Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов технологии смешанного обучения
план-конспект урока на тему

Николаева Евгения Александровна

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов  технологии смешанного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Смешанное обучение в контексте формирования компетентностно-ориентированных образовательных результатов»

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов  технологии смешанного обучения

Предметная область: Естественные науки - биология

Тема: Нуклеиновые кислоты

Тип занятия: Совершенствования/закрепления  образовательных результатов

Цель: научить выделять общее и особенное в строении и функциях нуклеиновых кислот.

Задачи:

- изучить особенности строения нуклеиновых кислот как биополимеров, их функции в хранении и передаче наследственной информации;

- развивать навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию;

- воспитывать критическую и объективную оценку знаний.

Планируемые образовательные результаты (итоговые):

личностные результаты:

- готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук.

метапредметные результаты:

- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру

предметные результаты:

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе;

- уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- сформированность умений решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Этап урока

Цель этапа

Действия педагога

Действия обучающегося

Образовательный результат

Организационная часть

Создать эмоциональный положительный настрой на занятие

Проверяет готовность обучающихся к занятию

Слушают преподавателя

Готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе

Мотивация учебной деятельности

Отметить значение и роль данного занятия для дальнейшего изучения дисциплин и в будущей практической деятельности студента

Информирует об обязательных результатах.

Побуждает к демонстрации знаний.

Учащиеся дома работали в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомились с новым материалом по теме урока.

Слушают преподавателя

Готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе

Сообщение темы, цели и задач урока

Сформировать потребность в знаниях

Ставит проблемный вопрос.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей занятия.

Проблемный вопрос: «Почему потомство похоже на своих родителей? Какое вещество является носителем наследственной информации?»

Мы будем отвечать на этот вопрос ответ в ходе урока.

Самостоятельно формулируют тему и цель урока

Умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий.

Закрепление образовательных результатов

Совершенствовать образовательные результаты по изучаемой теме

Формулирует задание.

Организует самостоятельную работу с информацией.

Контролирует выполнение работы.

Самостоятельная работа в парах с помощью инструкционной карты.

Для закрепления изученного дома материала необходимо ответить на вопросы инструкционной карты. Инструкционная карта была роздана до начала урока каждому студенту. Ответы записывают в тетради.

Приложение.

Работают с инструкционной картой.

Самостоятельно выполняют задания.

Сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации.

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук.

Восприятие и осознание учащимися изученного материала

Проверка и корректировка полученных знаний

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний.

Организует беседу, связывая результаты занятия с его целями.

Организует просмотр фильма.

Подводит обучающихся к выводу о строении и значении нуклеиновых кислот.

По окончании работы с инструкционной картой фронтальное обсуждение ответов учащихся и корректировка.

Вопросы:

-Какие вещества называют нуклеиновыми кислотами?

- Какие типы нуклеиновых кислот существует?

- Где в клетке содержится ДНК?

- Что является мономером нуклеиновых кислот?

-Каковы особенности строения нуклеотидов ДНК?

-Каковы особенности строения нуклеотидов РНК? 

- Что собой внешне представляет ДНК?

Просмотр и обсуждение анимационного фильма “Репликация ДНК”: Благодаря чему ДНК может самоудваиваться? Какое значение имеет репликация ДНК?

Выводы.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Озвучивают понятия мономер, полимер, нуклеотид.

Сравнивают строение нуклеиновых кислот.

Осуществляют взаимопроверку.

Обсуждают фильм.

Высказывают свое мнение.

Объясняют свой выбор.

Формулируют выводы.

Владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе.

Уверенное пользование биологической терминологией и символикой.

Сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий.

Готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе.

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук.

Применение изученного материала

Проверка усвоенных знаний

Формулирует задание.

Контролирует выполнение работы.

Организует взаимопроверку.

Организует обсуждение способов решения биологических задач.

Осуществляет выборочный контроль.

1. Игра «Кто быстрее?» Заполните таблицу в тетрадях «Сходство и различия молекул ДНК и РНК». По окончании работы, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют заполнение таблицы.

Признаки сравнения

ДНК

РНК

1.Количество цепей

Две

Одна

2. Углевод

Дезоксирибоза

Рибоза

3.Локализация в клетке

Ядро, митохондрии, хлоропласты

Ядро, рибосомы,

митохондрии, хлоропласты

4.Структура

Двойная спираль

Цепочка

нуклеотидов

5. Азотистые основания

А, Т, Г, Ц

А, У, Г, Ц

6.Функции

Хранение и передача наследственной информации

Участие в синтезе белков

2. Решение биологических задач.

Задача 1. Постройте, используя по принцип комплементарности, вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи.
1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т…
2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А…

Задача 2. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с гуанином (Г) составляют 13 % от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в процентах) нуклеотидов с аденином (А), цитозином (Ц), тимином (Т) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

Составляют таблицу.

Осуществляют взаимопроверку.

Осуществляют предварительную оценку.

Решают биологические задачи.

Делают записи в тетради.

Владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе.

Уверенное пользование биологической терминологией и символикой.

Сформированность умений решать элементарные биологические задачи.

Готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе.

Подведение итогов занятия

Дать общую и индивидуальную оценку

деятельности на

занятии

Повторяет проблемный вопрос.

Выставляет оценки за тестовый опрос, за фронтальный опрос и за работу учащихся во время урока.

Отвечают на проблемный вопрос.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Дают общую и индивидуальную оценку

деятельности на

уроке.

Владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе.

Уверенное пользование биологической терминологией и символикой.

Сформированность умений решать элементарные биологические задачи;

Сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий.

Готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе.

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук.

Рефлексия

Акцентировать конечные результаты

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.

Выберите начало фразы и продолжите ее

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я выполнил задания…
  3. У меня получилось…
  4. Мне показалось интересным…
  5. Урок дал мне для жизни…

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Домашнее задание

Сформулировать и объяснить отдельные моменты

Дает комментарий к выполнению домашнего задания.

Записи в тетради.

Биологические задачи.

Темы для сообщений:

- Нуклеиновые кислоты и возраст.

- Нуклеиновые кислоты и наследственные заболевания.

- Нуклеиновые кислоты и народное хозяйство.

Записывают домашнее задание.

Приложение

Инструкционная карта

ТемаНуклеиновые кислоты

Цель: выяснить особенности строения ДНК и РНК и их функции.

Вставьте пропущенные слова:

1) Сложные углеводы, белки, … относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот - …… и ……. , которые содержатся в клетках эукариот в …., также …..,…..,……,……

2) Рассмотрите рис. 9, 10, 11. Напишите вещества, входящие в состав нуклеотидов ДНК и РНК

Схема строения нуклеотида ДНК

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_1.png

1 2 3

Схема строения нуклеотида РНК

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_2.png

1 2 3

3) Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК и РНК?  Напишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК.

Типы нуклеотидов ДНК

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_2.png https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_2.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_2.png https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_2.png

Типы нуклеотидов РНК

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_2.png https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_2.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_2.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_556a5230a075e/konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty_2.png

4) Сколько цепей в молекуле ДНК и РНК?

5) Какими связями соединены цепочки ДНК?

6) В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований молекуле ДНК. Аденину соответствует тимин, а гуанину – цитозин (А-Т, Г-Ц). Используя этот принцип, постройте вторую цепь ДНК: Т-Т-Г-Ц-А-Г-Ц-А

7) Какова функция ДНК?

8) Какие типы молекулы РНК выделяют? Каковы их функции?

Типы РНК

Функции

1.

2.

3.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

Методическая разработка технологической карты практического занятия на тему "Применение лекарственных средств"

Данная методическая разработка будет полезна преподавателям медицинских колледжей по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело". ПМ 04 "Выполнение работ по одной или...

Методическая разработка технологической карты практического занятия на тему "Особенности наружного применения лекарственных средств"

Данная методическая разработка может быть полезна для преподавателей медицинских колледжей по специальности "Сестринское дело" и "Лечебное дело". ПМ 04 "Выполнение работ по пр...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО

Технологическая карта учебного занятия – это способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Так...

Технологическая карта учебного занятия "Россия в эпоху петровских преобразований" с применением интерактивных технологий

Технологическая карта учебного занятия по теме "Россия в эпоху петровских преобразований", поможет полноценно провести урок в соответствии с ФГОС. Особенностью данного урока являетя при...

Технологическая карта учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «Химия» На тему: «Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии» укрупненной группы 23.00.00 Техника технология наземного транспорта специальность

На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, тр...