Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность
методическая разработка

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx50.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность

Работа выполнена

учителем истории и обществознания

муниципального общеобразовательного

учреждения средней

общеобразовательной школы №27

города Рыбинска Ярославской области

Матвеенко Еленой Игоревной


Введение.

Актуальность организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной системе школьного образования в РФ очевидна. Апробация таких форм работы в урочной и внеурочной деятельности показывает, что исследовательская деятельность учащихся, как в организационном, так и содержательном плане находится в прямой зависимости от возможностей педагога. Невозможно переоценить значение глубокой и разносторонней эрудиции учителя, его общей культуры, широты интересов для создания творческого образовательного процесса. Умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику от умений формулировать личное суждение-ответ перейти к умению выбрать альтернативу на основе имеющейся информации и логически освоить практику принятия рациональных решений. Опытный педагог всегда будет учитывать при развитии этих мыслительных операций возрастные особенности учеников.
Обучение огромному количеству теоретических понятий  не всегда возбуждает интерес ученика узнать еще больше и тем более не стимулирует самостоятельный информационный поиск. Возможно, практико-ориентированный и интегрированный характер исследований школьников позволит отчасти разрешить эту проблему.
Анализируя сложившуюся практику подготовки докладов и рефератов по определенной тематике, можно сделать заключение, что во многих случаях эта деятельность учеников исключает исследовательский компонент. Добросовестное переписывание журнальных статей и компьютерных сообщений, материалов исторических монографий и статей, отчетов городских научно-практических конференций, оценка внешнего оформления и озвучивания текстов вот примерный алгоритм распространенной имитации детской исследовательской деятельности. Стратегия научного поиска учеников серьезна и кропотлива в реализации. Учитель обязан активизировать исследовательский процесс, чутко отследить сбор эмпирической информации, проконсультировать описание и осмысление полученных результатов, научить навыкам оформления итогов работы.

Цель методической разработки:

Изучение, представление и анализ  апробированных вариантов организации исследовательской деятельности учащихся в рамках изучения в средней школе предметов обществоведческого цикла.

Основные задачи:

  1. Показать возможные методические приемы, с помощью которых педагог может научить школьников организовывать свою исследовательскую и проектную  деятельность: определять её цели, задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать в команде для достижения общих целей, оценивать результативность работы.
  2. Предложить возможные формы и проанализировать результативность возможных  программ по организации учебной исследовательской и проектной  деятельности, в ходе которой возможно:
  • Научить школьников объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной и исторической среды, выявлять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость.
  • Научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённых социальных ролей, сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
  • Сформировать компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, навыки самостоятельного решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
  • Подготовиться к профессиональному выбору, ориентироваться в мире профессий, в ситуациях на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях.
  • Сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для выбора профессии определённого профиля.

В педагогике известен так называемый "исследовательский метод обучения". Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

История отечественной педагогики содержит сведения о противоположном отношении к использованию исследовательского метода обучения. Несмотря на положительные стороны исследовательского метода, система образования отказалась от его массового использования (1932), но в 1960-1970-х годах в условиях НТР идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие. Одной из первых серьезных монографий по организации научно-исследовательской работы можно назвать труд Рузавина Г.И. «Методы научного исследования». Автор рассматривает основные проблемы методологии научного познания, при этом «главное внимание обращается на анализ тех приемов и методов познания, с помощью которых достигается получение объективных истинных знаний в науке»[1]. Интересно, что в конце 1960-х годах предпринимались попытки введения исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных школах. Примером может служить работа Здравомыслова А.Г., в которой делается попытка разработки методики социологических исследований, которые, по мнению автора, могут применятся и  в школе.[2] Привить исследовательские навыки школьникам попытались в 1970-х годах в Новосибирске. Опыт был представлен в монографии Приходько П.Т.[3]. Автор предложил конкретные приемы и методы организации исследовательского труда школьников. «Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях».[4] 

Проблема использования методики исследовательской и творческой работы учащихся в рамках изучения общественных наук в отечественной педагогике изучена недостаточно. Чаще на уроках истории и обществознания изучаются факты, события, даты, различные ситуации, которые уже общеизвестны, доказаны наукой и присутствуют в учебниках. Возможность исследовательской и творческой деятельности учащихся в школе ограничена рядом причин: нехваткой времени на уроках, отсутствием методики исследовательской работы, реальных объектов для исследования. В последнее время появился ряд публикаций в педагогической литературе, освещающей проблемы исследовательской и творческой деятельности учащихся. Среди них хотелось бы отметить статью Леонтович А.В. в научно–практическом журнале «Завуч».[5] На взгляд автора суть исследовательской работы учащегося состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых видов.

Журнал «Исследовательская работа школьников» является на сегодняшний день главным информационным ресурсом в области школьного исследования. Главный принцип журнала – максимальное привлечение к публикациям всех участников исследовательской деятельности, практическая методическая помощь, широкая пропаганда исследовательской деятельности в широких слоях общества. В журнале публикуются материалы группы разработки теории исследовательской деятельности учащихся, результаты работы образовательных учреждений в рамках организации исследовательской деятельности. Интернет-портал www.researcher.ru является главным Интернет-ресурсом исследовательской деятельности школьников. На портале систематически размещаются разнообразные методические разработки по исследовательской деятельности, лучшие работы, проводятся конкурсы в режиме реального времени, организуется общение всех участников исследовательской деятельности школьников.

Помощь при организации исследовательской деятельности в школе могут оказать и публикации зарубежных методистов. Например, интересными могут быть информационные бюллетени. Сектора ЮНЕСКО по вопросам образования, официальный веб-сайт ЮНЕСКО. Следует отметить, что именно в приведенных выше изданиях опубликованы статьи Дон Роу и Тони Торн из Фонда гражданского образования Великобритании.[6] Авторы предлагают оригинальные методики исследовательской работы по правам человека.

В нашей методической разработке, конечно, учитывался опыт методистов и педагогов России, стран Запада и США, но нами была предпринята попытка в рамках реализации проектов ЮНЕСКО предложить свою методику организации исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся, показать возможные задания и дидактические материалы, элементы уроков и внеурочной деятельности.

Опыт организации исследовательской  проектной, творческой и поисковой деятельности учащихся при реализации проектов ЮНЕСКО в нашей школе показывает, что эта работа имеет свою определенную систему. Реализация проектов ЮНЕСКО возможна только при очень тесном взаимодействии различных форм и методов работы урочной и внеурочной деятельности.


  1. Глава 1. Организация  исследовательской деятельности учащихся в современной школе.

В моей педагогической практике сложились традиции и культура исследовательской работы с учащимися. Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации исследовательской деятельности учащихся.

Учителю необходимо знать:

  • Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность учащихся?
  • Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом или исследованием?
  • Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
  • Как разработать учебный проект или исследование?
  • Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
  • Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
  • С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

  1. Для учащихся в основной школе

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции).

  1. Для учащихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини - групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11  классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями в содержательной области проекта или исследования. Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность учащихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.


Глава 2. Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Варианты организации.

Исследовательская работа проводится не только в урочной деятельности, но и во венеурочной деятельности  Примером является познавательно-исследовательская игра  (квест) «Промышленность города Рыбинска», я выступаю в роли соавтора и разработчика игры на муниципальном уровне г. Рыбинска.

Основными методами исследовательской работы учащихся в рамках участия в игре являются:

  1. Социологическое исследование в форме опросов и анкетирования.

При исследовательской деятельности учащихся более часто используются такие методы как анкетирование и интервьюирование, т.е. опрос.

Опрос – это один из важнейших методов социологического исследования, т.к. позволяет в максимально короткие сроки получить информацию. Учащиеся при проведении социологических исследований практически выясняют, что не всегда, можно поставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения, о событиях и явлениях.

Например, в исследованиях учащихся методом анкетирования должны присутствовать три вида анкетных вопросов: закрытые, открытые, полузакрытые, а также альтернативные вопросы, вопросы – меню, косвенные вопросы. Была разработана и структура анкеты. Анкета должна состоять из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.

Цель исследовательской деятельности учащихся состоит в сопоставлении данных первоисточников (в нашем случае анкет, публикаций и т.д.), их творческом анализе и произведенных на его основе новых выводов. Очень интересный пример: составление агиток перед выборами Активная гражданская позиция ребенка легче формируется, если он принимает участие в образовательном процессе: участвует в индивидуальных и групповых исследовательских проектах, ролевых играх, работает с источниками.  Обратимся к темам, которые выбирались учащимися школы в 2020-2021учебном году: «Проблемы молодежи в современных условиях выбора профессии»; «Семья как институт и малая группа»; «Тенденции развития семьи в современных условиях»; «Отношение молодежи к профессиям». Диапазон творческой активности при выборе темы очень высок.        

Основные идеи технологии организации групп учащихся:

  1. Группа социологических практических наблюдений.
  2. Группа учащихся, изучающая темы посредством социологических опросов и анкетирования.
  3. Группа социологических интервью.

Технология организации социологических практических наблюдений в рамках исследовательского проекта можно представить следующим образом:

  • 1 этап. Поиск
  1. Определение цели проекта и конкретизация необходимых действий для её достижения.
  2. Определение источников и способов сбора информации. Распределение ролей.
  3. Поиск и изучение информации по проблеме. В двух направлениях – в учебной и научно-популярной литературе и в компьютерных программах, сети Интернет.
  4. Обмен информацией. Обсуждение и анализ исходного материала.
  5. Выдвижение гипотез решения проблемы. Прогноз результатов исследования.
  • 2 этап. Исследование.
  1. Выбор способа решения проблемы. Распределение ролей.

Далее исследование идет параллельно в двух направлениях: реальные наблюдения и используя компьютерные технологии:

  1. Периодические наблюдения.
  2. Выполнение чертежей, зарисовок.
  3. Сопоставление ожидаемых результатов с реальными.
  4. Корректировка направления дальнейших наблюдений.
  5. Повторные наблюдения.
  6. Анализ результатов наблюдений
  7. Обобщение полученного материала.
  • 3 этап. Презентация
  1. Выбор способов представления результатов. Обсуждение сценария презентации. Распределение ролей.
  2. Подготовка реферата, транспарантов, иллюстраций компьютерных моделей, фотографий, плакатов и т. д.
  3. Защита проекта.
  4. Обсуждение проекта. Оценка.

Возможен другой вариант организации работы учащихся:

Название

Виды деятельности

I. Поисковый

  1. Определение темы проекта.
  2. Сформулировать проблему.
  3. Аргументировать выбор.
  4. Наметить цели, задачи.
  5. Что будет с работой в дальнейшем? Для кого она предназначена? Если вы вначале не знаете ответ на этот вопрос, это решение можно принять и позднее.

II. Аналитический

  1. Сбор информации.

а) поиск вопросов. Задайте себе вопрос, что вы хотите знать, что в теме может быть интересным.

  1. Поиск оптимального способа достижения цели проекта.
  2. Определение методов работы.
  3. Некоторые указания. Обдумайте, кто в дальнейшем может вам    

помочь. Поиск иногда требует терпения.

III. Практический

  1. Сформировать группу.
  2. Не все могут и должны делать всё, поэтому обдумайте, как вам лучше всего распределить работу.
  3. Работа в группе планируется. Поэтому составьте дальнейший график.
  4. Собрать и оценить материалы и информацию.
  5. Представить, сравнить и свести воедино результаты.

IV. Презентация работы

  1. Подготовка материалов:

а) анкеты респондентов;

б) отчет о выполненной работе;

в) краткое описание работы над проектом;

г) анализ, выводы, графическая часть работы.

2. Защита проекта.

V. Контрольный этап.

  1. Оценка педагога, специалиста.
  2. Оценка одноклассников.

3.   Самооценка.  

Нами были апробированы оба варианта организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Опыт показал, что оба варианта приводят к положительным результатам. Первый вариант организации более уместен при проведении социологических исследований методом школьного социологического наблюдения. Отметим, что работы учащихся, выполненные по методике социологического наблюдения, более субъективны и часто требуют доработок, имеют большую перспективу дальнейшего исследования.

Навыки работы с текстом исторического документа поддерживаются и совершенствуются в дальнейшем на уроках истории. В шестом классе учащимся предлагается определить уровень заданий, по которому они будут работать, обязательный или дополнительный. Актуальным является организация исследовательской работы школьников по краеведению в курсе истории России. Нами была проведена работа по составлению тематики уроков – экскурсий в Рыбинский историко-художественный музей-заповедник.  Обязательным условием заданий на таком уровне являются вопросы по теме экскурсий, а дополнительным – научно-исследовательская деятельность учащихся по проблемному вопросу данной темы. Повышенным уровнем, на наш взгляд, является оформление данной работы в виде реферата и защита его на конференции.

Предлагаемая модель организации научно-исследовательской деятельности учащихся по истории Ярославского края опробована автором в течение нескольких лет. Она рассчитана на применение в среднем и старшем звене общеобразовательной школы (6-11 классы).

Каковы же результаты исследовательской деятельности учащихся?

  • Учащиеся ощущают себя полноправными участниками жизни общества, т.е. полноправными гражданами, и не теряют при этом чувства собственного достоинства.
  • Работая вместе с другими в исследовательских проектах, учащиеся приобретают навыки и умения участия в политической жизни, не теряя при этом чувства собственной  индивидуальности.
  • Учащиеся становятся более гуманными и толерантными, приобретают навыки организаторской работы, учатся принимать решения.
  • Учатся определять степень своего участия, соотнося его с личными, групповыми, общественными и государственными интересами..

Глава 3. Внедрение исследовательской деятельности  в элективные учебные предметы

В связи с переходом к профильному обучению перед нами встала задача возможности внедрения исследовательской деятельности в  элективные учебные предметы. Нами была предпринята попытка разработки программ курсов, содействующих формированию и развитию исследовательских умений и навыков у школьников.

1.Элективный учебный предмет « Введение в научно-исследовательскую работу»)

В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у учащихся. Связывают это с тем, что задатки творческого человека лучше всего закладываются в молодом возрасте. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе, если попадет туда. Если же по окончании школы, он пойдет на производство, в сферу услуги т.д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.

Элективный учебный предмет "Введение в научно-исследовательскую работу" поможет обучающемуся успешнее обучаться, глубже осмыслить другие дисциплины и лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке.

Основная цель  - формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР).

Из основной цели вытекают следующие задачи курса:

  1. Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области.
  2. Развить умение выделять в проблеме "объект исследования".
  3. Обучить находить отличительные признаки "предмета исследования".
  4. Привить навыки правильного формулирования темы исследования.
  5. Научить постановке цели исследования и формулировки задач.
  6. Дать представление об элементарных методах исследования и научить
    подбирать метод для проведения своей НИР.
  7. Развить навык формирования исходной гипотезы.
  8. Научить вести исследование.
  9. Научить в общих чертах постановке эксперимента.
  10. Сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации.
  11. Сформировать умение анализировать данные и делать выводы.
  12. Научить правильно оформлять отчетность по НИР (написать доклад, реферат, отчет).

Курс предназначен для 9-11-х классов. Курс рассчитан на 35 часов. Обучение планируется проводить в два этапа. Первый этап - теоретические основы курса. Второй этап - практические занятия.

Курс заканчивается семинаром, на котором часть учащихся выступает с учебно-научными докладами, защищает рефераты, предъявляет отчеты по НИР, остальная часть учащихся сдает зачет.

2.  Программа элективного учебного предмета «От идеи к проекту»

Программа «От идеи к проекту» для учащихся 9 классов  включает занятия, направленные на  формирование у учащихся навыков по продумыванию и реализации собственной инициативы (проекта), и рассчитан на 34 часа.

Проектная деятельность, организуемая в образовательном процессе, решает следующие задачи:

  1.  Образовательная задача заключается в  активизации мыслительной деятельности учащихся, в получении новых знаний.
  2. Воспитательная - в формировании самостоятельности и ответственности, в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность.
  3. Развивающая задача заключается в развитии творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей.
  4. Диагностическая задача проектной деятельности реализуется в том, что ученик, осуществляя  активную пробу сил, диагностирует наличие у себя способностей, интересов, умений и навыков.

Технология приобщения старшеклассников к проектной деятельности

Проектная деятельность организуется на таком этапе учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной исследовательской работы.

Проектная деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников проектной деятельности, сформировать навыки группового взаимодействия. Эта деятельность включает в себя два этапа. Первый этап - совместная разработка и оформление замысла проекта, подготовка теоретического обоснования и практических рекомендаций по реализации проектного замысла. На данном этапе оттачиваются навыки постановки проблемы, формулировки цели и задач деятельности, формируется навык выявления ресурсов, необходимых для осуществления проекта. Стремление к определению  оптимальных методов и средств работы закрепляет индивидуальный стиль деятельности.

Результатом работы первого этапа является заявка на проект, включающая обоснование актуальности темы проекта, постановку цели деятельности, содержание деятельности по проекту, ожидаемые результаты, бюджет проекта.

Второй этап проектной деятельности - собственно реализация проектного замысла с  последующей рефлексивной оценкой качества результата проектной деятельности.

Ожидаемый результат:

В ходе изучения данного курса у учащихся формируются следующие компетенции:

Учащийся имеет представление:

  •  о понятии: проект, ресурсы, бюджет проекта,
  •  о правилах и этапах: организации, подготовки и реализации проекта,
  •     о правилах организации и этапах  проектной деятельности
  •     о правилах оформления заявки на проект
  • об эффективных способах презентации результатов проекта и умеет:
  • находить  информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы
  • ставить цели и задачи  проектной деятельности
  • подбирать методы, адекватные поставленным задачам
  • соорганизовывать различные ресурсы для реализации идеи Учащийся приобретает опыт:
  • работы с различными информационными ресурсами
  • постановки проблемы, обоснования актуальности  проекта
  • определения целей и задач  проекта
  • самостоятельной организации  проектной деятельности
  • рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
  • публичной защиты результатов собственной проектной деятельности

3. Программа  элективного учебного предмета  «Основы исследовательской деятельности»

Курс «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 9 классов состоит из двух блоков и включает занятия, (в количестве 51 часа), направленные на формирование исследовательских навыков учащихся.

Исследовательская деятельность, организуемая в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса с учащимися 9–ых классов, решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная задача заключается в  активизации мыслительной деятельности учащихся, в формировании дополнительных знаний учащихся в ходе проведения исследования, а также в обучении  их структуре проведения исследования по интересующей их теме. Воспитательная задача - в формировании самостоятельности и ответственности, в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность. Развивающая задача заключается в развитии творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей  и способностей.

Технология приобщения старшеклассников к исследовательской деятельности

В приобщении учащихся к исследовательской деятельности можно выделить несколько этапов.

На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся осуществляют поиск информации и возможные варианты решения проблемы, поставленной преподавателем. В ходе работы преподаватель организует рефлексию опыта познавательной деятельности  с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.). Также предметом  рефлексии  становятся методы исследования, применяемые в изучаемой науке. На данном этапе ведущей является образовательная функция.

На втором этапе приобщения учащихся к исследовательской деятельности школьники самостоятельно находят и формулируют проблему, подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют научный поиск. На данном этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на городских, региональных и  российских конференциях.

Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом такой организации учебного процесса является рефлексивно осмысленный опыт поисковой деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении проектной деятельности.

Проектная деятельность организуется на таком этапе учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной исследовательской работы.

Ожидаемый результат:

Примерный перечень формируемых компетенций учащихся:

Учащийся имеет представление:

  • о понятиях проблемы, цели, задачи исследования, методы исследования, конспект, план, библиография;
  • о правилах и этапах: научной организации учебного труда, организации  исследования;
  • о правилах организации и этапах  исследовательской  деятельности;
  • об особенностях: конспектирования, составления тезисов,  написания аннотации, рецензии;
  • об эффективных способах презентации результатов исследования;

и  умеет:  

  • работать в библиотеке;
  • находить  информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
  • конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
  • ставить цели и задачи исследования;
  • подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам;
  • соорганизовывать различные ресурсы для реализации идеи;

Учащийся приобретает опыт:

  • работы с различными информационными ресурсами;
  • анализа и конспектирования литературы;
  • постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;
  • определения целей и задач исследования;
  • самостоятельной организации исследовательской деятельности;
  • рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;
  • публичной защиты результатов собственного исследования.

Результаты использования программ курсов в учебном процессе.

В конце учебного года проводится внутришкольный  мониторинг  знаний учащихся в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся защищают индивидуальный проект. О результативности говорят следующие данные (мониторинг проводился среди девятиклассников – 78 учащихся – в 2020-2021 учебном году). В основу мониторинга были положены критерии оценки проектно-исследовательских работ. Полученные данные были сравнены с данными на начало учебного года.

Критерии оценки работы

На начало уч.г.

На окончание уч.г.

Умение оформлять исследовательскую работу

15%

65%

Умение формулировать цели исследования и решаемой задачи

20%

54%

Умение составлять описание исторических аспектов проблемы

7%

59%

Новизна и полнота изученной литературы

10%

75%

Ясность, логичность и последовательность изложения материала при написании работы

12%

76%

Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление данных)

17%

64%

Сложность выполнения работы

29%

65%

Наличие и качество необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки)

50%

89%

Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленным целям

38%

87%

В приобщении учащихся к исследовательской работе открытие известных науке положений занимает определенное место, и, конечно, здесь невозможно обойтись без овладения определенной суммой знаний, используя обычные приемы воспроизведения. Обогащение учебно-познавательной  деятельности учащихся элементами исследовательской работы предполагает следование этапам научного мышления, поиск учащимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности школьника. И только на высшем уровне, когда учащийся в своей работе не ограничивается усвоением новых, предлагаемых учителем знаний, а  привносит в этот процесс нечто свое, оригинальное, раскрывает новые стороны изучаемых проблем, использует более широкий круг источников знаний, в этом случае учебная  деятельность учащихся основными своими чертами сближается с исследовательской.


Заключение.

В представленной методической разработке была предпринята попытка изучить, представить и проанализировать апробированные нами  варианты организации исследовательской деятельности учащихся в рамках изучения в средней школе предметов обществоведческого цикла. Были показаны возможные методические приемы, с помощью которых педагог может научить школьников организовывать свою исследовательскую и проектную  деятельность: определять её цели, задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать в команде для достижения общих целей, оценивать результативность работы. Предложены возможные формы и  возможные  программы по организации учебной исследовательской и проектной  деятельности, в ходе которых прослеживается  возможность обучения школьников объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной и исторической среды, выявлять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;  решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённых социальных ролей, сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям. Внедрение в учебную практику исследовательской и проектной деятельности учащихся помогает сформировать компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, навыки самостоятельного решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества; подготовиться к профессиональному выбору, ориентироваться в мире профессий, в ситуациях на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях. В процессе исследования у учащихся формируются знания и умения, имеющие опорное значение для выбора профессии определённого профиля.

С нашей точки зрения, исследовательская и проектная деятельность учащихся в скором времени приобретет множество сторонников среди педагогов. Перспектива овладения, использования исследовательской деятельности в учебном процессе очевидна. Учитывая все вышеизложенное, мы считаем, что исследовательская деятельность учащихся требует широкого исследования со стороны современных  педагогов.  

Надеемся, что представленная методическая разработка будет полезна учителям-практикам, а также широкой общественности.


Список литературы и источников.

  1. Организация научно - исследовательской деятельности на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе.  2003.  N 4.  С. 43-48
  2. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование. 2001. С. 127-134.
  3. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование. 2001. С. 144-150.  
  4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура  социологических исследований. – М., 1969
  5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
  6. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. // Завуч. 2001.
  7. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. № 10. 1999.
  8. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся.// Школьные технологии. 2001. N 5. C. 146-149.
  9. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы // Школ. технологии. 1999. N 1-2. C. 132-137.
  10. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание. 1974.
  11. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. № 7. 2000. С.151-157
  12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. № 4. 2000.  С. 52-55
  13. Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск. 1979
  14. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование. 2001. 
  15. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974
  16. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
  17. Федотов В.В. Техника и организация умственного труда.  Минск. 1983.
  18. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2.  М.: МИПКРО. 2001.  
  19. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.  М.: Сентябрь. 1998.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

  1. http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
  2. http://www.1553.ru/  — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».
  3. http://www.vernadsky.dnttm.ru/  — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
  4. www.unesco.ru
  5. www.mondialogo.org

 


[1] Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., «Мысль», 1974, с. 4.

[2] Здравомыслов А.Г.  Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

[3] Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979.

[4] Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979, с. 10.

[5] Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания.// Завуч. 2001. № 1. С. 107-111

[6] Дон Роу, Тони Торн. Исследование общества.// www.unesko.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций студентов через модульно– компетентностный подход.

Статья по обмену опытом, используемом при работе со студентами на уроках иностранного языка....

"Формирование исследовательских компетенций учащихся как необходимого компонента экологического образования".

В проекте представлены эффективные пути включения учащихся в экологически обусловленную проектную деятельность в урочное и внеурочное время, определено место методов, приемов и основных функций педаго...

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Обобщение педагогического опыта.В моей работе с учащимися  основными являются методы творческого характера. Исследование и анализ  источника инспирации и отражение результатов в виде определ...

статья "Эффективное образование: от компетенции учителя к компетенции ученика через аспекты проектной деятельности обучающихся"

описание педагогической практики социально-ориентированной направленности, позволяющие реализовать задачи формирования предметных знаний, умений и навыков в рамках ФГОС нового поколения...

Педагогические технологии в формировании профессиональных и ключевых компетенций учащихся.

Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому термин «педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о пед...

Повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с освоением наиболее рациональных технологий

В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено и...