МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО
статья
Технологическая карта учебного занятия – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы учебного занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся, а также поэтапного формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС СПО к результатам образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razrabotki_tehnologicheskoy_karty_uchebnogo_zanyatiya_v_so.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО
Технологическая карта учебного занятия – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы учебного занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся, а также поэтапного формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС СПО к результатам образования.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для студента по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость информации.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на занятие, согласовать действия преподавателя и студента, организовать самостоятельную деятельность студентов в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и универсальные учебные действия);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений студентов, соответствующих требованиям ФГОС.
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС СПО
Автор-разработчик | ______ квалификационная категория | ||||||||||||||||
Специальность | |||||||||||||||||
Учебный цикл | |||||||||||||||||
Учебная дисциплина/МДК | |||||||||||||||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | |||||||||||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||||||||||||
ОК 1 | ПК 1.1 | ||||||||||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | |||||||||||||||
У1 | З1 | ||||||||||||||||
У2 | З2 | ||||||||||||||||
Раздел | Раздел № __ | ___ часа | |||||||||||||||
Тема | Тема № ___ | ___ часа | |||||||||||||||
Уровень освоения | 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) | ||||||||||||||||
Тема учебного занятия | |||||||||||||||||
Тип учебного занятия | 1. Вводное учебное занятие 2. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности 3. Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений и способов деятельности Сюда входят учебные занятия: по усвоению новых знаний и способов деятельности; по формированию умений и способов деятельности; по закреплению знаний, умений и способов деятельности; по комплексному применению знаний, умений и способов деятельности. 4. Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности 5.Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний, умений и способов деятельности | ||||||||||||||||
Формы и методы обучения | |||||||||||||||||
Образовательные технологии | |||||||||||||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||||||||||||
Требования к результатам освоения темы учебного занятия | Освоенные умения | Усвоенные знания | |||||||||||||||
У1 | З1 | ||||||||||||||||
У2 | З2 | ||||||||||||||||
Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия | |||||||||||||||||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия | |||||||||||||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | Формы работы на занятии | |||||||||||||||
Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Электронные информационные и образовательные ресурсы | ||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||
Далее возможны различные варианты
Вариант 1.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||
Технология проведения (дидактическая структура учебного занятия: этапы –цель и продолжительность) | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности студентов | Задания для студентов, выполнение которых приведет к достиже-ниюплани-руемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1 этап. Мотивация деятельности Цели: | |||||
2 этап. Учебно-познавательная деятельность Цели: | |||||
3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность) Цели: | |||||
4 этап. Рефлексия учебной деятельности. Контроль и оценка результатов Цель: |
Вариант 2.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||||||
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятельность преподавателя | Деятельность студента | |||||
Познава-тельная | Коммуни-кативная | Регуля-тивная | ||||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают преподавателя. Строят высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые студентами гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие студентов (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль | |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль | |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи
Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...
Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов технологии смешанного обучения
Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов технологии смешанного обучения...
Технологическая карта учебного занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения
Технологическая карта учебного занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения...
Технологические карты учебного занятия в соответствии с ФГОС СПО
Технологические карты учебного занятия в соответствии с ФГОС СПО...
Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...
Технологическая карта учебного занятия по БЖД. Самоанализ занятия
Тема занятия «Первичная профилактика инфекционных заболеваний»Дидактические обучающие цели: на первом уровне усвоения : Раскрыть значения первичной профилактики заболеваний. На...