Рабочая учебная пролграмма
рабочая программа

Хоряк  Татьяна Анатольевна

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

 

Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин по профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации    от 9 декабря 2016 г. № 1581 (далее - ФГОС СПО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mv_mrat.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

 «Ямальский многопрофильный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материаловедение

профессия: 23.01.07

«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Салехард, 2019

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин по профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации    от 9 декабря 2016 г. № 1581 (далее - ФГОС СПО).

 

        

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА                            

на заседании методической кафедры                                      

профессий и специальностей

технического профиля

от «____»________________ 2019г.

                                         УТВЕРЖДЕНА  

на заседании

научно-методического совета

протокол №_____

от «_____»______________20__ г.

Председатель

                                              Заместитель директора                                                             по учебно-методичесокй работе  

Казановская Н.В.   ___________

Заведующий методической кафедрой:

______________/Е.В. Баженова

        

Разработчик:

Хоряк Татьяна Анатольевна, высшая квалификационная, преподаватель предметов профессиональной подготовки

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО ППКРС и специальностям СПО ППССЗ

         23.02.02 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

             23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

        23.01.03 Автомеханик

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации по рабочим профессиям:

Слесарь по ремонту автомобилей;

Водитель автомобиля;

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

Примерная рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Учебная дисциплина «Материаловедение» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.  

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 3.1 - 3.5

- использовать материалы в профессиональной деятельности;

- определять основные свойства материалов по маркам;

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.

- основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

- области применения материалов;

- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;

- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__42__часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _42___ часов;

самостоятельной работы обучающегося __-__ часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:

      лекции

20

     лабораторные занятия

     практические занятия

22

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

    Внеаудиторная самостоятельная работа (домашняя работа, подготовка сообщений по индивидуальным заданиям)

    Индивидуальное проектное задание

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

«Материаловедение»                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Материаловедение

42

1

1

2

2

2

2

2

2

           

2

2

Введение

Роль материаловедения в современной технике.  История развития материаловедения

1

Тема 1.1. Свойства металлов и сплавов, методы их изучения

1 Классификация материалов . Строение: типы кристаллических решеток, дефекты, анизотропия  материалов.  Методы изучения строения материалов . Свойства: физические, химические, механические, технологические, эксплуатационные . Коррозия: понятия, виды, способы защиты.  Методы испытания. Методы выявления внутренних дефектов без разрушения деталей.

*1

Самостоятельная работа:

  1. Изучение эксплуатационных и механических свойств материалов;
  2. Изучение  классификации сталей, свойств и строения сталей;

1

1

Лабораторная работа:

  1. Ознакомление с режущим инструментом,  предназначенным для холодной обработки материалов резанием;
  2. Выполнение расчетов по подбору режимов резания на металлорежущих станках;

1

Тема 2. Железоуглеродистые сплавы

1. Производство чугунов. Классификация чугунов. Состав чугунов. Свойства чугунов. Маркировка чугунов Белый чугун. Литейный серый чугун.  Ковкий чугун. Высокопрочный и специальный чугун.

*1

Практические работы:

  1. Выбор по справочнику  марки сталей для различных деталей в соответствии с условиями работы

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Применение основных свойств металлов и сплавов в профессиональной деятельности с учетом условий работы.
  2. Почему сплавы получили большее распространение, чем  чистые металлы?

1

1

Тема 3. Стали

Углеродистые  конструкционные стали. Углеродистые инструментальные стали. Легированные конструкционные стали. Легированные инструментальные стали. Высоколегированные стали. Углеродистые и легированные стали специального назначения

1

Лабораторные работы:

Ознакомление с различными сортами стали и их расшифровкой;

1

Тема 4. Термическая обработка материалов

Назначение, сущность,  виды, режимы и дефекты термической обработки материалов. Влияние термообработки на структуру и свойства железоуглеродистых сплавов. Термомеханическая обработка: понятие сущность, назначение. Отжиг и нормализация. Закалка и отпуск. Химико-термическая обработка: понятие, сущность,  виды, назначение. Поверхностное упрочнение стали: виды, назначение.

1

Практическая работа

  1. Работать с документацией установленной формы.

1

1

Тема 5. Цветные металлы, сплавы и антифрикционные материалы

Цветные металлы и сплавы: классификация, структура, свойства. Применение, маркировка применительно к профессии. Антифрикционные материалы и сплавы: классификация., требования, применение, марки.

1

Практические работы:

  1. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств:
  2. Проводить первоочередные мероприятия по ремонту оборудования.

1

1

Тема 6. Твердые сплавы и минералокерамические материалы

Твердые сплавы и минералокерамические материалы: классификация, свойства, марки, применение. Порошковая металлургия: назначение, методы получения порошков. Спеченные твердые сплавы: свойства, область применения. Минералокерамические материалы: свойства, марки, область применения.

1

1

Практические работы:

  1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях:
  2. Проводить технический осмотр оборудования;
  3. Отработка приемов и навыков организации рабочего места

1

1

1

Самостоятельная работа:

  1. Применение спеченных твердых сплавов;
  2. Изучить  оформление учетно-отчетную документацию ;

1

1

Тема 7. Неметаллические материалы

Неметаллические материалы: классификация, структура, свойства, область применения. Пластмассы.  Резиновые материалы Абразивные материалы . древесные материалы. Лакокрасочные материалы. Композиционные материалы. Клеи. Смазочные материалы и специальные жидкости. Другие материалы (кожа, асбест, войлок, текстильные и бумажные материалы)  Область применения.  

1

1

1

Лабораторная работа:

  1. Ознакомление с видами и назначением  горючих и смазочных материалов;
  2. Область применения неметаллических материалов;

1

Практические работы:

  1. Выбор  по справочнику резиновых материалов  в соответствии с условиями работы;
  2. Выбор  по справочнику абразивных  материалов  в соответствии с условиями работы;
  3. Выбор  по справочнику смазочных  материалов и специальных жидкостей  в соответствии с условиями работы;

1

1

1

Лабораторные работы:

Применение  антифрикционных материалов и сплавов.

1

Контрольные работы  по теме:

Горючие и смазочные жидкости их классификация, состав, свойства,  маркировка;

Область применения неметаллических материалов.

2

Самостоятельная работа обучающихся : выполнение домашних заданий по разделу 1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подбор марок антифрикционных материалов для изготовления подшипников скальжения с учетом условий работы;

Влияние различных условий на свойства смазочных материалов;

Изучение композиционных материалов в различных условиях работы;

Изучение свойств и структуры лакокрасочных материалов;

Изучить проведение технического осмотра и ремонта оборудования;

Изучить методику осуществления заправки горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях;

Изучение и применение горюче-смазочных жидкостей при ремонте автотранспортных средств.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Какова роль неметаллических материалов в современной технике?

Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Целесообразность применения неметаллических материалов в промышленности

Раздел 2. Слесарное дело

18*

Введение

Основы слесарной обработки материалов. Техника безопасности при  организации и выполнении слесарных работ.  

1

Тема 2.1.  Организация слесарных работ

Организация слесарных работ: организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места.

1*

Тема 2.2. Общеслесарные работы

Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых отверстий, выполнение неразъемных соединений, в т.ч.  клепка, пайка и лужение, склеивание.

1

1

1

Лабораторные работы:

Ознакомление с правилами  выбора и применения инструмента для различных видов слесарных работ;

Выбор ГСМ;

Расшифровка черных и цветных материалов. применяемых в машиностроении.

1

Практические занятия:

Научиться приемам заточки слесарного инструмента;

Научиться  приемам выполнения общеслесарных работ (по видам);

Научиться выполнять приемы пайки;

Научиться выполнять приемы технологического процесса по холодной обработке материалов резанием;

Выбор режимов резания;

Выбор  цветных материалов;

Выбор ГСМ;

Расшифровка и классификация чугунов;

Научиться выявлять дефекты термической обработки материалов;

Научиться проводить технический осмотр оборудования.

10

Контрольная работа: по теме: «Организация выполнения слесарных работ»

2

Самостоятельная работа:  по  выполнению домашнего задания раздела 2

 «Изучение требований  предъявляемых к качеству обработки деталей».

Практические занятия:

Разметка плоских отверстий;

Рубка металла;

Правка металла;

Гибка металла;

Резка металла;

Опиливание металла;

Нарезание внешней и внутренней  резьбы:

Выполнение упражнений по отработке приемам паяния;

Организация и уборка рабочего места;

Выполнение сварочных работ;

Соединение разъемных трубопроводов

17

Всего:

*

42

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения»;  «Слесарной мастерской;

Оборудование учебного кабинета по количеству обучающихся:

- стол ученический;

- стул ученический;

- стол учительский;

- стул учительский;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов (пластмасс, стекло, дерево, керамика);

- образцы эталонных изделий;

- образцы смазочно-охлаждающих жидкостей;

- комплект слесарного инструмента.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор;

- телевизор;

- музыкальный центр;

- экран

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской по количеству обучающихся:

- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;

- параллельные поворотные тиски;

- комплект рабочих инструментов;

- измерительный и разметочный инструмент;

- сверлильные станки;

- стационарные роликовые гибочные станки;

- заточные станки;

- токарные станки;

- рычажные и стуловые ножницы;

- вытяжная и приточная вентиляция.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Моряков О.С., Материаловедение: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М: Издательский центр «Академия», 2017. – 288с.
  2. Черепахин А.А., Учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования – М: Издательский центр «Академии», 2016 – 320 с.
  3. Солнцев Ю.П., Вологжанина С.А., Иголкин А.Ф., Учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования – М: Издательский центр «Академии», 2016 – 496с.

Дополнительные источники:

  1. Макиенко  Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. тех училищ. – М: 2009. – 208 с.

  1. Покровский Б.С.,  Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия». 2007. – 30 шт.
  2. Электронный учебник «Слесарное дело», «Материаловедение»
  3. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академии», 2007 – 80 с.
  4. Покровский Б.С. основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М: ОИЦ «Академия», 2008.
  5. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. Образования. – М.:  ОИЦ Академия», 2007. – 272 с.
  6. Рогов В.А.,Позняк Г.Г.Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. Пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
  7. Адаскин А.М., Зуев В.М., Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий – дифференцированный зачет.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

знать:

- основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

- области применения материалов;

- марки и модели автомобилей, их технические характеристики и особенности конструкции;

- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;

- оборудование и материалы для ремонта кузова;

- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.

Оценка результатов тестирования

уметь:

- использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности;

- определять основные свойства материалов по маркам;

- выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения

Использование эксплуатационных материалов в соответствии с поставленной задачей, и основными свойствами.

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите лабораторных и практических занятий



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий учебный план специальности 190631

Рабочий учебный план специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт на автомобильном транспорте (базовый уровень) составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО.Студенты, прошедшие успешно в...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ

Учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального  профессионального образования (далее – НПО) 260...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень

Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :        - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...

Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...

Рабочая учебная программа учебной практики

Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01;  ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...

Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.

07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы  содержание предмета, ф...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Поддержание рабочего состояния оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления объектов жилищно-коммунального хозяйства

Рабочая программа  профессионального модуля ПМ.01 Поддержание рабочего состояния оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления объектов жилищно-коммунального хозяйства разработана н...