Дошкольное образовательное учреждение как школа осознанного и компетентного родительства
статья

Хорохорина Юлия Николаевна

Значение семьи в воспитании ребёнка очень точно обозначил А.С. Макаренко «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.  И, если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Дошкольное образовательное учреждение - школа осознанного родительства»

Хорохорина Юлия Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка» города Тамбова

Значение семьи в воспитании ребёнка очень точно обозначил А.С. Макаренко «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.  И, если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»». 

 Актуальность проблемы обозначена в национальном проекте «Образование», где поставлена задача - удовлетворение потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей, в том числе родителей детей, получающих дошкольное образование в семье. В нашем регионе разработаны и внедрены методические рекомендации по обеспечению информационно-просветительской поддержки родителей, включающие создание, на базе дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций консультационных центров, обеспечивающих получение родителями детей дошкольного возраста методической, психолого-педагогической и консультативной помощи на безвозмездной основе. Кроме того, актуальность проблемы заключается в том, что в последние десятилетия трансформируются основные функции семьи, на первое место выходит хозяйственно – экономическая функция, а значение воспитательной и коммуникативной  уходит на второй план.

Как следствие, отмечается ещё целый ряд проблем: ослабление социализирующей роли семьи; самоустранение родителей от решения вопросов воспитания детей; искажённый характер детско – родительских отношений; передоверие ребёнка компьютеру, телевизору, игрушкам; снижение родительского авторитета; потребительское отношение родителей к образовательному учреждению; недостаточный уровень общей культуры и педагогических знаний родителей в вопросах воспитания.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме смещения акцента из сферы общественного воспитания и обучения в сферу семейно – общественного, где ответственность за ребёнка и его подготовку к будущей деятельности в равной степени разделяется между семьёй и государством. Именно на этой почве взаимодействие семьи и общественных институтов на современном этапе характеризуется противоборствующими тенденциями. Противоречие возникает между мерой ответственности, возлагаемой государством на семью по воспитанию детей и неготовностью семьи принять на себя в полном объёме данную функцию. Подобные тенденции негативно сказываются на взаимодействии семьи и образовательного учреждения: не все родители осознают важность своего участия в воспитании и развитии ребёнка.

Новизна нашего подхода к решению проблемы заключается в том, что   мы стараемся изменить смысл взаимодействия родителей и педагогов, акцент ставим на имеющийся «семейный воспитательный потенциал».

 Участниками проекта являются: дети, воспитанники детского сада,  их родители, воспитатели, специалисты учреждения (педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, организатор физического воспитания и др.). Кроме того, активными участниками проекта будут наши социальные партнёры: преподаватели и учащиеся педагогического колледжа №2 города Тамбова, тренеры – преподаватели спортивной школы №6 города Тамбова.

Проектные мероприятия предполагается реализовать  в течение двух лет, сентябрь 2019 - май 2021год.

        В ходе реализации проекта планируется достижение основной цели - активизировать и  повысить роль семьи в воспитании детей через поиск и развитие потенциальных «семейных ресурсов»: интеллектуальных, творческих, стимулирования духовных внутренних сил семьи.

Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития образования конструктивное взаимодействие семьи ребёнка – дошкольника и образовательного учреждения приобретает особое значении, поскольку именно в дошкольном детстве важно наличие свободного и открытого общения семьи и образовательного учреждения как социального института.

В ходе реализации проекта будут решаться задачи, как по отношению к родителям, детям так и педагогическим работникам учреждения.

 Задачи для педагогических работников:

 мотивировать родителей на осознание, принятие и решение проблем общения с собственными детьми;

 создать детско-взрослую «общность» с целью социализации детей;

осуществлять психолого - педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания;

 изучить, обобщить и транслировать лучший семейный опыт.

Задачи для родителей:

активно включиться в процесс приобретения знаний и практического опыта по проблемам воспитания и развития детей;

 улучшить внутрисемейный микроклимат;

 научиться умению находить выход из сложных ситуаций.

 При разработке проекта мы предположили, что специально организованная работа с родителями поможет сформировать положительный микроклимат в семье, установить доверительные (партнёрские) отношения с педагогами.

 Реализация проекта  предусматривает три основных этапа:

Первый этап. Организационно-подготовительный, в содержание которого входит: проведение организационного собрания родителей (знакомство с учреждением, педагогами); изучение семьи в процессе общения; формирование группы родителей для участия в проекте; разработка программы психолого – педагогического сопровождения «Мы вместе».

В основу работы в рамках программы «Мы вместе» нами положены следующие принципы взаимодействия: сопровождать – не значит решать за семью её проблемы; искреннее уважение родителей; доброжелательность; атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания

Примерные темы для рассмотрения: «Первый раз в детский сад». «Агрессивный ребёнок», «Стеснительный ребёнок», «Ревность в семье», «Ребёнок не слушается», «Истерики, что делать?» «У ребёнка нет друзей». «Готовимся к первому классу».  

Самым продолжительным по срокам реализации является формирующий этап, в рамках которого предусмотрена деятельность педагогического коллектива по отношению к родителям, которая включает разнообразные направления психолого- педагогического сопровождения.

 Изучение семьи и семейных отношений позволит, на наш взгляд, понять особенности семьи: стиль и проблемы воспитания, специфику общения родителей с детьми, психологический микроклимат.

Профилактические мероприятия помогут предупредить возникновение тех или иных проблем, опосредованно воздействуя на родителей и детей через воспитателей, иных специалистов. 

Консультационную деятельность планируется осуществлять по запросам педагогов и родителей с целью установления позитивных отношений с семьёй.

Коррекционная работа предполагает помощь семье в плане исправления различных нарушений внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогическое просвещение и образование направлено на формирование педагогической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности родителей.

В рамках проектных мероприятий предполагается использовать разнообразные организационные формы работы с родителями:

проект «Семейная академия здоровья». Задача - пропагандировать здоровый образ жизни.  

Консультационный пункт «Семейный психолог». Задача - дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики и психологии; сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

 «Семейная мастерская». Задача - способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. Предполагается организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

  «Ваши добрые дела». Задача - поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

        Для активизации родителей на формирующем этапе проекта перед ними стоит задача – обеспечить создание  в семье среды развития и общения через: организацию домашних творческих мастерских; участие в творческих делах; подготовку детей для участия в конкурсах; участие в семейной выставке «Мир наших увлечений»; организацию познавательных экскурсий; участие в совместных праздниках.

В конце срока реализации проекта предполагается:  анкетирование участников; анализ и обобщение результатов проектных мероприятий;  систематическая  трансляция хода проекта и позитивного опыта.

  Результативность проекта предполагается оценивать по следующим критериям: динамика родительского интереса к делам учреждения (степень активности и отклика родителей на запросы педагогов);

увеличение количества родителей, принимающих участие в конкурсах, воспитательных мероприятиях); удовлетворённость родителей работой учреждения;  улучшение внутрисемейного микроклимата. 

Методическое обеспечение проекта включает: программу  психолого – педагогического просвещения «Мы вместе»; комплекс диагностического инструментария, комплект конспектов занятий, сценариев праздников,  тренингов, ролевых игр и т.д.

 Глоссарий проекта:

Родительство - процесс обеспечения родителями (законными представителями) необходимых условий для полноценного развития, воспитания и обучения детей.

Задачи ответственного родительства: следить за здоровьем; предупреждать развитие негативных (пагубных) пристрастий; защищать в сложных ситуациях; обеспечивать полноценную жизнедеятельность; учить стойкости, целеустремлённости; находить время на общение с ребёнком; прививать ребёнку трудолюбие.

Осознанное родительство – взаимодействие родителей (законных представителей) между собой, другими членами семьи, детьми, результатами которого является создание наиболее благоприятных условий для полноценного развития ребёнка на всех этапах его жизни.

Компетентное и просвещенное родительство -  информированность взрослых о способах оптимального воздействия на развитие ребенка и знание способов и приёмов эффективного взаимоотношения с ним.

 Библиография

1. Андреева Т.А. Семейная психология: учебное пособие СПб. Речь,2005. -264с.

2. Дружинин В.Н.Психология семьи – М.: «КСП» 1996-160 с

3. Ерминина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов Казань, 2004. -168 с

4. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы/под редакцией Амсова А.И. –М.,Мысль,1990, 340 с

5.Матейчик З. Родители и дети. М. 1992

6. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов ВУЗов/Р.В. Овчарова  – М. Издательский центр «Академия»,2005 368 с

7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие/ под редакцией В.С. Торохтий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.- 224с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические пункты при дошкольных образовательных учреждениях

Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.Отчетные документы логопеда....

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ПМ.01."Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях"

КОС по ПМ.01. предназначен для сдачи квалификационного экзамена по специальности СПО 050130 "Музыкальное образование" . Экзамен проводится в реальных (модельных) условиях "здесь и сейчас" с группой ст...

Проект "Современная мужская профессия:воспитатель в дошкольном образовательном учреждении" с участием студентов Царенко Ирины Сергеевны и Нагайко Евгении Сергеевнаы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8427549","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","style":"width: 77px; height: 80px;","width":"147"}}]]Приложение к 20 слайду:...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» для дошкольных образовательных учреждений города Глазова.

рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений по декоративно-прикладному искусству....

«Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» ( приложение к программе педагогической практики «Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ»)

Дорогие друзья!Эта тетрадь поможет Вам в подготовке к урокам, в проведении разных форм работы по оздоровлению и физическому воспитанию на педагогической практике с детьми разного дошкольного возраста....

Сценарий профориентационного мероприятия для дошкольного образовательного учреждения по профессии «Повар, кондитер»

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мирепрофессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие ихвсестороннего, полноценного развития. Актуальность работы по ознак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 Организация коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

РАБОЧАЯ программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 Организация коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для специальности44.02.01 «Дошкольное образование»...