Методическая разработка учебного занятия по МДК.05.01 (специальность 44.02.01 Дошкольное образование)
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста предназначена для проведения учебного занятия в группе обучающихся по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование" (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка учебного занятия по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальности "Дошкольное образование" (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Данный урок является составляющей частью раздела «Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения».
Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с текстом, работа с терминами, самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.
В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.
Учебное занятие построено и в виде лекции, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Цель: закрепление и обобщение знаний студентов по теме «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации»; дать понятие «развивающая среда»; развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение), умение четко и быстро отвечать на вопросы, активно работать в ходе урока; воспитание интереса к практическому занятию.
Задачи занятия:
образовательные:
- способствовать формированию умений моделировать РППС в ДОО;
- учить организовывать РППС в группах ДОО;
развивающие:
- развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнения таблицы);
- развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты;
- развивать коммуникативные умения (умение понятно, кратко, точно излагать свои мысли, внимательно слушать, задавать вопросы и отвечать на них);
воспитательные:
- воспитывать культуру общения в ходе беседы;
- формировать интерес к самостоятельному получению новых знаний по теме.
Тип занятия: лекция с использованием ИКТ.
Формируемые ОК и ПК:
ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Приемы преподавания: лекция, беседа, демонстрация мультимедийной презентации.
Принципы преподавания: дифференцированный подход, наглядность, доступность, прочность усвоения знаний и умений.
Метапредметные связи: история педагогики, гигиена, психология.
Планируемый результат: обучающиеся должны знать принципы и требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО».
Время проведения занятия: 45 минут.
№ п/п | Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | |||
1. | Вводно-мотивационный этап | 1. Ввод в тему учебного занятия. 2. Расширение целевого компонента. | 1. Проверка готовности обучающихся к уроку. 2. Демонстрация мультимедийной презентации. 3. Беседа с обучающимися. | 1. Участие обучающихся в беседе. | |||
2. | Актуализация знаний обучающихся | Повторение опорных знаний | 1. Беседа с обучающимися. 2. Демонстрация мультимедийной презентации. | 1. Участие обучающихся в беседе. 2. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. | |||
3. | Формирование новых знаний | Знакомство с классификацией инфекционных заболеваний. | 1. Слово преподавателя оборганизации РППС в ДОО. 2. Демонстрация мультимедийной презентации. 3. Пояснение схем. 4. Организация деятельности обучающихся: работы с таблицей. | 1. Внимательно слушают. 2. Осуществляют записи в рабочих тетрадях. 3. Заполняют таблицы по заданной форме. 4. Озвучивают и поясняют свои ответы по поставленным вопросам. | |||
4. | Контролирующий этап | Определение степени усвоения материала. | Инструктирование обучающихся по работе над новой теме | 1. Внимательно слушают задание. 2. Составляют соотношения. 3. Устно выступают, показывая результаты своей деятельности. | |||
5. | Итоги учебного занятия | 1. Рефлексия. 2.Информирование обучающихся об итогах учебного занятия. | Заключительное слово преподавателя. Составление синквейна | 1. Активное слушание. 2. Участие в рефлексии. |
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
1 | Организационный момент | Отметить отсутствующих, | 1мин |
2 | Проверка домашнего задания | Проверить усвоение материала предыдущего урока | 5мин |
3 | Беседа | Изложение материала урока | 30мин |
4 | Обобщение нового материала | Выводы из изложенного учителем материала урока | 8мин |
5 | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания | 1мин |
Сегодня мы будем говорить о моделировании развивающей предметно-пространственной среды ДОО (далее - РППС ДОО). Что означает это понятие? Почему так важно правильно организовать развивающую среду в дошкольной организации? Как она влияет на развитие детей дошкольного возраста? Но вначале мы вспомним об организации образовательного процесса в ДОО.
Одним из условий успешной реализации общеобразовательной программы в ДОО выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков ихразвития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственнойсреды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное иоздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС,
возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
- соответствие общеобразовательной программе ДОО;
- соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
- соответствие возрастным возможностям детей;
- трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов
и возможностей детей;
- возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
- вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
- наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды;
- соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
Какой же можно сделать вывод? Почему РППС должна строиться в соответствии с принципами и требованиями ФГОС ДО?
Итак, организация РППС ДОО является одним из условий успешного освоения ООП ДО.
А теперь оцените себя и прикрепите на доску значок-фигуру: круг – мне все понятно, треугольник – в теме остались острые углы, квадрат – «в темной, темной комнате».
Запишите домашнее задание.
Литература:
1.Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями// Справочник старшего воспитателя. -2014. - №8. – С.26 -38.
2. Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И. Предметно-пространственная среда детского сада. – М.: Линка-пресс, 2010. – С.5-22.
3. Материалы и оборудование для детского сада/ Под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой. – М.: Элти-Кудиц, 2003. – 206 с., ил.
4. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: «Детство-пресс», 2006. - 128 с., ил.
5. Письмо Министерства образования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеСамарской области
«Борский государственный техникум»
Методическая разработка урока
по МДК 05.01
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации»
Разработчик:
Долгих Ольга Павловна,
преподаватель ГПБОУ СО
«Борский государственный
техникум»
Борское, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Иностранный (английский язык)" по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Иностранный (английский язык)" по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...
Методическая разработка учебного занятия по МДК.01.01 (специальность 44.02.01 Дошкольное образование)
Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальности "Дошкольное ...
Аттестация: 3.1 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения (методические разработки учебного занятия)
1. Методическая разработка практического занятия по английскому языку по теме: «История медицины»2. Методическая разработка теоретического занятия по основам латинского языка с медиц...
Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного
Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиеконкурс по теме:«Разработки различных в...
Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей
Презент. к консп. по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: &la...
Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Практические занятия по дисциплине «Основы проектной деятельности» направлены на развитие у обучающихся умения определять проблему и вытекающие из неё зад...