Муниципальный проект «Создание заданий в формате PISA для формирования и оценки читательской компетенции учащихся на основе текстов краеведческого содержания»
проект

Баязитова Рушания Накиповна
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами. Следовательно, качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов. Но не все учителя имеют возможности пройти курсы повышения квалификации по функциональной грамотности. Конечно, в интернете существует множество готового материала по подготовке учащихся к выполнению заданий по читательской грамотности. Но, разрабатывая собственные задания, учителя изнутри изучают специфику этих заданий, критерии их оценивания в формате PISA, поэтому очень важно, чтобы учителя русского языка и литературы знали специфику заданий в формате PISA, могли составить такие задания и оценить работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан

Муниципально - казенное учреждение «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Муниципальный проект «Создание заданий в формате PISA для формирования и оценки читательской компетенции учащихся на основе текстов краеведческого содержания»

           Автор проекта:

                                 Баязитова Рушания Накиповна,

                                                             Методист МКУ «Отдел образования

                                                       исполнительного комитета  Высокогорского

                              муниципального района РТ»

                                            Высокая Гора ,2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность проекта.
  2. Цель проекта.
  3. Задачи.
  4. Целевая группа проекта.
  5. Ресурсы .
  6. Ожидаемые результаты.
  7. Содержание проекта
  8. Сроки реализации проекта.
  9. Этапы реализации проекта.
  10. Оценка и критерии эффективности проекта.
  11. Риски реализации проекта и пути их преодоления.
  12. Перечень мероприятий для реализации проекта
  13. Дальнейшее развитие проекта.
  14. Список литературы.

  1. Актуальность проекта

    Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 

    Один раз в 3 года  15-летние обучающиеся проходят международные исследования, которые выявляют сформированность функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, креативного мышления.

     Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами. Следовательно, качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов. Но не все учителя имеют возможности пройти курсы повышения квалификации по функциональной грамотности. Конечно, в интернете существует множество готового  материала по подготовке учащихся к выполнению заданий по читательской грамотности. Но, разрабатывая собственные задания, учителя изнутри изучают специфику  этих заданий, критерии их оценивания в формате PISA, поэтому очень важно, чтобы учителя русского языка и литературы знали специфику заданий в формате PISA, могли составить такие задания и оценить работы учащихся.

    Следующим немаловажным аспектом является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Изучая тексты о своем родном районе, учащиеся узнают о людях, прославивших район своими делами, получат возможность обогатить знания по истории, географии и культурных традициях своей малой родины, проникнутся чувством гордости. Учитывая все вышеизложенные факты, возникла идея проекта создания своей базы заданий.

  1. Цель проекта:

      Разработать базу заданий в формате PISA, используя тексты  краеведческого содержания для совершенствования функциональной читательской грамотности школьников на основе методологии  и инструментария международных  исследований PISA.

  1. Задачи:
  1. Изучить с учителями русского языка и литературы специфику заданий PISA.
  2. Подобрать тексты о Высокогорском районе, включающие информацию об известных личностях,об  истории и  географии района,  используя материалы из разных источников.
  3. Составление заданий для учащихся 5-9 классов, используя подобранные тексты .

  1. Целевая группа проекта:

    Целевая группа проекта – учителя русского языка и литературы Высокогорского района.

  1. Ресурсы.

   Методические:  Г.А. Цукерман. « Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению», москва,2010год;

«Сборник  разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности учащихся» , Павлодар,ФАО «НЦПК «Өрлеу», 2018 г.;

«Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС»,
презентация Ковалевой Г.С.  Центр оценки качества образования ИСРО РАО;

Рабочая тетрадь «Организация методической работы по развитию функциональной грамотности школьников», ПМЦПКиППРО, Казань,2020

   Материальные, информационные:

- материалы краеведческого музея Высокогорского района,

- материалы школьных музеев,

- материалы районной газеты «Высокогорские вести»,

- материалы Республиканской  историко –литературной конференции  «Научитесь любить».

   Кадровые: Эксперт читательской грамотности Малязина З.Т., учитель русского языка и литературы филиала МБУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 «- «Учхозская средняя общеобразовательная школа», прошедший обучение в г. Москве в 2018г.

Учителя русского языка и литературы школ Высокогорского района, принявшие участие в работе обучающего семинара Волковой О.В. , доцента ПМЦПКи ППРО ИП и О КФУ «Инновационные подходы к обучению детей читательской грамотности в контексте международного сравнительного исследования PISA» в 2019году

  1. Ожидаемые результаты

   Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации:

- усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции  путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития;

- технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии.

     Разрабатывая задания в формате PISA, мы достигнем несколько целей: повышаем рост педагогического мастерства учителей, приобретаем инструмент для подготовки учащихся к успешному выполнению заданий международных исследований.

Конечный  результат данного   проекта – сборник, где   будут представлены разноуровневые задания, приближенные к формату заданий международного исследования PISA, для формирования у учащихся читательских, коммуникативных компетенций с помощью текстов краеведческого содержания.  Разноуровневые задания способствуют также развитию мыслительных навыков:

выделение главного, анализ, определение и объяснение понятий, сравнение, обобщение, классификация, умение доказывать и опровергать, делать выводы.

  1. Содержание проекта

     Данный проект направлен на создание сборника текстов краеведческого содержания  в формате международного исследования PISA. Он  предназначен для  повышения уровня читательской грамотности у учащихся – одной из наиболее важных компетенций  века информатизации,  так как  по утверждению Г.А. Цукерман, «многие пятнадцатилетние учащиеся через один-два года будут заняты поиском работы, и вынуждены будут обращаться к текстам в деловых ситуациях. Здесь текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Таковым может быть поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе и т.д. Это так называемое «чтение для дела». Такие тексты включены в тест PISA, направленный, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность молодых людей успешно функционировать за порогом обязательного школьного образования, применяя свои знания и умения в реальной жизни».  

      Проект также призван способствовать  развитию интереса к истории своей малой родины, формированию патриотического самосознания, воспитанию у детей уважительного отношения к прошлому на примере жизни земляков.  

       Кроме того в настоящее время возникла необходимость  повысить компетентность самих педагогов в решении и оценке заданий PISA. Это возможно при полном погружении в процесс составления текстов, открытых и закрытых вопросов, приближенных к задачам международных исследований. На участие в проекте изъявили желание 28 учителей русского языка и литературы (51%), заинтересованных в повышении качества образования в районе.   Наш проект предусматривает не только составление заданий. Планируются семинары - практикумы по изучению читательских действий, критериев оценивания параметров знаний.

Для удобства общения создается сообщество на еду.татар  https://edu.tatar.ru/community/index/19273  и отдельная группа в вацапе.

     На подготовительном этапе предусматривается организация семинара по изучению теоретического материала о структуре заданий, о критериях оценивания. На этом семинаре пройдет ознакомление со сборниками аналогичных  заданий.

      В 2018 году Малязина З.Т.-  учитель русского языка и литературы Учхозской СОШ прошла обучение по программе «Эксперт читательской грамотности» и приняла участие в проверке работ российских учащихся в рамках международного исследования PISA- 18.

    Участники проекта с 01.06.2020 получают задания подбирать тексты по различным направлениям (по истории, географии и культурных традициях, об известных личностях, художественные произведения, фотографии, картины, инфографику, карты и.т.д.). До 01.09.2020 завершается сбор материала и  начинается работа творческих групп. Каждая группа разрабатывает задания для определенного класса. Для каждого класса задания составляются по 3 вариантам: низкий, средний и высокий уровень сложности.

    В январе начинается презентация заданий, во время которых возможны исправления, дополнения. После внутренней экспертизы готовим электронный вариант сборника. Пробный экземпляр передается на экспертизу и рецензирование. В случае одобрения, печатаем сборник.

Данный сборник внесет определенный вклад  в повышение качества обучения, а также в  популяризацию исторического и культурного наследия района. Сборник будет способствовать пробуждению чувства гордости, уважения и бережного отношения к своей малой родине

  1. Сроки реализации проекта:

01.06.2020-31.05.2021

9.  Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный.(Июнь- сентябрь 2020)

2. Практический. ( сентябрь 2020-апрель 2021)

3. Результативный ( май 2021)

10. Оценка и критерии эффективности проекта

- Прохождение экспертизы и рецензирование издания  специалистами учреждений развития образования;

- овладение педагогами района навыками работы с заданиями в формате PISA.

                   11. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Пути преодоления

Отдаленность участников проекта  друг от друга

Zoom-конфереции, работа по скайпу. Работа в сообществе «Сборник «Читательская грамотность» https://edu.tatar.ru/community/index/19273 

Нехватка денежных средств для выпуска сборника

Поиск спонсоров

 

12.  Перечень мероприятий для реализации проекта

Комплекс мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1

Создание рабочей группы, разработка плана действий

удаленно

Июнь 2020

Баязитова Р.Н.

2

Семинар по изучению структуры заданий по читательской грамотности.

МБОУ «ВСОШ №1»

Сентябрь 2020

Баязитова Р.Н.

Малязина З.Т.

3

Подбор текстов для составления заданий.

МБУ «Краеведческий музей Высокогорского района, редакция газеты «Высокогорские вести», сайты, др. источники

Июнь 2020-сентябрь 2020

Баязитова Р.Н.

4

Разделение на творческие группы. Распределение текстов по классам, по вариантам.

Отдел образования

Октябрь 2020

Баязитова Р.Н.

5

Составление заданий в отдельных творческих группах.

удаленно

Октябрь 2020-январь 2021

Руководители творческих групп

6

Презентация заданий

МБОУ «ВСОШ №3»

Январь-март 2021

Руководители творческих групп

7

Анализ, корректировка

Отдел образования

Апрель 2021

Баязитова Р.Н.

8

Рецензирование, экспертиза

Апрель- май 2021

Баязитова Р.Н

9

Выпуск сборника

Май 2021

Баязитова Р.Н.

13. Дальнейшее развитие проекта

При успешном завершении проекта с  выпуском сборника у нас будет инструмент для апробации заданий с учащимися нашего района. Также  можем предложить наш сборник для широкого использования в школах Татарстана и России, разместив на сайтах и сообществах электронный вариант. Конечная цель развития проекта- повышение показателей учащихся по решению международных исследований.

              14.  Список использованных документов и источников информации

1.  Г.А. Цукерман. « Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению». Москва, 2010.

  1. Материалы вебинара Зубковой Е.Д., ведущего методиста отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций группы компаний «Просвещение»
  2. Сборник разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности учащихся / - Павлодар:ФАО «НЦПК «Өрлеу», 2018. - с.
  3. Рабочая тетрадь «Организация методической работы по развитию функциональной грамотности школьников», ПМЦПКиППРО, Казань,2020
  4. Вестник образования Российской Федерации:

- №14 «На пути решения стратегических задач»

- №16 «Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов на основе проектно-иссследовательской деятельности

Педагогический проект "Формирование профессиональных и общих компетенций студентов на основе проектно-иссследовательской деятельности"...

Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...

Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...

Особенности заданий формата PISA: читательская грамотность

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...

Педагогические технологии в формировании профессиональных и ключевых компетенций учащихся.

Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому термин «педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о пед...

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность...