Технологии модульного обучения
статья
Динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, в том числе информационных и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненцкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
СТАТЬЯ
Методическая проблема: «Технологии модульно - компетентстного обучения как средство повышения эффективности профессионального образования студентов»
Заведующий отделением технического профиля – Хоряк Татьяна Анатольевна
Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, в том числе информационных и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов.
Процессы становления новой экономики и производства привели к росту потребности общества в специалистах средней квалификации и вызвали изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессионального обучения. В этих условиях создаются предпосылки совершенствования содержания образовательных программ, организации учебного процесса, технологий обучения. Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий. Слово «инновация» обозначает такое новшество и/или нововведение, которое, во-первых, делает соответствующую систему существенно более эффективной, и, во-вторых, как следствие, имеет положительную оценку»
Основные понятия: технология; технология обучения; технологический подход в обучении; признаки технологии обучения; обобщенные педагогические технологии: цель, сущность, механизм технологии обучения; признаки технологии обучения; модульное обучение; модуль; модульная программа; технологическая карта; проектное обучение; ограничения проектного обучения; обучение методом дебатов; обучение кейс-методом.
Компетентностный подход: технологии реализации
Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой,
и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Обучение представляет собой своего рода социальную систематизированную технологию интенсивного введения человека в культуру специально подготовленными для этого людьми под надзором общества (В.В. Сериков).
Фундаментальными особенностями современного мира являются ускоряющиеся изменения. Это мир информации, которая быстро устаревает. Это мир, где идеи постоянного реконструируются, перепроверяются и переосмысливаются; мир, где никто не может выжить с одним простым способом мышления, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление к ясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Никогда прежде система образования не готовила учащихся к такой динамике изменений, непредсказуемости, сложности, к такому брожению, смятению и отсутствию одного выделенного направления.
Фундаментальная трансформация самого способа жизни мирового сообщества связана с развернувшимся в середине ХХ века вхождением передовых стран в новое – информационное общество. Здесь информация не просто умножается по объему или усложняется со все возрастающей скоростью, но и приобретает качественно новые функции, сравнимые с базисными функциями землевладения в Средневековье или капитала в Новое время.
Последствия «информационной революции» охватывают все сферы жизни человека, закладывая на нашей планете основы новой «информационной цивилизации» (А. Тоффлер).
Информационная революция имеет существенную антропологическую составляющую, предполагая совершенствование не только техники или технологии, но и самого человека, прежде всего его мышления.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.
Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:
- уметь жить;
- уметь работать;
- уметь жить вместе;
- уметь учиться.
Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности.
В связи с этим, компетентностный подход в образовании, в конечном счете, есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами – это возникновение стратегической установки образования на адекватность.
Образовательная компетенция – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) учащегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.
Иерархия компетенций:
- ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные компетенции– относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметные компетенции– частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях);
- учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность);
- социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
- коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);
- информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
- здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
- технологий обучения;
- содержания образования;
- стиля жизни образовательного учреждения;
- типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Деятельность педагога, имеющего цель достижение уровня компетентности учащегося, должна включать (В.В. Сериков):
- выявление признаков ожидаемого уровня компетентности учащихся;
- определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в направлении возрастания полноты, проблемности, креативности, новизны, практичности, межпредметности, конкретности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания;
- введение задач-ситуаций различных типов и уровней;
- разработка и применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность учащихся по преодолению проблемных ситуаций;
- сопровождение учащихся в процессе создания ими конкретного продукта.
Анализ обобщенных педагогических технологий
Название | Цель | Сущность | Механизм |
Проблемное обучение | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания | Поисковые методы; постановка познавательных задач |
Концентрированное обучение | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса | Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки | Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся |
Модульное обучение | Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки | Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой | Проблемный подход, индивидуальный темп обучения |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию | Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности |
Дифференцированное обучение | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей | Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) | Методы индивидуального обучения
|
Активное (контекстное) обуенчие | Организация активности обучаемых | Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности | Методы активного обучения |
Игровое обучение | Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации | Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность |
Обучение развитию критического мышления | Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс | Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения | Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия. |
Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса.
В ней выделяют следующие действия:
- определение потребности в изменениях;
- сбор информации и анализ ситуации;
- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
- принятие решения о внедрении (освоении);
- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
- длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что инновацией применительно к сфере образования можно считать изменения и нововведения в содержании и технологии обучения и воспитания, с целью повышения их эффективности.
В сфере образования инновационной деятельностью является, например, создание мультимедийных курсов лекций, электронных учебников и т.д.
Инновационная инфраструктура - это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Эта подсистема сама имеет сложную структуру. Ее элементы - это программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.
Итак, инновации в профессиональном образовании на всех уровнях должны:
- Овладеть новизной;
- Удовлетворять рыночному спросу;
- Приносить прибыль производителю услуг;
- Качественно изменять и улучшать процесс обучения.
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система, которая представляет собой глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей жизни.
Наиболее эффективным при выборе технологий является модульно- компетентностный подход в среднем профессиональном образовании, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия. Совмещение различных приемов способствует лучшему усваиванию учебного материала.
Модуль в переводе - «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения. Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.
В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.
Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:
- предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин,
- установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля,
- разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения,
- повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;
- ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.
Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).
В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов.
Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку:
1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;
2) учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;
3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов.
Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля.
Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму.
Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов СПО характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО. модульная система обучения дает преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку.
Таким образом, информационная компетентность студента проявляется в готовности к постоянному информационному поиску и способности обрабатывать результаты поиска с помощью новых информационных технологий с целью получения и обновления знаний, необходимых в учебно-познавательной деятельности. Если соблюдать определенные педагогические условия, то на всех этапах образовательного процесса будут формироваться необходимые профессиональные компетенции будущих специалистов технического профиля.
Основываясь на содержание стандартов третьего поколения можно сформулировать профессиональные компетенции, которые будут обеспечивать комплексную компетентность обучаемых в профессиональной сфере:
- возможность интеграции компьютерных технологий и традиционных методов обучения при изучении нового материала (использование тестовой программы в обучающем режиме для закрепления полученных знаний);
- формирование готовности студентов к самостоятельному выполнению практической работы на компьютере, применяя разработанные преподавателем методические указания и пособия или электронные учебники, поиск информации в сети Интернет;
- применение компьютера при диагностике результатов обучения (использование тестовой программы для контроля усвоенного учебного
материала).
На основе вышесказанного можно сформулировать основные тенденции, заложенные в основе компьютерных учебных технологий:
- развитие самостоятельности, устойчивой работоспособности,
ответственности, готовности решать поставленную задачу нетрадиционными способами;
- формирование таких качеств, как самоконтроль, самокритичность, саморегуляция - благодаря применению тестовых программ, а также программного обеспечения, позволяющего студенту раньше преподавателя увидеть результат своей деятельности и сделать выводы о правильности решения поставленной задачи;
- порождение активности, поскольку необходимо постоянное участие студента в происходящем. Он является активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекции или просмотра видеофильмов;
- формирование и развитие креативного мышления, позволяющего развивать пространственное воображение и модельное видение, что особенно важно при обучении студентов технических колледжей.
Таким образом, практически каждая дисциплина среднего профессионального образования должна использовать компьютерные технологии для повышения уровня знаний студента, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения. Это позволит повысить эффективность обучения, где требуется подача большого и достаточно
трудного для усвоения студентами материала.
ВЫВОД:
Студенты образовательного учреждения СПО должны иметь представление о том, какие компетентности они должны развивать и формировать у себя в процессе обучения, иметь достаточно высокий уровень самоопределения, профессиональной мотивации, уметь осуществлять самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества личности, а также овладевать содержанием и технологиями формирования профессиональной культуры. Одним из основных составляющих профессиональной компетентности современного специалиста является информационная компетентность, предполагающая умение работать с компьютерной техникой, использовать современное программное обеспечение, предназначенное для решения профессиональных задач, способность получать необходимую информацию с использованием сетевых технологий. Кроме того, современный специалист должен обладать определёнными личностными качествами, быть способным к самообучению, чтобы соответствовать уровню развития информационных технологий. Все перечисленные требования к подготовке специалиста должны быть реализованы в процессе преподавания дисциплин информационной направленности. Новые информационные технологии являются сегодня неотъемлемой составляющей развития высшей профессиональной школы, всей системы образования в целом. Овладение этими технологиями является важнейшей составляющей становления профессионала, в том числе и его коммуникативной компетенции. В этом смысле они, как правило, рассматриваются с позиции освоения компьютерной техники, формирования навыков работы с библиотечными фондами и поиска необходимой информации, в том числе и в СМИ. Новые информационные технологии позиционируются как метод, отвечающий главным образом за формирование информационной культуры. Функционирование современного профессионального учебного заведения невозможно без построения образовательного процесса, адаптированного к жизни в постиндустриальном обществе, создания условий для максимально возможного развития личности, встраивания средств НИТ в учебную деятельность, поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в условиях информатизации всех сфер человеческой деятельности.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля
- Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic.academic.ru. – 2010. – 9 августа
- Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63с.
- Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
- Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов// Высшее образование в России. – 2001. – № 6. – С. 46–50.
- Педагогика: Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
- Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. – 1999. – № 6. – С.55–62.
- Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе [Текст] / Н.Ф. Талызина // Современная высшая школа. – 1977. – № 1. – С. 21–35.
- Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». — М., 2001. — № 2.
- Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., 2002.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
- Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1999.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
- Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997.
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
- Педагогические Мастерские: Франция — Россия /Сост. Э. С. Соколова, И.А.Мухина: Под ред. Э.С.Соколовой; Пер. с фр. — М., 1997.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. — М.; Тюмень, 1994.
- Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия. — М., 1989. Развитие одаренности детей: (Опыт финалистов Всероссийского конкурса «Преподаватель года России»). — М., 1997.
- Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. — М-, 1993.
- Федеральная программа развития образования в России. – М., 2000.
- Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.
- Сластенин В.А., Шиянов Е.П. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.
- Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. — М., 2001.
- Фридман Л. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса.— М., 2003.
- Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М., 1998.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»).
- Шамова Т.П. и др. Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт преподавателя. — М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище
Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...
Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)
Вызывающее большой интерес модульное обучение позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...
Применение технологии модульного обучения на уроках экономики
Представлена технология модульного обучения методом граф-схем и примерер применения при расчете государственных пенсий....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»
Аннотация Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ, направлена на профессиональное совершенствование. Работа ...
Модульное обучение по МДК 01.02 Технология хранения сельскохозяйственной продукции
Процесс обучения на уроках МДК 01.02 Технология хранения сельскохозяйственной продукции по модульной технологии...
Технология модульного обучения в образовательной области "Естествознание".
В докладе раскрывается роль модульного обучения в формировании основных компетенций, при изучении дисицплин общеобразовательного цикла....
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Среднее профессиональное образование. 2018. № 10. С. 37-39....