ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
статья

На сегодняшний день единого ответа, на вопрос о «правильном» поведении педагога, не существует. У каждого свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями, своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_etika_obshcheniya.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Борский государственный техникум»

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ»

   Подготовила:

Долгих Ольга Павловна,

преподаватель  ГБПОУ СО

«Борский государственный техникум»

2020 год

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

«Учитель без тормозов

испорченная, неуправляемая

машина. Нужно это помнить,

контролировать свои действия и

поведение, не опускаться до обид, не

нервничать по пустякам».

А.С. Макаренко

      На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном» поведении педагога не существует. У каждого свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями, своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика. Неоспоримым является тот факт, что успешность обучения по предмету нередко зависит от личности преподавателя и манеры его общения с аудиторией. Некоторых педагогов обучающиеся настолько боятся, что с трудом могут сосредоточиться на восприятии предмета. Других же просто обожают и готовы показать на занятиях все свои возможные умения и навыки.

       Личность педагога, его культура поведения серьезно влияют на то, как обучающийся будет воспринимать мир. Взрослые понимают, что преподаватель не только учит предметам, но и закладывает понимание того, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого, имеет ли человек право на собственное мнение. Педагог учит этому в ходе образовательного процесса, демонстрируя обучающимся образцы того или иного поведения.

       В международных документах и отечественных нормативных актах, указано, каким образом должен вести себя педагог.

  1. В  «Конвенции о правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН  20.11.1989 года) сказано, что Педагог должен уважать личность ребенка, его человеческое достоинство, уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.
  2. В Рекомендациях ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 05.10.1966 г. указано, что учитель должен вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером для учеников.
  3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Правовые нормы и ответственность за их нарушение определены законодательством. 
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта  (далее - Приказ) разъясняет, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Также Приказ предъявляет конкретные требования к образованию педагога.

Помимо прочего в профессиональный стандарт включены следующие компетенции педагога: ​

  • реакция на непосредственные по форме обращения обучающихся к преподавателю и распознавание за ними серьезных личных проблем;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
  1. Существует  «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников  организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - Кодекс). Данный документ достаточно подробно описывает этические нормы поведения педагога и отражает основополагающие принципы поведения в образовательной организации.

В соответствии с Кодексом: ​

  • педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным; ​
  • педагогу рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;

Нарушение профессиональной этики педагогами образовательных организаций недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка. Обучающийся может потерять интерес к учебе, отказаться посещать образовательную организацию, замкнуться или даже впасть в депрессию.

       Стиль общения складывается из индивидуально-типологических особенностей взаимодействия педагога с обучающимися. Позиция педагога - это система интеллектуальных и эмоционально-ценностных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Общественная и профессиональная позиция педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения. Выделяют следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!». Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах (в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – со ссылкой на жизненный опыт и возраст). Такой стиль формирует отношения учитель – ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Однако в педагогической практике присутствует сочетание стилей в той или иной пропорции, когда преобладает какой-то один из них.

       Существует ещё одна классификация стилей педагогического общения, которая используется чаще других. Это разделение на авторитарный, демократический и попустительский стиль общения.

1. Авторитарный стиль общения характеризуется такими понятиями как диктат и опека. Все решения единолично принимает педагог, мнения учащихся не учитываются и отвергаются, они не принимают участия в обсуждении вопросов. При авторитарном стиле общения педагог обращает внимание только на отрицательные поступки обучающихся, не учитывая при этом истинные мотивы поведения, подавляет всякую их самостоятельность и инициативу. Обучающиеся недолюбливают таких педагогов, у них формируется неадекватная самооценка, в классе возникает неблагополучная социально-педагогическая атмосфера. Начальство, напротив, вполне устраивает такой стиль общения, т.к. внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) в большинстве случаев положительны.

2. Демократический стиль общения предполагает диалог, сотворчество участников педагогического взаимодействия. Решение любых вопросов происходит совместно, в результате свободного обсуждения. Главная задача педагога – это привлечение обучающихся к решению совместных дел, повышение их активности и самостоятельности. При таком стиле общения внешние показатели результатов педагогической деятельности несколько ниже, чем в предыдущем стиле общения, однако дети очень любят таких педагогов, в аудитории царит атмосфера сотрудничества, доверия, спокойствия, психологический климат благополучен. В связи с главной целью воспитания – воспитание разносторонне развитой личности, её самостоятельности и активности – демократический стиль общения становится единственным действенным способом организации сотрудничества педагога и обучающихся.

3. Попустительский (игнорирующий) стиль общения – это стиль невмешательства, характеризуется отсутствием у педагога какой-либо ответственности перед классом за результаты деятельности. Педагог старается минимально включаться в образовательный и воспитательный процессы, формально выполняет свои обязанности. Внешние показатели при таком стиле общения невысокие, успеваемость и дисциплина неудовлетворительны, чувствуется недоверие и обособленность каждого участника процесса. Педагоги не обладают авторитетом в глазах детей, родителей и начальства, хотя пытаются демонстрировать свое превосходство.

       Конечно, данная характеристика стилей общения представлена в «чистом» виде, в настоящем общении можно наблюдать «смешанные» стили. Педагог обязательно в своей педагогической деятельности будет использовать отдельные моменты авторитарного стиля общения, когда они будут являться самыми эффективными. Например, при работе с трудными детьми и коллективами. Однако в целом он должен стремиться сотрудничать с обучающимися, использовать демократический стиль общения, основой которого является диалог.

Десять наиболее распространённых нарушений в этике общения педагога на занятии:

  • Обращение к обучающемуся не по имени, а по фамилии.
  • Отсутствие извинения в адрес обучающегося в случае своей оплошности.
  • Приказной, административный характер просьб педагога, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".
  • Невнимание к ответу обучающегося (прерывание речи, беседа с другими во время ответа).
  • Постановка обучающегося в неудобное, унизительное положение на занятии.
  • Сравнение обучающегося с другими, а не с самим собой.
  • Неумение выразить веру в ученика.
  • Отсутствие доброжелательности к обучающемуся, нежелание педагога расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
  • Неумение признать взрослость обучающегося, его право на другое мнение.
  • Неудачи обучающегося в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

       Строгость и требовательность педагога — необходимые условия влияния на нравственное возмужание обучающегося.  Педагогическая этика общения не признает бесконфликтного воспитания. Но моральные конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем нахождения разумных решений.  Поэтому следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Нельзя быть олицетворением лозунга «Педагог всегда прав!»
  • Нужно быть человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
  • Не надо стесняться признаваться в собственных ошибках, нужно быть честным с детьми, добрым, но не добреньким.
  • Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.
  • Быть оптимистом.
  • Быть активным и инициативным.
  • Быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и обучающимися, - установить ее снова будет гораздо труднее.
  • Исключить крики и оскорбления.
  • Учитывать мнение обучающихся.

Этические подходы в системе взаимоотношений «педагог и педагогический коллектив».

Педагогическое влияние на обучающихся оказывает не только отдельный педагог, но и весь педагогический коллектив. Моральный облик педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на обучающихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного преподавателя.  

  Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого педагога, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса.  

Простые секреты бесконфликтности:

1. Включение «душевного зрения».

Понаблюдайте за своим собеседником, подумайте, какие его слова раздражают Вас и постарайтесь не обращать на них внимания, а какие слова разряжают напряжённость, прислушивайтесь к словам, которые приближают вас друг к другу.

2. Создание тёплой атмосферы.

Первое и основное правило: «Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой». Принимайте его таким, каков он есть. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился. Дарите ему знаки симпатии и уважения.

3. Поиск того, что сближает.

Стиль, манера общения – чем больше будет у Вас в этом сходства с собеседником, тем лучше. Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо противоречить по любому поводу. Приучите себя находить в собеседнике то, что может вас сблизить.

4. Настрой на волну собеседника.

Вы должны постараться понять и разделить переживания собеседника. Почувствуйте то, что его волнует. Не нагнетайте напряжённость. Если же его эмоции и установки для Вас неприемлемы, попробуйте настроить собеседника на нужную Вам волну. Например, он грустит, и вы погрустите вместе с ним, а затем мягко подтолкните его к другому настроению.  

5. Никогда не обвинять собеседника.

В разговоре задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре крайностей, обвинений и оскорблений. Не отвечайте грубо.

6. Без нужды не задевать.

Стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку дорого. Лучше обойтись без отрицательных оценочных суждений.

7. Избиение под знаком юмора.

Юмор прекрасен, но им можно довести человека до белого каления, если он направлен против этого человека, когда смешно всем, кроме того, над которым смеются. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.

8. Разрешите Вас поправить?

Если Вы заметили ошибку или неточность собеседника, то оставьте это открытие при себе. Если уж очень хочется поправить, то делайте это максимально тактично. А советы чаще злят, чем учат. Давайте советы только тогда, когда Вас об этом просят.

9. Не спорить.

Иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, а стремление всегда возражать и спорить – признак невоспитанности. Никогда не спорьте по мелочам и не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться.

10. О категоричности.

Возражая собеседнику, научитесь обходиться без резкости и категоричности, не давайте отрицательных оценок его мнению.

11. Философия мира и истины.

Старайтесь не победить в споре, а найти истину. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Ищите то, в чём он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить. Признавайте возможность своей неправоты.

Педагогический коллектив - сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Сотрудничество в выполнении всеми единой задачи обучения и воспитания регулируется разными средствами и, прежде всего, административными: распределением поручений, расписаниями, текущими распоряжениями, решением педсоветов и т.п.

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики общения педагога.

Используемая литература и источники:

1. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010 – 155 с.

2. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. Ростов н/Дону: Феникс; Мн.: Тетра Системс, 2004 – 304 с.

3. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / [В. Я. Кикоть и др.]; под ред. В. Я. Кикотя .- М. : ЮНИТИ : Закон и право , 2012 .- 559 с.

4. https://nsportal.ru.

5. https://docviewer.yandex.ru.

6. https://www.maam.ru.

7. https://infourok.ru.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...

"Этика общения с инвалидами и лицами с ОВЗ"

Курс лекций по теме: "Этика общения с инвалидами и лицами с ОВЗ"...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения» по специальности "Документационное обеспечение управления"

Контрольная работа по дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» по специальности "ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ"...

РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности изучения вопросов профессиональной этики в рамках курса "Основы философии". Особое внимание уделено постановке прерд студентами колледжа вопроса о соотно...

Психология общения и профессиональная этика

Пояснительная записка к презентации по теме Психология общения и профессиональная этикаДанная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы Психология общения и п...

Тематический классный час на тему "Профессиональная этика и культура делового общения"

Понятие этики. Этика и мораль. Слово «этика» (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях:Во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нрав...