Методическая разработка учебного занятия по МДК.01.01 (специальность 44.02.01 Дошкольное образование)
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальности "Дошкольное образование" (отделение СПО). Данный урок является составляющей частью Раздела 2 «Детские болезни и их профилактика»
Скачать:
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальности "Дошкольное образование" (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Данный урок является составляющей частью Раздела 2 «Детские болезни и их профилактика».
Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с текстом, работа с терминами, самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.
В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.
Учебное занятие построено и в виде лекции, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема: Психологический климат как профилактика заболеваний в ДОО.
Цель: закрепить и обобщить знания студентов по теме «Заболевания нервной системы детей дошкольного возраста»; дать понятие «психологический климат». развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение), умение четко и быстро отвечать на вопросы, активно работать в ходе урока; воспитывать интерес к практическому занятию.
Задачи занятия:
образовательные:
- способствовать формированию умений проведения мероприятий по предупреждению заболеваний нервной системы у детей дошкольного возраста;
- учить планировать работу по созданию психологического климата в группах ДОО;
развивающие:
- развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнения таблицы);
- развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты;
- развивать коммуникативные умения (умение понятно, кратко, точно излагать свои мысли, внимательно слушать, задавать вопросы и отвечать на них);
воспитательные:
- воспитывать культуру общения в ходе беседы;
- формировать интерес к самостоятельному получению новых знаний по теме.
Тип занятия: лекция с использованием ИКТ.
Формируемые ОК и ПК:
ПК 1.1 Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Приемы преподавания: лекция, беседа, демонстрация мультимедийной презентации.
Принципы преподавания: дифференцированный подход, наглядность, доступность, прочность усвоения знаний и умений.
Межпредметные связи: история, биология, психология.
Планируемый результат: обучающиеся должны знать заболевания нервной системы у детей; условия создания психологического климата.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Психологический климат в ДОО».
Время проведения занятия: 45 минут.
№ п/п | Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | |||
1. | Вводно-мотивационный этап | 1. Ввод в тему учебного занятия. 2. Расширение целевого компонента. | 1. Проверка готовности обучающихся к уроку. 2. Демонстрация мультимедийной презентации. 3. Беседа с обучающимися. | 1. Участие обучающихся в беседе. | |||
2. | Актуализация знаний обучающихся | Повторение опорных знаний | 1. Беседа с обучающимися. 2. Демонстрация мультимедийной презентации. | 1. Участие обучающихся в беседе. 2. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. | |||
3. | Формирование новых знаний | Знакомство с классификацией инфекционных заболеваний. | 1. Слово преподавателя о заболеваниях нервной системы и их признаках. 2. Демонстрация мультимедийной презентации. 3. Пояснение схем. 4. Организация деятельности обучающихся: работы с таблицей. | 1. Внимательно слушают. 2. Осуществляют записи в рабочих тетрадях. 3. Заполняют таблицы по заданной форме. 4. Озвучивают и поясняют свои ответы по поставленным вопросам. | |||
4. | Контролирующий этап | Определение степени усвоения материала. | Инструктирование обучающихся по работе над новой теме | 1. Внимательно слушают задание. 2. Составляют соотношения. 3. Устно выступают, показывая результаты своей деятельности. | |||
5. | Итоги учебного занятия | 1. Рефлексия. 2.Информирование обучающихся об итогах учебного занятия. | Заключительное слово преподавателя. Составление синквейна | 1. Активное слушание. 2. Участие в рефлексии. |
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
1 | Организационный момент | Отметить отсутствующих, | 1мин |
2 | Проверка домашнего задания | Проверить усвоение материала предыдущего урока | 5мин |
3 | Беседа | Изложение материала урока | 30мин |
4 | Обобщение нового материала | Выводы из изложенного учителем материала урока | 8мин |
5 | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания | 1мин |
Сегодня мы будем говорить о психологическом климате в ДОО. Что означает это понятие? Почему так важно создать психологический климат в дошкольной организации? Как он влияет на снижение заболеваемости? Но вначале мы вспомним, какие заболевания нервной системы наблюдаются у детей дошкольного возраста.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – первая задача ФГОС ДО в работе с детьми. Составляющими эмоционального благополучия дошкольников являются: хорошее самочувствие (здоровье), благоприятная обстановка в семье, спокойная обстановка в группе детского сада, успех ребенка во взаимодействии с педагогами детского сада (воспитателями, специалистами), успех во взаимодействии с детьми группы, общий позитивный уклад жизни в детском саду. Эмоциональное благополучие обеспечивает ребенку доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль и ориентацию на жизненный успех. Говоря об эмоциональном здоровье детей, уместно говорить и об эмоциональном здоровье педагогов. Ведь учеными доказано, что воспитывать эмоционально здорового ребенка способен эмоционально благополучный взрослый.
В должны создаваться следующие условия эмоционального благополучия детей и педагогов:
- «успешная адаптация» к условиям группы;
- диалог, обратная связь с родителями;
- развивающая среда группы, простроенная в соответствии с возрастом детей, обеспечивающая их самовыражение;
- разумная занятость детей в течение дня (оптимизация режима труда и отдыха);
- релаксационные упражнения, динамические паузы;
- знакомство с эмоциями и способами их выражения;
- настрой детей на интересный завтрашний день (завтра вас ждет…);
- проведение «утра радостных встреч»;
- упражнения для повышения самооценки и развития самосознания;
- предоставление возможности для самопрезентации; - демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза;
- личностные качества педагогов (чувство юмора, открытость, креативность…); - профессиональные качества педагогов (методическая вооружённость, коммуникативная компетентность, владение современными технологиями…);
- ориентация педагогов на собственный эмоциональный комфорт и саморегуляцию.
Психологическая профилактика – это целенаправленная, систематическая работа психолога, воспитателей и родителей по:
а) предупреждению возможных психолого-социальных проблем у детей;
б) выявлению детей группы риска (по разным основаниям);
в) созданию благоприятного психологического климата, как в педагогических, так и в детских коллективах.
Психопрофилактика обеспечивает предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, психогигиена сохраняет и укрепляет нервно-психическое здоровье, а психореабилитация восстанавливает и компенсирует нарушенные психические функции и состояния, личностный и социальный статус.
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
– анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
– групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
– информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
- выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации;
- отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Мероприятия психопрофилактического профиля на практике объединяются в системы типа «Психогимнастика», состоящие из нескольких блоков традиционной направленности:
1. Двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность направлена на снятие психоэмоционального напряжения и тренировку психомоторных функций. Расслабляющие упражнения рекомендуется вводить в повседневную жизнь ДОО.
2. Для снятия психоэмоционального напряжения могут быть использованы варианты психомышечной тренировки, разработанные А.В. Алексеевым и адаптированные для детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой. Для оптимизации обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела авторы рекомендуют разделить их на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребёнка привлекается к каждой группе мышц в определённой последовательности. Практический материал данного блока состоит из релаксационных комплексов на расслабление всех мышц тела с фиксацией на дыхании, а также из отдельных упражнений на снятие напряжения в одной группе мышц. Эти упражнения могут быть использованы в качестве заключительной части физкультурного занятия, динамического часа и т.д.
3. Двигательно-организующая (регуляционная) деятельность направлена на предупреждение психомоторных расстройств (гиперактивность, гипоактивность, двигательная расторможенность, двигательный автоматизм), а также оптимизацию двигательной нагрузки в повседневной жизни детей. Практический материал психомоторной организации состоит из подвижных игр. Все игры подчиняют участников определённым правилам, что способствует активизации произвольной регуляции у детей старшего дошкольного возраста. Практический материал по двигательной организации может выноситься на прогулки в качестве свободных игр и упражнений, а также использоваться на занятиях в качестве «пауз», разделяющих различные виды деятельности.
4. Имитационно-выразительная (идентификационная) деятельность. Её содержанием является самовыражение, направленное на социально-личностную компетенцию детей. Практический материал данного блока составлен из выразительных этюдов и имитационных игр для одного, двух, нескольких детей и тренингов смоделированных ситуаций. Некоторые этюды и игры сопровождаются музыкой. На основе имитационно-выразительной деятельности может быть организована совместная деятельность воспитателя и детей при фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах организации. Игры с музыкальным сопровождением легко ложатся в структуру музыкальных занятий.
Оптимальный режим психопрофилактических мероприятий в условиях ДОО – ежедневное проведение с чередованием форм и видов психопрофилактических воздействий в зависимости от возрастной группы:
- двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность (5 до 10 минут);
- двигательно-организующая (регуляционная) деятельность (5 до 10 минут);
- имитационно-выразительная (идентификационная) деятельность (от 10 до 30 минут).
Высокие результаты по психофизическому оздоровлению детей достигаются при совмещении психопрофилактических мероприятий с функционированием бассейнов, саун, фитобаров, аэрофитосалонов в форме комплексных процедур.
АНТИСТРЕССОВЫЙ МАССАЖ
1. Массаж пальцев рук:
- нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;
- массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.
2. Массаж запястья круговыми движениями.
3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».
4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем шею, лоб, щеки и сбросить.
5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.
7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
8. Массаж головы. Над ушами к верхней точке, ото лба к верхней точке.
9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.
10. Массаж ушных раковин.
РЕЛАКСАЦИЯ
Лежа на спине. Руки вдоль туловища, ладонями вниз или вверх, немного согнуты в локтях. Закройте глаза, проследите, чтобы зубы не были сомкнуты, а губы сжаты. Лежите спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в теплую ванну. Посторонние мысли уходят. Ничто не отвлекает вас, не беспокоит. Приятный теплый ветерок овевает тело, расслабляет мышцы.
Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются.
Расслабляются мышцы щек. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжелыми – тяжелыми. Мышцы лица расслаблены. Вы не ощущаете их.
Расслабляются мышцы ног. С каждым выдохом волна покоя усиливается. Вы не чувствуете ног. Вы отдыхаете.
Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на которой вы лежите. Вы чувствуете легкость во всем теле.
Сердце бьется спокойно, ритмично. Дыхание легкое, свободное. Вы совершенно спокойны. Полный покой овладевает вами. Вы отдыхаете. Восстанавливаются ваши силы, каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем.
Какой же можно сделать вывод? Почему психологический климат ДОО является одним из средств профилактики заболеваний?
Итак, психологический климат в дошкольной организации играет значительную роль в профилактике заболеваний, является залогом стабильности и успешного функционирования ДОО.
А теперь оцените себя и прикрепите на доску значок-фигуру: круг – мне все понятно, треугольник – в теме остались острые углы, квадрат – «в темной, темной комнате».
Запишите домашнее задание.
Литература:
1. Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2017г., с. 21 – 27.
2. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2018г.
3. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2016.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Борский государственный техникум»
Методическая разработка урока
по МДК 01.01
Медико-биологические и социальные основы здоровья
Тема: «Психологический климат как профилактика
заболеваний в ДОО»
Разработчик:
Долгих Ольга Павловна,
преподаватель ГПБОУ СО
«Борский государственный
техникум»
Борское, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Иностранный (английский язык)" по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Иностранный (английский язык)" по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...
Методическая разработка учебного занятия по МДК.05.01 (специальность 44.02.01 Дошкольное образование)
Методическая разработка учебного занятия по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста предназначена для проведения учебного занятия в груп...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...
Аттестация: 3.1 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения (методические разработки учебного занятия)
1. Методическая разработка практического занятия по английскому языку по теме: «История медицины»2. Методическая разработка теоретического занятия по основам латинского языка с медиц...
Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного
Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиеконкурс по теме:«Разработки различных в...
Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей
Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: &la...
Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Практические занятия по дисциплине «Основы проектной деятельности» направлены на развитие у обучающихся умения определять проблему и вытекающие из неё зад...