Консультация для педагогов младших групп
консультация
Консультация для педагогов младших групп "Психологическое обеспечение адаптационнгоо периода ребенка в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_mladshih_grupp_-_kopiya1.docx | 466.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ранних групп
Ст. воспитатель:
Рязанская Н.А.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок.
Не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть, и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3 - 5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.
По нашим наблюдениям средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет в яслях 7 - 10 дней; в детском саду (1,6 до 2 лет) – 3 недели; (в 3 года) - 2 - 3 недели; в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц и столько же в школе. Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей, что отражает возрастающий уровень самосознания и критики.
Мы предлагаем следующий метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ.
Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Напомним, что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Можно выделить четыре основных фактора
поведенческой адаптации:
- эмоциональное состояние ребенка;
- социальные контакты ребенка;
- послеполуденный сон;
- аппетит ребенка.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.
Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
1. Эмоциональное состояние ребенка
(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
(+1) Иногда задумчив, замкнут.
(-1) Легкая плаксивость, хныканье.
(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.
(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.
(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
(+2) Сон спокойный.
(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
(-3) Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.
(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.
(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.
(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.
(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
Таблица 1
| Адаптация | Сроки (А) | Поведенческие реакции (П) | Уровни адаптации |
1 | Легкая | До 5 дней - 1 неделя | +12…+8 | А1 и П1 высокий А1 и П2 |
2 | Средняя | До 15 дней - 3 недели | +7…0 | А1 и П3 средний А2 и П2 |
3 | Усложненная | До 25 дней - 5 недель | -1…-7 | А2 и П4 сложный А3 и П3 |
4 | Дезадаптация | Более 5 недель | -8…-12 | А3 и П4 дезадаптация А4 и П4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей II младшей группы.
«Роль книги в речевом развитии детей»...
Консультации для родителей к мини- проекту "Неделя здоровья в первой младшей группе"
Здоровье детей - самый главный аспект, волнующий родителей. Воспитатели нашей группы всегда рады помочь родителям добрым советом....
Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни педагога»
Обсуждение здорового образа жизни педагога, основных причин заболевания. Рекомендации по использованию психологической зарядки....
Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Особую тр...
Консультация для педагогов. Тема "Возрастные особенности детей". Вторая младшая группа.
Вторая младшая группа (3-4 года)Возрастные особенности детейАнатомо-физиологические особенностиТри гола — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.Основные показател...
Консультация для педагогов "Портфолио - визитка группы"
Портфолио группы является одной из составляющих рейтинга развития предметно-развивающей и воспитательно - образовательной среды группы. Составлять портфолио необходимо в течении всего учебного г...
Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»
Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность...