческого содержания в формате международного исследования PISA. Он предназначен для повышения уровня читательской грамотности у учащихся – одной из наиболее важных компетенций века информатизации, так как по утверждению Г.А. Цукерман, «многие пятнадцатилетние учащиеся через один-два года будут заняты поиском работы, и вынуждены будут обращаться к текстам в деловых ситуациях. Здесь текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Таковым может быть поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе и т.д. Это так называемое «чтение для дела». Такие тексты включены в тест PISA, направленный, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность молодых людей успешно функционировать за порогом обязательного школьного образования, применяя свои знания и умения в реальной жизни».
Проект также призван способствовать развитию интереса к истории своей малой родины, формированию патриотического самосознания, воспитанию у детей уважительного отношения к прошлому на примере жизни земляков.
Кроме того в настоящее время возникла необходимость повысить компетентность самих педагогов в решении и оценке заданий PISA. Это возможно при полном погружении в процесс составления текстов, открытых и закрытых вопросов, приближенных к задачам международных исследований. На участие в проекте изъявили желание 28 учителей русского языка и литературы (51%), заинтересованных в повышении качества образования в районе. Наш проект предусматривает не только составление заданий. Планируются семинары - практикумы по изучению читательских действий, критериев оценивания параметров знаний.
Для удобства общения создается сообщество на еду.татар https://edu.tatar.ru/community/index/19273 и отдельная группа в вацапе.
На подготовительном этапе предусматривается организация семинара по изучению теоретического материала о структуре заданий, о критериях оценивания. На этом семинаре пройдет ознакомление со сборниками аналогичных заданий.
В 2018 году Малязина З.Т.- учитель русского языка и литературы Учхозской СОШ прошла обучение по программе «Эксперт читательской грамотности» и приняла участие в проверке работ российских учащихся в рамках международного исследования PISA- 18.
Участники проекта с 01.06.2020 получают задания подбирать тексты по различным направлениям (по истории, географии и культурных традициях, об известных личностях, художественные произведения, фотографии, картины, инфографику, карты и.т.д.). До 01.09.2020 завершается сбор материала и начинается работа творческих групп. Каждая группа разрабатывает задания для определенного класса. Для каждого класса задания составляются по 3 вариантам: низкий, средний и высокий уровень сложности.
В январе начинается презентация заданий, во время которых возможны исправления, дополнения. После внутренней экспертизы готовим электронный вариант сборника. Пробный экземпляр передается на экспертизу и рецензирование. В случае одобрения, печатаем сборник.
Данный сборник внесет определенный вклад в повышение качества обучения, а также в популяризацию исторического и культурного наследия района. Сборник будет способствовать пробуждению чувства гордости, уважения и бережного отношения к своей малой родине
- Сроки реализации проекта:
01.06.2020-31.05.2021
9. Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.(Июнь- сентябрь 2020)
2. Практический. ( сентябрь 2020-апрель 2021)
3. Результативный ( май 2021)
10. Оценка и критерии эффективности проекта
- Прохождение экспертизы и рецензирование издания специалистами учреждений развития образования;
- овладение педагогами района навыками работы с заданиями в формате PISA.
11. Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски | Пути преодоления |
Отдаленность участников проекта друг от друга | Zoom-конфереции, работа по скайпу. Работа в сообществе «Сборник «Читательская грамотность» https://edu.tatar.ru/community/index/19273 |
Нехватка денежных средств для выпуска сборника | Поиск спонсоров |
12. Перечень мероприятий для реализации проекта
№ | Комплекс мероприятий | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Создание рабочей группы, разработка плана действий | удаленно | Июнь 2020 | Баязитова Р.Н. |
2 | Семинар по изучению структуры заданий по читательской грамотности. | МБОУ «ВСОШ №1» | Сентябрь 2020 | Баязитова Р.Н. Малязина З.Т. |
3 | Подбор текстов для составления заданий. | МБУ «Краеведческий музей Высокогорского района, редакция газеты «Высокогорские вести», сайты, др. источники | Июнь 2020-сентябрь 2020 | Баязитова Р.Н. |
4 | Разделение на творческие группы. Распределение текстов по классам, по вариантам. | Отдел образования | Октябрь 2020 | Баязитова Р.Н. |
5 | Составление заданий в отдельных творческих группах. | удаленно | Октябрь 2020-январь 2021 | Руководители творческих групп |
6 | Презентация заданий | МБОУ «ВСОШ №3» | Январь-март 2021 | Руководители творческих групп |
7 | Анализ, корректировка | Отдел образования | Апрель 2021 | Баязитова Р.Н. |
8 | Рецензирование, экспертиза | Апрель- май 2021 | Баязитова Р.Н | |
9 | Выпуск сборника | Май 2021 | Баязитова Р.Н. |
13. Дальнейшее развитие проекта
При успешном завершении проекта с выпуском сборника у нас будет инструмент для апробации заданий с учащимися нашего района. Также можем предложить наш сборник для широкого использования в школах Татарстана и России, разместив на сайтах и сообществах электронный вариант. Конечная цель развития проекта- повышение показателей учащихся по решению международных исследований.
14. Список использованных документов и источников информации
1. Г.А. Цукерман. « Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению». Москва, 2010.
- Материалы вебинара Зубковой Е.Д., ведущего методиста отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций группы компаний «Просвещение»
- Сборник разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности учащихся / - Павлодар:ФАО «НЦПК «Өрлеу», 2018. - с.
- Рабочая тетрадь «Организация методической работы по развитию функциональной грамотности школьников», ПМЦПКиППРО, Казань,2020
- Вестник образования Российской Федерации:
- №14 «На пути решения стратегических задач»
- №16 «Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...
Формирование профессиональных и общих компетенций студентов на основе проектно-иссследовательской деятельности
Педагогический проект "Формирование профессиональных и общих компетенций студентов на основе проектно-иссследовательской деятельности"...
Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...
Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...
Особенности заданий формата PISA: читательская грамотность
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...
Педагогические технологии в формировании профессиональных и ключевых компетенций учащихся.
Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому термин «педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о пед...
Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность
Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность...