Педагогические технологии в формировании профессиональных и ключевых компетенций учащихся.
материал

Рамиль Камилевич Саидгараев

Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому термин «педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности.

Существенными чертами понятия «педагогическая технология» является:

- педагогическая технология разрабатывается под конкретную педагогическую задачу, в основе которой лежат ценностные ориентации, целевые установки, имеющие конкретный ожидаемый результат;

- функционирование педагогической технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося с учетом принципов индивидуализации;

- частью педагогической технологии должны быть инструменты контроля качества обучения, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности;

- применение педагогических технологий гарантирует всем учащимся определенное качество обучения в соответствии с поставленной целью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение закрытого типа (Раифское СУВУ)

Педагогические технологии в формировании профессиональных и ключевых компетенций учащихся.

Подготовил : Р.К.Саидгараев

2020

Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому термин «педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности.

Существенными чертами понятия «педагогическая технология» является:

- педагогическая технология разрабатывается под конкретную педагогическую задачу, в основе которой лежат ценностные ориентации, целевые установки, имеющие конкретный ожидаемый результат;

- функционирование педагогической технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося с учетом принципов индивидуализации;

- частью педагогической технологии должны быть инструменты контроля качества обучения, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности;

- применение педагогических технологий гарантирует всем учащимся определенное качество обучения в соответствии с поставленной целью.

Современные педагогические технологии обладают широкими возможностями, которые:

- создают условия не только для понимания содержания, но и формируют умение пользоваться методами познания, приемами построения нового знания;

- способствуют усвоению способов обмена информацией, углубления и преобразования информационных единиц (включая их организацию, построение и структурирование);

- технологические приемы позволяют аудитории проявить собственные силы, так как каждый «выбирает свою меру участия, объем информации, свой темп профессионального роста, вступает в диалоговое взаимодействие со всеми участниками».

Метод проектов.

Среди множества педагогических технологий, наиболее адекватных поставленным целям ориентации на формирование ключевых компетенций учащихся, является метод проектов - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Обучающиеся выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач: творческие, информационные, коммуникационные и т.д. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности учащихся как основного средства их профессионального развития.

Эффективность проектных методик в профессиональном образовании обусловлена следующими причинами:

- проектные методики личностно-ориентированы, а развивающий аспект обучения является одним из ведущих в профессиональном образовании;

обучение в ходе реализации проекта самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- в проектных методиках иерархия взаимоотношений «педагог-обучающийся» существенно отличается от традиционных методов обучения.

Повышенная степень мотивации обучающихся при выполнении проекта является обязательным условием, которое предопределяет высокую степень эффективности данного метода.

При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как:

- установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность,

-уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса,

- аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация,

 -профессиональные компетенции.

Достоинства указанной педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы учебного процесса и содержание обучения, предусмотренное государственными образовательными стандартами, обеспечения гуманистического, интеллектуального обучения.

Технология проблемно - модульного обучения.

Технология проблемно модульного обучения предполагает использование на практике полученных теоретических знаний.

Модульное обучение, общие положения которого были сформированы в конце 60-х годов XX века в США, быстро распространилось в образовательных системах стран Европы и Америки как один из наиболее целостных подходов к обучению, обеспечивающих его высокую эффективность.

Модульное обучение - дидактическая основа множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники; оно представляет собой разбивку учебных дисциплин на относительно небольшие составляющие - модули. Модуль - это относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных компетенций. Каждый модуль отражает результаты обучения (деятельность обучающихся), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения; границы модуля при его разработке определяются уровнем развития компетенции.

Сущность модульного обучения рассматривается как метод, способ, тип обучения, а также как система и педагогическая технология.

При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.

Одной из важнейших особенностей модульного обучения, основанного на компетенциях, является изменение отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования как процесса получения и сбора данных и показателей уровня сформированности компетенций, которые сравниваются с заранее установленным эталоном.

Обучение в рамках модульного подхода представляет собой освоение учащимися модульных программ, где осуществляется интеграция различных учебных дисциплин, видов и форм обучения, подчиненных общей проблеме -формированию готовности к действиям в реальных ситуациях профессиональной деятельности, т.е. профессиональным компетенциям. Модульные программы состоят из набора модулей содержания профессионального образования и обучения.

Признаками модульного обучения является:

- индивидуализация обучения, увеличение доли времени для самообучения;

- представление содержания обучения в модулях, завершенных информационно и обеспеченных методическими комплексами;

- гибкость содержания, высокая степень адаптации к различным требованиям;

- паритетные субъект - субъектные отношения;

- реальное право выбора.

Модульное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники и содержанием обучения.

Эффективность технологии модульного обучения связана с качеством учебного модуля и организационно - дидактической системой обучения.

Модульно - компетентностный подход решает задачу формирования у обучающихся необходимых ключевых компетенций, дает возможность управлять качеством подготовки работников квалифицированного труда и обеспечивает прозрачность его оценки.

При применении в образовательном процессе технологии модульного обучения у учащихся формируются как профессиональные компетенции, так и личностные компетенции: речь, работа в команде, ориентация на качество работы, общий интеллектуальный уровень.

Опыт последних лет показал, что модульная система обучения эффективна в начальном и среднем профессиональном образовании. Преимуществами ее является:

- повышение качества профессионального образования и обучения, соответствие его заданным требованиям профессиональных стандартов и объективной оценки;

- возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);

- создание условий для развития коммуникативных качеств учащихся, тесного контакта с преподавателем посредством индивидуального подхода;

- создание условий более осознанного мотивированного изучения профессионально-значимых дисциплин;

- уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи зачетов или экзаменов;

- реализация принципа «обучение в течение всей жизни».

Деятельностные педагогические технологии

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией/специальностью, занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной деятельности самих обучающихся. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:

- репродуктивные педагогические технологии - предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях. Организационными формами обучения при этом являются: урок - лекция, комбинированный урок, урок - экскурсия, урок - семинар, типовой урок практического (производственного) обучения. Методы репродуктивного обучения: словесные, наглядные, практические; алгоритмизированное, программированное обучение, задания по инструкциям; самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений; самостоятельные работы на применение знаний на практике и т.д.

При применении репродуктивных педагогических технологий у обучающихся формируются следующие компетенции: обучаемость, гибкость мышления, организованность, исполнительность, ответственность, аналитические способности, прогнозирование и профессиональные компетенции;

- проблемно - развивающие педагогические технологии - технологии, которые требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (применение методов проблемно - развивающего обучения) и переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации. Организационными формами обучения являются: лекция - беседа, комбинированный урок, урок - экскурсия, урок - конференция, интегративный урок. Методами обучения являются: методы проблемно - развивающего обучения, методические приемы формирования творческого мышления, задания на применение знаний в нетиповых ситуациях; на изменение, дополнение, составление алгоритмов, инструкций, задания на перенос способов деятельности в новые условия, на составление таблиц и схем классификации, сравнения и систематизации; на анализ и обобщение. Задания проблемно - производственного характера.

При применении проблемно - развивающих педагогических технологий у учащихся формируются как профессиональные компетенции, так и личностные, такие как: установление контакта, уравновешенность, стрессоустойчивость, способность регулировать свое поведение, лабильность, обучаемость, умение самостоятельно принимать решения, творческие способности, креативность, организаторские способности;

- эвристические педагогические технологии - предполагают организацию деятельности продуктивного характера, применение системы методов проблемно - развивающего обучения, заданий, направленных на поиск новых способов деятельности, требующих самостоятельности в принятии решений, проявлении творчества. Организационными формами обучения здесь являются: комбинированный урок, урок - конференция, творческое задание, конкурсная работа, курсовая работа, квалификационная работа, дипломная работа. Методами обучения являются: методические приемы развития творческого мышления, продуктивные методы системы МПРО, задания на поиск информации для решения проблем, на самостоятельный поиск путей достижения цели, задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, в нетиповых ситуациях.

При применении эвристических педагогических технологий у учащихся формируются как профессиональные, так и личностные компетенции, такие как: уравновешенность, стрессоустойчивость, мотивация самореализации, творческие способности, креативность.

Кроме того, принципы личностно-деятельностных педагогических технологий тесно взаимосвязаны с принципами модульного обучения.

технологий с принципами модульного обучения

Поскольку любая педагогическая технология (технологии) как инструментарий достижения целей обучения связана с организационной формой, обусловлена особенностями личности, квалификацией педагога, совокупностью методов и методических приемов, то все эти факторы определяют выбор деятельностных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление Итоговое практическое занятие по профессии «Повар» с элементами педагогической технологии - формирование профессиональных и общих компетенций. Тема урока: «Праздник русской кухни»

         Повар сегодня должен быть творческой личностью. В своей  работе я  использую метод проектов,  которые помогают решать задачи по активизаци...

статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения

Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью  которого является изучение целой темы или какого-то понятия   в  межпредметном  ...

Методическая разработка мастер-класса по теме "КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС "

—  Цель мастер-класса: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС. Задачи мастер-класса:...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.

В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...

Доклад на ЦМК - "Современные педагогические технологии для формирования профессиональных, общекультурных компетенций обучающихся на учебных занятиях по психологии"

На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным ...