Рабочая учебная пролграмма
рабочая программа
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин по профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1581 (далее - ФГОС СПО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mv_mrat.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
профессия: 23.01.07
«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Салехард, 2019
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин по профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1581 (далее - ФГОС СПО).
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании методической кафедры
профессий и специальностей
технического профиля
от «____»________________ 2019г.
УТВЕРЖДЕНА
на заседании
научно-методического совета
протокол №_____
от «_____»______________20__ г.
Председатель
Заместитель директора по учебно-методичесокй работе
Казановская Н.В. ___________
Заведующий методической кафедрой: ______________/Е.В. Баженова
|
Разработчик:
Хоряк Татьяна Анатольевна, высшая квалификационная, преподаватель предметов профессиональной подготовки
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО ППКРС и специальностям СПО ППССЗ
23.02.02 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.01.03 Автомеханик
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации по рабочим профессиям:
Слесарь по ремонту автомобилей;
Водитель автомобиля;
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
Примерная рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Учебная дисциплина «Материаловедение» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 3.1 - 3.5 | - использовать материалы в профессиональной деятельности; - определять основные свойства материалов по маркам; - выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения. | - основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; - физические и химические свойства горючих и смазочных материалов; - области применения материалов; - характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов; - требования к состоянию лакокрасочных покрытий. |
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__42__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _42___ часов;
самостоятельной работы обучающегося __-__ часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лекции | 20 |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 22 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Внеаудиторная самостоятельная работа (домашняя работа, подготовка сообщений по индивидуальным заданиям) Индивидуальное проектное задание | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Материаловедение | 42 | 1 1 2 2 2 2 2 2
2 2 | |
Введение | Роль материаловедения в современной технике. История развития материаловедения | 1 | |
Тема 1.1. Свойства металлов и сплавов, методы их изучения | 1 Классификация материалов . Строение: типы кристаллических решеток, дефекты, анизотропия материалов. Методы изучения строения материалов . Свойства: физические, химические, механические, технологические, эксплуатационные . Коррозия: понятия, виды, способы защиты. Методы испытания. Методы выявления внутренних дефектов без разрушения деталей. | *1 | |
Самостоятельная работа:
| 1 1 | ||
Лабораторная работа:
| 1 | ||
Тема 2. Железоуглеродистые сплавы | 1. Производство чугунов. Классификация чугунов. Состав чугунов. Свойства чугунов. Маркировка чугунов Белый чугун. Литейный серый чугун. Ковкий чугун. Высокопрочный и специальный чугун. | *1 | |
Практические работы:
| 1 1 | ||
Самостоятельная работа:
| 1 1 | ||
Тема 3. Стали | Углеродистые конструкционные стали. Углеродистые инструментальные стали. Легированные конструкционные стали. Легированные инструментальные стали. Высоколегированные стали. Углеродистые и легированные стали специального назначения | 1 | |
Лабораторные работы: Ознакомление с различными сортами стали и их расшифровкой; | 1 | ||
Тема 4. Термическая обработка материалов | Назначение, сущность, виды, режимы и дефекты термической обработки материалов. Влияние термообработки на структуру и свойства железоуглеродистых сплавов. Термомеханическая обработка: понятие сущность, назначение. Отжиг и нормализация. Закалка и отпуск. Химико-термическая обработка: понятие, сущность, виды, назначение. Поверхностное упрочнение стали: виды, назначение. | 1 | |
Практическая работа
| 1 1 | ||
Тема 5. Цветные металлы, сплавы и антифрикционные материалы | Цветные металлы и сплавы: классификация, структура, свойства. Применение, маркировка применительно к профессии. Антифрикционные материалы и сплавы: классификация., требования, применение, марки. | 1 | |
Практические работы:
| 1 1 | ||
Тема 6. Твердые сплавы и минералокерамические материалы | Твердые сплавы и минералокерамические материалы: классификация, свойства, марки, применение. Порошковая металлургия: назначение, методы получения порошков. Спеченные твердые сплавы: свойства, область применения. Минералокерамические материалы: свойства, марки, область применения. | 1 1 | |
Практические работы:
| 1 1 1 | ||
Самостоятельная работа:
| 1 1 | ||
Тема 7. Неметаллические материалы | Неметаллические материалы: классификация, структура, свойства, область применения. Пластмассы. Резиновые материалы Абразивные материалы . древесные материалы. Лакокрасочные материалы. Композиционные материалы. Клеи. Смазочные материалы и специальные жидкости. Другие материалы (кожа, асбест, войлок, текстильные и бумажные материалы) Область применения. | 1 1 1 | |
Лабораторная работа:
| 1 | ||
Практические работы:
| 1 1 1 | ||
Лабораторные работы: Применение антифрикционных материалов и сплавов. | 1 | ||
Контрольные работы по теме: Горючие и смазочные жидкости их классификация, состав, свойства, маркировка; Область применения неметаллических материалов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся : выполнение домашних заданий по разделу 1 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подбор марок антифрикционных материалов для изготовления подшипников скальжения с учетом условий работы; Влияние различных условий на свойства смазочных материалов; Изучение композиционных материалов в различных условиях работы; Изучение свойств и структуры лакокрасочных материалов; Изучить проведение технического осмотра и ремонта оборудования; Изучить методику осуществления заправки горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях; Изучение и применение горюче-смазочных жидкостей при ремонте автотранспортных средств. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Какова роль неметаллических материалов в современной технике? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству. Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке. Целесообразность применения неметаллических материалов в промышленности | |||
Раздел 2. Слесарное дело | 18* | ||
Введение | Основы слесарной обработки материалов. Техника безопасности при организации и выполнении слесарных работ. | 1 | |
Тема 2.1. Организация слесарных работ | Организация слесарных работ: организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места. | 1* | |
Тема 2.2. Общеслесарные работы | Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых отверстий, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание. | 1 1 1 | |
Лабораторные работы: Ознакомление с правилами выбора и применения инструмента для различных видов слесарных работ; Выбор ГСМ; Расшифровка черных и цветных материалов. применяемых в машиностроении. | 1 | ||
Практические занятия: Научиться приемам заточки слесарного инструмента; Научиться приемам выполнения общеслесарных работ (по видам); Научиться выполнять приемы пайки; Научиться выполнять приемы технологического процесса по холодной обработке материалов резанием; Выбор режимов резания; Выбор цветных материалов; Выбор ГСМ; Расшифровка и классификация чугунов; Научиться выявлять дефекты термической обработки материалов; Научиться проводить технический осмотр оборудования. | 10 | ||
Контрольная работа: по теме: «Организация выполнения слесарных работ» | 2 | ||
Самостоятельная работа: по выполнению домашнего задания раздела 2 «Изучение требований предъявляемых к качеству обработки деталей». Практические занятия: Разметка плоских отверстий; Рубка металла; Правка металла; Гибка металла; Резка металла; Опиливание металла; Нарезание внешней и внутренней резьбы: Выполнение упражнений по отработке приемам паяния; Организация и уборка рабочего места; Выполнение сварочных работ; Соединение разъемных трубопроводов | 17 | ||
Всего: | * 42 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения»; «Слесарной мастерской;
Оборудование учебного кабинета по количеству обучающихся:
- стол ученический;
- стул ученический;
- стол учительский;
- стул учительский;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов (пластмасс, стекло, дерево, керамика);
- образцы эталонных изделий;
- образцы смазочно-охлаждающих жидкостей;
- комплект слесарного инструмента.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;
- телевизор;
- музыкальный центр;
- экран
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- токарные станки;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Моряков О.С., Материаловедение: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М: Издательский центр «Академия», 2017. – 288с.
- Черепахин А.А., Учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования – М: Издательский центр «Академии», 2016 – 320 с.
- Солнцев Ю.П., Вологжанина С.А., Иголкин А.Ф., Учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования – М: Издательский центр «Академии», 2016 – 496с.
Дополнительные источники:
- Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. тех училищ. – М: 2009. – 208 с.
- Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия». 2007. – 30 шт.
- Электронный учебник «Слесарное дело», «Материаловедение»
- Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академии», 2007 – 80 с.
- Покровский Б.С. основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М: ОИЦ «Академия», 2008.
- Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. Образования. – М.: ОИЦ Академия», 2007. – 272 с.
- Рогов В.А.,Позняк Г.Г.Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. Пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
- Адаскин А.М., Зуев В.М., Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий – дифференцированный зачет.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
знать: - основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; - физические и химические свойства горючих и смазочных материалов; - области применения материалов; - марки и модели автомобилей, их технические характеристики и особенности конструкции; - характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов; - оборудование и материалы для ремонта кузова; - требования к состоянию лакокрасочных покрытий. | Оценка результатов тестирования | |
уметь: - использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности; - определять основные свойства материалов по маркам; - выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения | Использование эксплуатационных материалов в соответствии с поставленной задачей, и основными свойствами. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите лабораторных и практических занятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочий учебный план специальности 190631
Рабочий учебный план специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт на автомобильном транспорте (базовый уровень) составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО.Студенты, прошедшие успешно в...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ
Учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) 260...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на : - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...
Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...
Рабочая учебная программа учебной практики
Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01; ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...
Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.
07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы содержание предмета, ф...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Поддержание рабочего состояния оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления объектов жилищно-коммунального хозяйства
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Поддержание рабочего состояния оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления объектов жилищно-коммунального хозяйства разработана н...