Формирование профессиональных и общих компетенций студентов на основе проектно-иссследовательской деятельности
проект на тему
Педагогический проект "Формирование профессиональных и общих компетенций студентов на основе проектно-иссследовательской деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sysoeva_proekt3.ppt | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В связи с внедрением ФГОС третьего поколения, основанных на компетентностном подходе, требуется обновление содержательно-технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектно-исследовательской деятельности.
Противоречия между необходимостью формирования профессиональных компетенций, отраженных в ФГОС нового поколения в системе среднего профессионального образования, требованиями работодателей и ограниченными возможностями традиционной модели обучения студентов; – необходимостью проектно-деятельностного обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций и недостаточностью его научно-теоретического обоснования.
Проблема Необходимость теоретического обоснования и деятельностного обеспечения организации учебного процесса, направленного на формирование профессиональных и общих компетенций студентов.
Гипотеза Вовлечение студентов в активную проектно-исследовательскую деятельность будет способствовать эффективному формированию у них общих и профессиональных компетенций.
Цель исследования теоретически и практически обосновать систему работы преподавателя, обеспечивающую формирование профессиональных и общих компетенций студентов на основе организации проектно-исследовательской деятельности
Задачи исследования - Изучить содержание и сущность профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»; - Проанализировать практический опыт по использованию проектно-исследовательской деятельности других преподавателей; - Изучить различные формы и методы проектно-исследовательской деятельности студентов, а также условия их эффективного применения и технологию использования в формировании профессиональных и общих компетенций; - Апробировать различные формы и методы научно-исследовательской деятельности студентов. - Провести анализ влияния научно-исследовательской деятельности на развитие общих и профессиональных компетенций студентов. - Определить перспективы дальнейшего развития проекта.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов по профессии СПО «Мастер по обработке цифровой информации». Предмет исследования: процесс формирования профессиональных и общих компетенций студентов по данной профессии.
Методы исследования Теоретический анализ. Педагогический эксперимент. Статистическая обработка и анализ экспериментальных данных.
Показатели эффективности деятельности по проекту Методы оценки эффективности Уровень развития творческих характеристик личности Тестирование по методике Максимовой С.В. Уровень качества знаний студентов по профессиональным модулям и практике Мониторинг качества знаний по профессиональным модулям и практике Развитие проектных умений и навыков Самооценка проектной деятельности Уровень профессиональной направленности и коммуникативности Методики ДДО и КОС Уровень развития личностных характеристик выпускников Мониторинг по тестам (по блокам) Рост результатов в научно-практических конференциях, конкурсах Мониторинг участия в конкурсах, конференциях
Практическая значимость Результаты проектной деятельности являются основой для разработки новых образовательных проектов и исследований, могут быть использованы в образовательном процессе других учреждений. Социальная значимость вовлечение студентов в различные формы проектно-исследовательской деятельности способствует развитию их склонностей, способностей и интересов личностного, социального, профессионального и творческого самоопределения.
Инновационность проекта заключается в проектировании исследовательской деятельности преподавателя в рамках развития творческого профессионализма выпускника через социализацию абитуриентов, и в контексте взаимодействия личностно-ориентированного, ценностно-смыслового подходов в условиях профессионального образования.
Сроки реализации : 2012-2015 уч. Года Состав участников проекта: - Студенты группы по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» - Преподаватели спецдисциплин, психолог
Ресурсообеспеченность Методические ресурсы Материальные Кадровые
Риски проекта Меры их минимизации Неэффективность метода исследовательской работы с обучающимися разного уровня знаний Тщательное продумывание и индивидуализация методов работы с каждым обучающимся Вероятность недостаточного изучения индивидуальных особенностей обучающихся и уровня их развития и способности Консультации с психологом, родителями, педагогами Отсутствие у обучающихся навыков проектной и исследовательской деятельности. Проведение индивидуальных и групповых консультаций по освоению проектной методики. Оценка рисков при осуществлении проекта и их минимизация
Этапы проекта: 1. Подготовительный этап 2012-2013 учебный год 2. Практический этап Сентябрь 2013 г. – апрель 2015 г. 3. Аналитический этап Май - июнь 2015 г.
Ожидаемые результаты
1. Подготовительный этап Изучение и теоретический анализ различной литературы и исследований по теме проекта; Определение форм, методов и направлений научно-исследовательской деятельности студентов; Участие в веб-квестах, конкурсах Подготовка рефератов, сообщений, презентаций Разработка буклетов, ЭОР . Работа над проектами, участие в конференциях
1. Подготовительный этап Повышение квалификации преподавателя, участие в конкурсах, семинарах по теме проекта
Рефераты, сообщения, доклады с обзором научных достижений в профессиональной деятельности, презентации «История появления шрифтов», «Письменность на Руси» «Психология цвета в дизайне и верстке» «Как подобрать гармоничную комбинацию цветов для Web-сайта» и др.
Буклеты Публикации в Интернете (плейкасты, интерактивные плакаты и др.) ЭОР: Базы данных, Принципы дизайна, Классификация шрифтов и др.
«Информационная безопасность», «Информация вокруг нас», «Новое время - новые профессии». «Семейные традиции» ( https://sites.google.com/site/semtradicii14/home )
Участие с проектами в научно-практических конференциях
Мониторинг показателей проектных умений и навыков 3. Аналитический этап
3. Аналитический этап Мониторинг средних показателей уровней профнаправленности и коммуникативности
3. Аналитический этап Мониторинг роста творческих характеристик личности обучающихся
3. Аналитический этап Мониторинг качества знаний
3. Аналитический этап Мониторинг качества знаний
Выводы Активная реализация преподавателями разнообразных форм проектно-исследовательской деятельности способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций. Очевидна направленность данной деятельности на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления, формирование как высококвалифицированного профессионала. Исследования определили некоторые перспективы развития образовательных моделей в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Дальнейшее развитие проекта Расширение зоны исследования в других направлениях проектно-исследовательской деятельности Использование наработанного опыта в новых исследованиях. Создание методических рекомендаций по теме проекта. Распространение опыта работы через сетевые педагогические сообщества .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение полевой практики в формировании профессиональных и общих компетенций у студентов фармацевтического отделения Казанского медицинского колледжа.
Летняя учебно-полевая практика по ботанике для студентов фармацевтического отделения Казанского медицинского колледжа проводится после завершения лекционно-лабораторных занятий. В те...
Значение полевой практики в формировании профессиональных и общих компетенций у студентов фармацевтического отделения Казанского медицинского колледжа.
Летняя учебно-полевая практика по ботанике для студентов фармацевтического отделения Казанского медицинского колледжа проводится после завершения лекционно-лабораторных занятий. В те...
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)
Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....
Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно констру...
Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин
Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...
Формирование профессиональных и общих компетенций . УМК "Основы безопасности жизнедеятельности"
Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса специальности 23.02.03. "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"1.Рабочая программа2 Календарно-тематический пла...
Центр подготовки студентов к трудоустройству «Успешный старт» как средство формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся
Реалии современного рынка труда таковы, что наличие образования уже не обеспечивает автоматически человеку профессиональную карьеру или просто получение работы. На сегодняшний день существует печальна...