Применение технологии модульного обучения на уроках экономики
учебно-методическое пособие по теме

Масюк Михаил Михайлович

Представлена технология модульного обучения методом граф-схем и примерер применения при расчете государственных пенсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_modulnogo_obucheniya.docx341.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ.

Масюк М.М.

зав. лаборатории ЭВМ

ГБОУ СПО «Калужский торгово-

экономический колледж»

Технология модульного обучения базируется на системно-деятельностном подходе к процессу обучения, в соответствии с которым на деятельностном уровне модуль как фрагмент дидактического цикла образует вводный, но познавательный и контрольный этапы, функционирующие в линейной последовательности и являющиеся соответственно ориентировочным, исполнительным и оценочным компонентами учебной деятельности преподавателя и студента. Структурными элементами модуля, представленного в форме стандартизированного буклета, определены: четко и ясно сформулированный планируемый результат обучения; перечень основных понятий и законов учебного фрагмента; собственно учебный материал в виде конкретного текста, сопровождаемого иллюстрациями и структурно-логическими схемами; задания для предварительного, текущего и итогового контроля изучения учебного материала модуля; практические занятия для выработки необходимых навыков, касающихся данного модуля; модель учебной деятельности преподавателя и студента на всех этапах модуля.

Определяющей особенностью отбора содержания модуля является его детерминированность учебной целью изучения данной темы, дидактическая цель которой формулируется в соответствии с программой курса.

Разработка целей учебного модуля — ответственная процедура. Проектирование на этой стадии осуществляется в два этапа: на первом определяются ведущие цели предстоящего обучения, посредством чего реализуется генерализация целей, а на втором — проводится дифференциация целей, устанавливается последовательность их реализации.

Практическое воплощение выделенных целей предусматривает определенную организацию процесса обучения. Модульная организация процесса обучения имеет место там, где множество учебных (информационных и операционных) компонентов объединены по своим целям и содержанию. Причем не произвольно, а строго определенным образом, поскольку здесь мы имеем дело с набором взаимосвязанных частей (этапов, блоков), различающихся по своему составу, структуре и целевому назначению.

После формулировки учебной цели проводится выделение учебных элементов модуля. Для этого можно использовать поэлементный анализ учебного материала темы, в соответствии с которым содержание материала темы расчленяется на элементы, т. е. такие информационные единицы содержания, дальнейшее деление которых в данных условиях обучения нецелесообразно (И.И. Кулибаба, Р.Ф. Кривошапова и др.).

Для установления элементов содержания учебного модуля и последовательности их изучения можно воспользоваться методом граф-схем.

Граф — это структурная формула, отображающая информационно-предметный состав структуры содержания, в основу которой положены связи между элементами. Граф-схемы получили широкое распространение в методиках преподавания предметов.

Структура технологии модульного обучения представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура технологии модульного обучения.

В качестве примера можно рассмотреть построение граф-схемы к теме «Расчет государственных пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП)» (рис. 2).

Рис. 2. Граф-схема темы «Расчет пенсии с учетом ИКП».

Составленный список формируемых понятий (ФП) и формируемых законов (ФЗ) изображается на граф-схеме.

ФП1 - вид пенсий, начисляемых с учетом ИКП; ФП2 – размер пенсии в процентах в зависимости от трудового стажа; ФП3 - индивидуальный коэффициент пенсионера; ФП4 — зарплата средняя по стране за последний квартал; ФП5 — размер пенсии с учетом ИКП.

Этот список дополняется раннее сформированными понятиями:

а)        трудовой стаж;

б)        средний заработок, из которого исчисляется пенсия;

в)        данные статистики о зарплате по стране;

г)        занятость пенсионера;

д)        минимальный размер пенсии;

е)        максимальный размер пенсии.

Базовый уровень:

1.        Воспроизведение таких понятий, как вид пецсий, исчисляемых с учетом ИКП, размер пенсии в зависимости от трудового стажа, индивидуальный коэффициент пенсионера, средняя зарплата по стране, размер пенсии с учетом ИКП.

2.        Воспроизведение формулы исчисления трудового стажа и среднего заработка пенсионера.

3.        Объяснения порядка коэффициента пенсионера.

Продуктивный уровень. В дополнение к базовому уровню студенты должны:

а)        уметь объяснить принципы подсчета основных величин, необходимых для исчисления пенсий;

б)        выполнять практические задания с использованием вышеуказанных величин.

В организационном плане реализация учебного модуля осуществляется путем функционирования совокупности взаимосвязанных блоков (рис. 3).

Рис. 3. Функциональная схема учебного модуля.

Состав блоков и их логическую последовательность определяют этапы обучения, закономерно следующие друг за другом.

I – вводный этап — ориентировочная часть модуля (постановка целей, формирование исходного обобщения об учебном материале, актуализация знаний).

II – познавательный этап — исполнительная часть модуля (воспроизведение и проработка учебного модуля, текущий контроль и коррекция усвоения способов учебной деятельности).

III – этап контроля — оценочная часть модуля (практическое применение знаний, их систематизация, контроль и коррекция учебной деятельности).

Применительно к данному вопросу следует практиковать такие элементы.

Блок I — рассказ преподавателя об этапах изучения модуля в целом, о видах учебной деятельности, актуализация знаний зоны II граф-схемы, краткий обзор материала на базовом уровне, работа студентов с конспектом и учебником;

Блок II - сосредотачивает основные операционные и информационные компоненты. Преподаватель вместе со студентами выполняет для примера практические задания. Затем студенты выполняют задания диагностического типа.

А. Ответьте на вопросы:

1)        какие виды пенсий подсчитываются с учетом ИКП?

2)        как вычисляется ИКП?

3)        как исчислить пенсию с учетом ИКП?

Б. Решить задачу.

Гражданка Иванова вышла на пенсию 01.01.11 г., имея общий трудовой стаж 38 лет и средний заработок за два года перед пенсией 11960 руб. 10 коп. Каков размер ее пенсии с учетом ИКП?

Работа выполняется 15-20 мин. на отдельном листе и проверяется преподавателем с указанием: какие элементы знаний не усвоены и как будет проходить коррекция.

Блок III — семинарское и зачетное занятие. Ядром занятия являются устные выступления студентов по данной теме и выполнение ими практических заданий, подобных тем, которые указаны в блоке II.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ, МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»

В докладе для преподавателей освещается тема проблемного обучения на уроках МДК03.02 "Хоровой класс и управление хором"...

Особенности применения технологии дистанционного обучения на уроках английского языка в период пандемии.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование профессиональноц компетенции, для развития которой необход\имо организовать коммуникативно-ориентированное обучение и предложи...

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...

Научная статья «Практика применения технологии модульного обучения в школьном курсе химии»

В рамках МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИ ОРЕНБУРГ • 24-25 МАЯ 2023 ГОДА была написана и опубликована научная статья по теме : «Практ...