Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
классный час на тему
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Аннотация к открытому мероприятию, посвящённому 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Мы живём в Санкт-Петербурге, поэтому нам особенно близок и дорог этот праздник «со слезами на глазах». У многих из нас есть родственники, которые пережили эти трагические события и рассказали об этом времени детям, а те – своим детям. Теперь пришла наша очередь рассказать сегодняшнему поколению о тех, «кто уже не придёт никогда», рассказать и показать в фотографиях застывшую в кадрах историю, которую нельзя забывать, которую необходимо ПОМНИТЬ!
У меня в этом году очень хорошая и отзывчивая кураторская группа, которая сразу откликнулась на предложение сделать классный час, посвящённый 70-летию снятия блокады Ленинграда.
Перед девушками были поставлены задачи: сделать работу с душой, взять интервью у родственников, которые ещё живы, подобрать видеоматериал.
Основной целью занятия являлось воспитание у студентов чувства патриотизма, уважения к героическому историческому прошлому ленинградцев и всего российского народа в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о блокаде так, чтобы почувствовать силу духа советских людей, геройски сражающихся и на фронтах, и у станков, и за партами, испытать патриотические чувства к Родине, к людям, пережившим это время и вынесшим все его тяготы, пережить эмоциональное потрясение и стать лучше.
Литературно-музыкальная композиция была тщательно продумана и подготовлена студентами под руководством куратора.
Содержание занятия построено на последовательно выстроенном историческом материале о Ленинграде в период фашистской блокады. Выступление студентов сопровождается видеоматериалами (кадры хроники событий 1941-1944), музыкальным материалом, что значительно усиливает эмоциональное переживание зрителей этих трагических событий.
Подобран литературный материал (дневник Тани Савичевой, письмо Кати Сусаниной; стихи Ю.Воронова, О.Берггольц), который накладывается на видеоряд и становится гимном силе духа, мужеству порядочности и скромности наших соотечественников.
Текст начинает читаться сразу после объявления Левитаном о начале Великой Отечественной войны и органично ложится на весь видеоряд.
Мы с кураторской группой будем рады, если кому-нибудь эти материалы помогут, научат состраданию, чуткости и человечности.
С уважением,
Кульгавий Л.П. и Лебедева Лена, Резван Полина, Толмачёва Даша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_k_70letiyu_snyatiya_blokady_leningrada_metodicheskaya_razrabotka_spbtkuik.doc | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Аннотация к открытому мероприятию, посвящённому 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Мы живём в Санкт-Петербурге, поэтому нам особенно близок и дорог этот праздник «со слезами на глазах». У многих из нас есть родственники, которые пережили эти трагические события и рассказали об этом времени детям, а те – своим детям. Теперь пришла наша очередь рассказать сегодняшнему поколению о тех, «кто уже не придёт никогда», рассказать и показать в фотографиях застывшую в кадрах историю, которую нельзя забывать, которую необходимо ПОМНИТЬ!
У меня в этом году очень хорошая и отзывчивая кураторская группа, которая сразу откликнулась на предложение сделать классный час, посвящённый 70-летию снятия блокады Ленинграда.
Перед девушками были поставлены задачи: сделать работу с душой, взять интервью у родственников, которые ещё живы, подобрать видеоматериал.
Основной целью занятия являлось воспитание у студентов чувства патриотизма, уважения к героическому историческому прошлому ленинградцев и всего российского народа в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о блокаде так, чтобы почувствовать силу духа советских людей, геройски сражающихся и на фронтах, и у станков, и за партами, испытать патриотические чувства к Родине, к людям, пережившим это время и вынесшим все его тяготы, пережить эмоциональное потрясение и стать лучше.
Литературно-музыкальная композиция была тщательно продумана и подготовлена студентами под руководством куратора.
Содержание занятия построено на последовательно выстроенном историческом материале о Ленинграде в период фашистской блокады. Выступление студентов сопровождается видеоматериалами (кадры хроники событий 1941-1944), музыкальным материалом, что значительно усиливает эмоциональное переживание зрителей этих трагических событий.
Подобран литературный материал (дневник Тани Савичевой, письмо Кати Сусаниной; стихи Ю.Воронова, О.Берггольц), который накладывается на видеоряд и становится гимном силе духа, мужеству порядочности и скромности наших соотечественников.
Текст начинает читаться сразу после объявления Левитаном о начале Великой Отечественной войны и органично ложится на весь видеоряд.
Мы с кураторской группой будем рады, если кому-нибудь эти материалы помогут, научат состраданию, чуткости и человечности.
С уважением,
Кульгавий Л.П. и Лебедева Лена, Резван Полина, Толмачёва Даша.
Ход открытого мероприятия (классного часа)
«Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная война советских народов против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
22 июня ровно в четыре часа голос Юрия Борисовича Левитана прогремел на всю страну.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. 22 сентября 1941 года появилась выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда»:
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. В короткий срок Ленинград был превращён город-крепость. В нём было построено 35 км баррикад, 22 тысячи огненных точек.
Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.
8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день по 250 грамм хлеба, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 г».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.
Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. 12 марта 1943 г. Март, 12, Лиозно, 1943 год. Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы, не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот... Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь — у меня отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,— и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья»,— сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку. Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!.. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит: письмо дойдет
На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года. |
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)
Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких же спасла эта дорога!
Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.
22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень.
Помните! Не плачьте! Хлебом и песней, | просторной, Люди! Песню свою | Детям своим | Встречайте |
Город полностью был освобожден от блокады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия «Забыть нельзя простить», посвященного 70 годовщине со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Сценарий мероприятия "70 лет снятия блокады"...
Классный час "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"
Разработка классного часа "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" разработана для проведения классного часа в учебной группе и посвящена 70-летию со дня снятии фашистско...
Сценарий торжественного вручения медалей в честь 75-ой годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Мероприятие состоялось 25 января 2019 года в концертном зале ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"...
Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Блокада Ленинграда - это тяжелое испытание для русского народа. На протяжении 900 дней люди подвергались обстрелам со стороны фашистов, голодали, теряли близких. Молодое поколение помнит и гордится ге...
Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Концертная программа состоит из поздравлений учащимися творческих объединений ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» защитников и жителей блокадного Ленинграда с годовщиной снятия Блокады....
Классный час « 76-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
Классный час « 76-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»ЦельСовершенствовать духовно - патриотическое развитие обучающихся, сохранять и развивать чувство ...
Классный час к полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады
Классный час, посвященный полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944г.) Цель классного часа - познакомить учащихся со страшным периодом в жизни города. Важно пробудить у уча...