МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО
статья

Технологическая карта учебного занятия – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы учебного занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся, а также поэтапного формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС СПО к результатам образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО

Технологическая карта учебного занятия – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы учебного занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся, а также поэтапного формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС СПО к результатам образования.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для студента по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость информации.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на занятие, согласовать действия преподавателя и студента, организовать самостоятельную деятельность студентов в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и универсальные учебные действия);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений студентов, соответствующих требованиям ФГОС.


Приложение 1                                                            

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС СПО

Автор-разработчик

______ квалификационная категория

Специальность

Учебный цикл

Учебная дисциплина/МДК

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК

Последующие учебные дисциплины/МДК

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1

ПК 1.1

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

З1

У2

З2

Раздел

Раздел № __

___ часа

Тема

Тема № ___

___ часа

Уровень освоения

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Тема учебного занятия

Тип учебного занятия

1. Вводное учебное занятие

2. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности

3. Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений и способов деятельности

Сюда входят учебные занятия:

по усвоению новых знаний и способов деятельности;

по формированию умений и способов деятельности;

по закреплению знаний, умений и способов деятельности;

по комплексному применению знаний, умений и способов деятельности.

4. Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности

5.Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний,  умений и способов деятельности

Формы и методы обучения

Образовательные технологии

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Требования к результатам освоения темы учебного занятия

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

З1

У2

З2

Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Формы работы на занятии

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Далее возможны различные варианты

Вариант 1.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Технология проведения (дидактическая структура учебного занятия: этапы –цель и продолжительность)

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности студентов

Задания для студентов, выполнение которых приведет к достиже-ниюплани-руемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1 этап. Мотивация деятельности

Цели:

2 этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели:

3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность)

Цели:

4 этап. Рефлексия учебной деятельности. Контроль и оценка результатов

Цель:

Вариант 2.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Познава-тельная

Коммуни-кативная

Регуля-тивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают преподавателя.

Строят высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые студентами гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие студентов (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов технологии смешанного обучения

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов  технологии смешанного обучения...

Технологическая карта учебного занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения

Технологическая карта учебного занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения...

Технологические карты учебного занятия в соответствии с ФГОС СПО

Технологические карты учебного занятия в соответствии с ФГОС СПО...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Технологическая карта учебного занятия по БЖД. Самоанализ занятия

Тема занятия «Первичная профилактика инфекционных заболеваний»Дидактические обучающие цели:  на первом уровне усвоения :  Раскрыть значения первичной профилактики заболеваний. На...