УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
методическая разработка
Сценарий урока мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.pptx | 857.6 КБ |
blokada_leningrada.docx | 56.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блокада Ленинграда — осада немецкими, финскими и испанскими ( Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года ). 900 дней блокады
Начало блокады Были разорваны все железнодорожные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены на рубеже государственной границы 1939 года (то есть той границы, которая существовала между СССР и Финляндией накануне «зимней войны»).
Паек блокадника Виду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял: Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки; Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов; Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов Войскам первой линии — 500 граммов. При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Хлебная карточка блокадника
Дневник Тани Савичевой
Дорога жизни 17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ле- довой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день — первая автоко- лонна. Всего в первую блокадную зиму ле- довая дорога работала 152 дня. За это время было перевезено 361 тыс. т. различных грузов, в том числе 262.5 тыс. т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых.
Прорыв блокады В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера . На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл Медаль «За оборону Ленинграда» Орден Победы
Пискарёвское мемориальное кладбище расположено на севере Санкт - Петербурга, одно из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. На кладбище воздвигнут мемориал павшим. http://www.webpark.ru/comment/58504
Горькая память войны
Предварительный просмотр:
ОБОУ СПО «Советский социально-аграрный техникум»
УРОКА МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННОГО ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Дата проведения: 27 января
Место проведения: ауд..№ 46
Студенты групп: 13 гр
Присутствовали: зав.отделением
по подготовке специалистов
среднего звена Долженкова Т.И.,
Зав. учебной частью
Трубникова Е.Б.
преподаватель истории: Козлова Л.В.
п. Коммунар, 2017г.
СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННОГО ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Можно победить любое оружие,
кроме оружия духа.
Наполеон
(Проводится 27 января, в день освобождения города Ленинграда от блокады.)
Цели: расширить представление обучающихся о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда; формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, показать деструктивный характер попыток извратить историю войны, принизить значение Победы; воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения; пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады; побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.
Объем учебного времени: 45 минут.
Ход урока
1-й студент:
Петербург — Ленинград — Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы его жителей отражают вехи его истории.
В мае 1703 г. по приказу царя Петра I на Неве была заложена крепость во имя Апостола Петра, давшая начало городу. В 1712 г. новый город превратился в столицу Российской империи. Немало испытаний выпало на его долю. Но, пожалуй, самым страшным стала для него война с фашистской Германией.
Утром 22 июня 1941 г., в 3 часа 30 минут Германия напала на Советский Союз. Для нашего народа началась Великая Отечественная война.
Звучит первый куплет и припев песни «Священная война» (музыка — А.В. Александров, слова — В.И. Лебедев-Кумач).
На экран проецируется плакат «Родина-мать» (художник И. Тоидзе).
Преподаватель: Великая Отечественная война началась 22 июня. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить огромную территорию нашей страны - до Уральских гор. В «Плане Барбаросса» взятие Ленинграда рассматривалось как первоочередная задача перед последующим наступлением на Москву. По мнению Гитлера, сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов государства, что должно было подорвать «дух славянского народа». На взятие Ленинграда в планах гитлеровского командования отводилось 3 недели. Уже в сентябре немцы прорвались к Ленинграду. Но захватить город им не удалось, и они решили взять его измором. Гитлер рассчитывал, что голод, систематический артиллерийский огонь и бомбардировки с воздуха сломят сопротивление ленинградцев. Гитлер приказал сровнять город с землей и просьбы о сдаче не принимать. «В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения», - гласила директива немецкого командования*.
Эти сухие строки нацистской директивы были настоящим приговором жителям Ленинграда: город и его жители должны быть уничтожены. Немцы все рассчитали с немецкой точностью. Они знали, сколько людей осталось в городе (правда, их расчеты оказались заниженными), каковы были запасы продовольствия. Крупнейшие продовольственные склады они уничтожили с воздуха. Гитлеровцы намеренно отказывались от штурма и стали ждать, когда голодные жители города пожрут друг друга и Ленинград «упадет к их ногам, как спелое яблоко». Но чего-то не учли гитлеровские стратеги... Город держался 900 дней и ночей.
6-й студент:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Я о другом не пел бы ни о чем,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.
(С. Щипачев. «22 июня 1941 года». 1943)
2-й студент:
В соответствии с планом «Барбаросса» вермахт наносил одновременные удары в северном, центральном и южном направлениях.
Текст сопровождается показом на экране военной документальной кинохроники.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
(К. Симонов.«Родина». 1941)
4-й студент:
В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград.
Из дневника генерала Ф. Гальдера. 8 июля 1941 г.: «После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы стало ясно неколебимое решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие», которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».
Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».
В сентябре 1941 г. город оказался в «клещах» окружения. Группа армий «Север», стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжением всех-сил советские войска сдерживали натиск противника.
На экране — фрагменты кинохроники.
3-й студент:
И в пестрой суете людской
Всё изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат,
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов —
Веселых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить — по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нес
Ребенку моему.
(А. Ахматова.«Первый дальнобойный в Ленинграде». 1941)
2-й студент:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
(А. Ахматова.«Клятва». 1941)
3-й студент:
8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со всей страной.
Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.
4-й студент:
Из воззвания рабочих Кировского завода к воинам — защитникам Ленинграда. 1941 г.: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться, отвечать на удар ударом, не заставят нас забыть клятвенное обещание: истребить врага до последнего... Пусть каждый из вас высоко несет почетное звание советского воина, твердо и нерушимо выполняет свою священную обязанность — защищать Родину с оружием в руках. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!»
5-й студент:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
и что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова.«Мужество». 1942)
4-й студент:
После некоторых неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику, сказав: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».
Начались постоянные бомбежки и обстрелы города.
5-й студент:
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда...
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.(А. Ахматова. 1942)
5-й студент:
Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.
1-й студент:
Нормы карточного снабжения ленинградцев.
Ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 по февраль 1942 г. гражданскому населению не выдавался. Электричества не было. Хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на. 30% из суррогатов и заменителей.
В блокадном кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей.
Их ждали невиданные трудности и страдания. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941 г. рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.
Хлебный паек (в день, в граммах) | Другие продукты (в день, в граммах) | |||
1.10. | 20.11. | Мясо | Крупа | |
Рабочего | 400 | 250 | 50 | 50 |
Служащего | 200 | 125 | 26,6 | 33,5 |
Иждивенца | 200 | 125 | 13,2 | 20 |
Ребенка до 12 лет | 200 | 125 | 13,2 | 40 |
3-й студент:
Из воспоминаний Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Ленинградцев в голод спасала дуранда. А что такое дуранда — узнайте, зайдите как-нибудь в фуражный магазин, где продают корм для скота.
Впрочем, мы ели не только дуранду. Ели столярный клей. Варили его, добавляли пахучих специй и делали студень. Дедушке (моему отцу) этот студень очень нравился. Столярный клей я достал в институте — 8 плиток. Пока варили клей, запах был ужасающий.
В клей клали сухие коренья и ели с уксусом и горчицей. Тогда можно было как-то проглотить. Еще мы ели кашу из манной крупы. Этой манкой мы чистили детские шубки белого цвета. Манная крупа была с шерстинками от шубы, имела густо-серый цвет от грязи, но все были счастливы, что у нас оказалась такая крупа. В начале войны мы купили несколько бутылок уксуса и несколько пачек горчицы. Интересно, что когда мы эвакуировались и продавали вещи, то бутылки с уксусом продали по 150 рублей. Они ценились так же, как письменный прибор».
2-й студент: Из воспоминаний Д.С. Лихачева: «Одно время мне удалось добыть карточки в диетстоловую. Диетстоловая помещалась за Введенской, кажется, на Павловской улице, недалеко от Большого. В столовой была темнота: окна были «зафанерены». На некоторых столах горели коптилки. К столу с коптилкой собирались «обедающие» и вырезали необходимые талоны. Развилась кража: коптилку внезапно тушили, и воры хватали со стола отрезанные талончики и карточки. Раз украли и у меня талончики. Сцены бывали ужасные. Некоторые голодающие буквально приползали к столовой, других втаскивали по лестнице на второй этаж, где помещалась столовая, так как они сами подняться уже не могли. Третьи не могли закрыть рта, и из открытого рта у них сбегала слюна на одежду. Лица были у одних опухшие, налитые какой-то синеватой водой, бледные, у других — страшно худые и темные. А одежды! Голодающих не столько мучил голод, как холод — холод, шедший откуда-то изнутри, непреодолимый, вероятно, мучительный. Поэтому кутались как только могли. Женщины ходили в брюках своих умерших мужей, сыновей, братьев (мужчины умирали первыми), обвязывались платками поверх пальто. Еду женщины брали с собой — в столовой не ели. Несли ее детям или тем, кто уже не мог ходить. Через плечо на веревке вешали бидон и в этот бидон клали все: и первое, и второе. Ложки две каши, суп — одна вода. Считалось все же выгодным брать еду по продуктовым карточкам в столовой, так как «отоварить» их Иным способом было почти невозможно».
6-й студент: Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами ее становились и дети. Дети блокадного Ленинграда... Они переносили тягостные испытания наравне со взрослыми. Многие из них не пережили блокаду.
7-й студент:
Из дневника Юры Рябинкина (ноябрь-декабрь 1941 г.): «Ноябрь. Теперь я забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно... Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох. Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 гр. сливочного масла и 500 гр. колбасы из конины с соей.
Декабрь. Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству... выхода нет. Тупик. Голод. Какой страшный голод! Страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность... Я постиг свой удел... Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором... Я недостойный сын своей матери».
Демонстрируется видеофрагмент, посвященный ленинградке Тане Савичевой.
6-й студент:
Из воспоминаний Д.С. Лихачева: «В декабре (если не ошибаюсь) появились какие-то возможности эвакуации на машинах через Ладожское озеро. Эту ледовую дорогу называли «дорогой смерти» (а вовсе не «дорогой жизни», как назвали ее наши писатели впоследствии). Немцы ее обстреливали, дорогу заносило снегом, машины часто проваливались в полыньи (ведь ехали ночью). Рассказывали, что одна мать сошла с ума: она ехала во второй машине, а в первой ехали ее дети, и эта первая машина на ее глазах провалилась под лед. Ее машина быстро объехала полынью, где дети корчились под водой, и помчалась дальше не останавливаясь. Сколько детей умерло от истощения, было убито, провалилось под лед, замерзло или пропало без вести на этой дороге! Один Бог ведает! У А.Н. Лозановой (фольклористки) погиб на этой дороге муж. Она везла его на детских саночках, так как он уже не мог ходить. По ту сторону Ладоги она оставила его на санках вместе с чемоданами и пошла получать хлеб. Когда она вернулась с хлебом, ни саней, ни мужа, ни чемоданов не было. Людей грабили, отнимали чемоданы у истощенных, а самих их спускали под лед. Грабежей было очень много. На каждом шагу — подлость и благородство, самопожертвование и крайний эгоизм, воровство и честность».
7-й студент:
В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу. Навсегда остался в истории безвестный голодный почтальон, несший по адресу присланный кому-то шоколад, вручивший его — и умерший на пороге квартиры. Остался ученый В.Л. Комарович, умиравший от голода, считавший дни — и работавший над своей докторской диссертацией.
Художник Чупятов и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.
Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку — возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.
В осажденном Ленинграде работал над своей 7-й симфонией композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония впервые была исполнена 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, а 9 августа 1942 г. — в Ленинграде. 7-я симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне.
Звучит фрагмент 1-й симфонии. Демонстрируются кадры военной кинохроники.
8-й студент:
В начале1944 г. войска Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов и силы Балтийского флота приступили к проведению Ленинградско-Новгородской наступательной операции. Она продолжалась 48 суток. 27 января Ленинград был освобожден от блокады.
7-й студент:Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за друга своя»,
Незатейливые парнишки — Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!
(А. Ахматова.«Победителям» 1944)
8-й студент:Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки, и ждут, и зовут,
И могучие деды морозы
С нами сомкнутым строем идут.
Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча, —
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях
Вдоль смерти и смерти навстречу.
Победа у наших стоит дверей...
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысяч и тысяч смертей, —
Так мы долгожданной ответим. (А. Ахматова.«Победа». 1944)
6-й студент:
За 900 блокадных дней и ночей по городу было выпущено около 150 тыс. снарядов, сброшено свыше 100 тыс. зажигательных и около 5 тыс. фугасных бомб, от которых, только по официальным данным, погибли 16 467 человек. Еще около миллиона погибло от голода, ставшего самым страшным испытанием осажденных. К весне 1943 г. в Ленинграде исчезли все кошки, собаки, птицы и даже крысы. Люди умирали от голода прямо на улицах, где и оставались лежать — их не успевали хоронить. На 1 января 1944 г. в Ленинграде насчитывалось всего 560 тыс. жителей — одна шестая часть его довоенного населения.
4-й студент:
Из воспоминаний Д.С. Лихачева: «Писать о блокаде мельком невозможно. Скажу лишь следующее: потери в нашем институте, в нашей семье, среди наших знакомых и родных были ужасающие: больше половины моих родных и знакомых погибли от истощения. Мы очень плохо представляем себе, сколько людей унес голод и все остальные лишения.
Чтобы чуточку представить себе, что такое была блокада, надо зайти в школу, когда кончаются уроки. Посмотрите на этих шумных детей и представьте себе именно их, но в десятках тысяч, молча лежащих в своих постельках в промерзлых квартирах, без движения, даже не просящих пищи, а только выжидательно на вас смотрящих.
Только люди, пережившие всю горечь поражений первого года, весь ужас блокады Ленинграда, ясно осознавали — от чего они освободились и что, думалось тогда, никогда не сможет повториться. Если бы люди во всем мире сохраняли живое чувство ужаса от пережитого во время войны, современная политика строилась бы иначе».
1-й студент:
Эпитафия на Пискаревском мемориальном кладбище, посвященная всем защитникам города Ленинграда: Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты — красноармейцы,
всею жизнью своею
они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
так их много под вечной охраной гранита,
но знай, внимающий этой памяти,
никто не забыт и ничто не забыто.
В город ломились враги, в броню и железо одеты,
Но с армией вместе встали
рабочие, школьники, учителя, ополченцы
и все как один сказали они:
скорее смерть испугается нас, чем мы смерти.
Не забыта голодная, лютая, темная зима
сорок первого — сорок второго,
ни свирепость обстрелов, ни ужас бомбежек
в сорок третьем.
Вся земля городская пробита,
ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.
Под непрерывным огнем с неба, с земли и
с воды подвиг свой ежедневный
вы совершали достойно и просто и вместе
с отчизной своей вы все одержали победу.
Так пусть же пред жизнью бессмертной вашей
на этом печально-торжественном поле
вечно склоняют знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград! (О. Берггольц)
6-й студент:
«За 900 дней беспримерной осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов немецко-фашистские захватчики и их сообщники чинили чудовищные злодеяния и зверства над мирным населением. Они сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили 29 721 мирного советского гражданина, ранили 33 782 мирных жителя, угнали в немецкое рабство 48 751 советского гражданина. В результате блокады умерли от голода 641 803 человек».
8-й студент:
Предлагаю почтить память погибших защитников города, тех, кто не дожил до Победы, минутой молчания. Прошу всех встать.
Объявляется минута молчания.
Ведущий 7.12 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов, Балтийского флота приступили к выполнению операции «Искра» - так называлась операция по прорыву блокады Ленинграда. 18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Был образован коридор шириной 8-11 км, и Ленинград получил сухопутную связь со страной. Свершилось то, о чем мечтал каждый ленинградец, вынесший на своих плечах всю тяжесть блокады, чего ждала вся страна. Но окончательное освобождение пришло только через год.
900 дней и ночей продолжалась блокада. Немцы создали вокруг Ленинграда мощные укрепления, которые они назвали «стальным кольцом». Им эта оборона казалась непреодолимой.
В январе 1944 г. началась решающая битва за Ленинград. На пути советских войск были густые проволочные заграждения, сплошные минные поля, высокие валы, несколько линий дотов и дзотов. Но ничто не смогло остановить наших бойцов, стремившихся освободить Ленинград от блокады.
27 января 1944 г. в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.
1 мая 1945 г. Ленинград получил звание города-героя.
В1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открыт памятник. На высоком гранитном постаменте - бронзовая шестиметровая фигура женщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально-торжественные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».
«У каждого был свой спасатель»
Ведущий 8. Что же помогло ленинградцам? Как им удалось выжить и чего не учли фашистские стратеги? Ответ на этот вопрос можно найти в «Блокадной книге» - так называется книга воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду. Эту книгу создали известные советские писатели А. Адамович и Д. Гранин. Авторы приводят дневники, письма, рассказы ленинградцев, которые самоотверженно и скромно выполняли свой патриотический долг. Мы увидели необычайные примеры крепости духа, примеры благородства, красоты, исполнения долга, но и - неслыханных страданий, мучительных лишений, смертей... Вот отрывки из «Блокадной книги».
Ведущий 9. Надо понять, что значило слово «работать» в блокадном Ленинграде. «Каждое движение происходило замедленно. Медленно поднимались руки, медленно шевелились пальцы. Никто не бегал, ходили медленно, с трудом поднимали ноги...» И в этом состоянии нужно было ремонтировать орудия, подниматься на чердак, чтобы тушить «зажигалки», расчищать завалы. «Чтобы понять, чего это стоило ленинградцам, надо, прежде всего, понять протяженность и силу блокадного голода, протяженность его не только вширь, но и как бы вглубь человека. Надо понять, как сказывался голод на поведении человека, каким испытаниям подвергались и психика, и душа, и вера, причем не вообще человека, а конкретного, этого, потому что у каждого было свое, своя схватка с голодом, и протекала она по-разному. Только постигнув голод, представив его силу, изучив его масштабы, его действие, можно почувствовать сделанное ленинградцами. Без этого не понять истинной величины мужества защитников города... Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат - жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город...»
Ведущий 8. Что же можно было противопоставить таким пыткам?
«Довольно скоро многие почувствовали спасительную силу товарищества, старались соединиться, быть вместе. Приспосабливали в рабочих помещениях комнаты, ставили кровати, налаживали отопление, быт. Скучивались, собирались по цехам, по отделам, жались друг к другу, ища тепла, помощи. Да и работать так было легче, не ходить из дома и домой пешком в непогоду. Первыми, естественно, переходили на казарменное одинокие и те, у кого семьи были эвакуированы. Хуже приходилось, когда семья жила в городе и нельзя было оставить мать, жену, детей одних».
Авторы «Блокадной книги» приводят множество рассказов, из которых видно, как люди выжили, хотя по всем объективным данным должны были умереть.
«Одна из блокадниц это чудо сформулировала так: "У каждого был свой спаситель"». И действительно так. Не в том только смысле, что многие выжили лишь потому, что в самый трудный момент кто- то кого-то поднял на улице, вернул утерянную карточку, поделился последним. Была и более сложная зависимость.
Ведущий 9. Люди остались в живых потому, что их держало на ногах чувство любви, долга, преданности - ребенку, дорогому человеку, родному городу... Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем последнем пути кого-то подняли. А выжили - так потому, что кому-то нужны были больше даже, нежели самому себе. Открывали других, открывали и себя - с лучшей стороны. Блокадная жизнь, конечно, обнажила и самые затаенные, скрытые пороки человеческие, которые в обычной мирной жизни часто маскировались красивыми речами, заверениями, умением понравиться, быть душою общества и тому подобными способностями. Но происходило и обратное. За молчаливостью, угрюмостью, резкостью, неучтивостью вдруг открывалась такая готовность помочь, такая сила нежности, любви, сочувствия!»
Ведущий 8. «У каждого был свой спаситель. Они появлялись из тьмы промерзших улиц, они входили в квартиры, они вытаскивали из-под обломков. Они не могли накормить, они сами голодали, но они говорили какие-то слова, они поднимали, подставляли плечо, протягивали руку. Они появлялись в ту самую последнюю, крайнюю минуту, когда человек, прислонясь к стене, сползал вниз, когда, присев на ступеньку подъезда, он уже не находил сил подняться...
Те, кто спасал, те, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, вызволял и кого-то тащил, те, на ком лежала ответственность, кто из последних сил выполнял свой долг - работал, ухаживал за больными, за родными,- те, как ни странно, выживали чаще. Разумеется, правила тут нет. Умирали и они. И выживали всякие жулики...
Среди людей происходила как бы поляризация. Либо поступать по чести, по совести, несмотря ни на что, либо выжить во что бы то ни стало, любыми способами, за счет ближнего, родного, кого угодно. Подвергались тяжелейшему испытанию все человеческие чувства и качества - любовь, супружество, родственные связи, отцовство и материнство...
Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно - от падений самых тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности».
Ведущий 9. «Сплошь и рядом, когда мы допытывались, как выжили, каким образом, каким способом, что помогало, то оказывалось - семья сплотилась, помогала друг другу, сумели создать в учреждении, на предприятии коллектив, кто-то требовал, заставлял подчиняться дисциплине, не позволял опускаться. В одной семье мать заставляла детей всю блокаду чистить зубы. Не было зубного порошка - чистите древесным углем. Много значило для этой семьи то, что не был съеден кот. Спасли кота. Страшный он стал, весь обгорелый оттого, что терся боками о раскаленную «буржуйку». Но не съели. И такое тоже поддерживало, поднимало самоуважение людей. Из самых разных историй и случаев убеждаешься, что для большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а скорее способы жить.
Русские понятия «интеллигент», «интеллигентность» в блокаду проявлялась в совестливости, в том, как личность отстаивает себя в борьбе с голодом и отчаянием. В чем проявлялась духовность ленинградцев того времени? Вот как на этот вопрос отвечает один из блокадников: «Не паниковали, не психовали. Было мало истерики, криков. Я вообще против слова «героизм» в этих условиях. Была выдержка, было достоинство, даже в смерти. Был оптимизм, не надежда личная, а оптимизм общества. Вообще в Ленинграде народность соединилась с интеллигентностью...» И эта интеллигентность ленинградцев и победила блокаду».
- Интерактивная беседа по теме «Оставаться человеком!»
Преподаватель. Эти отрывки из «Блокадной книги» позволяют нам хоть немножко представить себе ужасы блокады. Какое впечатление оставили у вас приведенные факты? Что вам известно о блокаде?
(студенты высказываются.)
Жителям многих европейских столиц непонятно упорство ленинградцев. Может быть, гуманнее было бы сдать город немцам?
(студенты высказываются.)
Чего же не учли немецкие военачальники, когда блокировали Ленинград? (Не учли высокой культуры, интеллигентности ленинградцев.)
В чем же состоит подвиг ленинградцев? (Около миллиона ленинградцев погибли в блокаду, но на стороне защитников города была моральная, духовная победа. Интеллигентность, человечность оказались сильнее жестокости и бесчеловечности.)
Вгрязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам...
Февральский дневник.
Январь-февраль 1942 г.
Как можно объяснить загадочные слова Ольги Берггольц?
- Интерактивная беседа по теме «Защитить от глумления нашу Победу»
Преподаватель. В 2004 г. в России отмечалось 60-летие снятия блокады. После юбилейных торжеств у многих ветеранов осталось недоумение по поводу освещения этого события в наших СМИ.
Вот отрывок из одного письма.
...Что такое юбилейные празднования величайшего исторического события? Это, прежде всего, благодарная память о славе предков и прямой наказ потомкам на проявление подобной твердости духа, любви к родной земле, своему народу. В эти торжественные, памятные дни вспоминают настоящих героев их силу духа, силу духа всего народа, страны, позволившие одержать победу. Все остальное, что сопутствовало тяжелейшей борьбе, - война ведь не игра в шахматы и всегда несет с собой много страданий, крови, грязи, - не столь существенно. Но именно о сопутствующем и любят поговорить «носители правды» и особенно в юбилейные дни, при этом так запутывают и заговаривают нынешнего обывателя, что у того начинают возникать сомнения: была ли победа, а если и была, то, наверное, пиррова...
...В Ленинградской эпопее, конечно, открылись свои «неизвестно-известные» страницы. Нетрудно догадаться, что речь шла о голоде, беспределе зажравшихся руководителей и партийных бонз. Мародеры, шкурники, жулье, даже людоеды, голодающие обыватели, солдаты и жрущие в три горла начальники - вот де истинная, неприкрытая правда ленинградской блокады. Что ж, было и такое, но не так часто, как хотелось бы нынешним «правдолюбам». И практически ничего эти танцоры на гробах не сказали о том, как воевали полуголодные бойцы на высотах Синявина, как голодающие ленинградцы собирали, ремонтировали танки, самолеты, пулеметы и отправляли их на Большую землю. Как убрали и очистили весной загаженный, практически омертвевший город. Как писали стихи, музыку, сохраняли уникальные коллекции... Да и сам прорыв блокады они признают скорее неудачей, чем победой. И опять горы, горы трупов. О героической обороне Ханко и Моозунда - мельком. Ледовая дорога - опять трупы и трупы. Тогда почему ее все-таки называли и называют «Дорогой жизни»? Или это тоже сталинская пропаганда? Куда же тогда деть сотни тысяч вывезенных по ней ленинградцев, где те тонны продовольствия и горючего, которые спасли город?
Вот вам только небольшие, далеко не полные примеры того, как даже святые, победные даты нашей Великой военной истории можно извратить, наполнить скрытым смыслом и низвести до заурядного события...»
Согласны ли вы с этим мнением? Или это излишняя мнительность?
Кому и зачем нужно извращать и «наполнять скрытым смыслом» победные даты нашей военной истории?
Известный российский историк Наталья Нарочницкая в своей книге «За что и с кем мы воевали» говорит, что настало время защитить от глумления нашу историю и нашу Победу. От кого и для чего их нужно защищать?
(Дети высказываются.)
- Заключительное слово
Преподаватель. «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941-1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом.
После минуты молчания звучит фрагмент концерта СВ. Рахманинова для фортепиано с оркестром. Одновременно на экране демонстрируются кадры хроники, посвященные Дороге жизни, расчистке города весной 1942 г., пуску трамваев.
Завершающим аккордом урока вновь является сочетание музыкального фрагмента (7-й симфонии Шостаковича) и видеофрагмента, включающего кинокадры военного Ленинграда и современного облика Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества, посвященный Дню героев Отечества "Перекличка героев"
9 ноября в России отмечается День героев Отечества. Данное мероприятие посвящается этому событию....
Методическая разработка урока-мужества, посвященного годовщине вывода Советских войск из Афганистана
Урок мужества, посвященный годовщине вывода войск из Афганистана....
Статья "Урок мужества, посвященный Дню Победы"
Статья "Урок мужества, посвященный Дню Победы"-это обзор традиционного мероприятия с фотографиями...
Урок мужества, посвященный 30 годовщине вывода советских войск из Афганистана
30 годовщине вывода советских войск из Афганистана посвящается наш классный час - урок мужества. Это – дань памяти всем, кто зовётся защитником Отечества, кто пропал без вести в афганской ...
Сценарий урока мужества, посвященного Дню Героев Отечества "Солдат своей страны"
Проведение урока мужества, посвященного Дню Героев Отечества "Солдат своей страны"...
Урок Мужества, посвященный землякам, сражавшимся в годы ВОВ
Методическая разработка содержит сценарий мероприятия и презентацию к нему. Презентацию можно перевести из формата PDF в формат PPT с помощью онлайн конвертации....
Методическая разработка по проведению урока мужества, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля)
Методические рекомендации по проведению урока мужества, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля). Рекомендуется использовать этот матери...