Методы обучения математике слабовидящих обучающихся
статья
С широким введением инклюзии и на.личием соответствующих федера.льных обра.зова.тельных ста.нда.ртов ка.ждое обра.зова.тельное учреждение должно уметь подготовить высококва.лифицирова.нного выпускника. с инва.лидностью по зрению, обла.да.ющего высоким уровнем компетенций, позволяющих ему быть конкурентоспособным в условиях современного рынка. труда.. Обучение сла.бовидящих сопряжено с многочисленными сложностями, что а.ктуа.лизирует поиск эффективных моделей обра.зова.ния. На. сегодняшний день решение проблем, связа.нных с внедрением инклюзии, в большинстве обра.зова.тельных учреждений да.леко от совершенства.. Меж тем на.зрела. необходимость ра.зра.ботки подхода. к формирова.нию доступной Обра.зова.тельной среды (ОС) для лиц с огра.ничениями возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2metody_obucheniya_matematike_slabovidyashchih_obuchayushchihsya_variant8.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МА.ТЕМА.ТИКЕ СЛА.БОВИДЯЩИХ ОБУЧА.ЮЩИХСЯ.
Ка.ра.ва.нова. А..О., студентка. группы К-32 ИНО
На.учные руководители - Борзова. Ю.А.., препода.ва.тель ма.тема.тики
Ульянова. Н.В., препода.ва.тель ма.тема.тики
ФГБОУ ВО ВолГА.У ИНО
А.ннота.ция. С широким введением инклюзии и на.личием соответствующих федера.льных обра.зова.тельных ста.нда.ртов ка.ждое обра.зова.тельное учреждение должно уметь подготовить высококва.лифицирова.нного выпускника. с инва.лидностью по зрению, обла.да.ющего высоким уровнем компетенций, позволяющих ему быть конкурентоспособным в условиях современного рынка. труда.. Обучение сла.бовидящих сопряжено с многочисленными сложностями, что а.ктуа.лизирует поиск эффективных моделей обра.зова.ния. На. сегодняшний день решение проблем, связа.нных с внедрением инклюзии, в большинстве обра.зова.тельных учреждений да.леко от совершенства.. Меж тем на.зрела. необходимость ра.зра.ботки подхода. к формирова.нию доступной Обра.зова.тельной среды (ОС) для лиц с огра.ничениями возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению.
Ключевые слова.: сла.бовидящие, ОВЗ по зрению, ма.тема.тика..
Из общего числа. а.битуриентов с инва.лидностью, принятых в вузы и сузы, 70% не доучива.ется. Помимо технической стороны дела., реа.льное внедрение инклюзии содержит, прежде всего, острый социа.льно-психологический а.спект. Он связа.н ка.к с неготовностью российского социума. принима.ть инва.лидов в ка.честве ра.внопра.вных и неотъемлемых членов общества., та.к с нехва.ткой инклюзивных компетенций у препода.ва.тельского соста.ва., технического персона.ла. вузов и сузов, обычных студентов, не исключа.я са.мих инва.лидов по зрению.
Програ.мма. ра.звития универса.льных учебных действий у сла.бовидящих должна. предусма.трива.ть:
- формирова.ние у обуча.ющихся целостных, системных предста.влений о предмета.х и явлениях окружа.ющего мира., их предметно-простра.нственных отношений;
- вла.дение основа.ми системы рельефно-точечных обозна.чений Л. Бра.йля;
- умение применять на. пра.ктике персона.льные современные тифлотехнические средства.;
- способность обуча.ющегося а.деква.тно оценива.ть свои возможности в ра.зных вида.х деятельности с учетом имеющегося огра.ничения зрительных возможностей, при на.личии, уметь использова.ть оста.точное зрение в простра.нственном ориентирова.нии;
- отра.жа.ть специфику подготовки слепого обуча.ющегося к профессиона.льной деятельности.
Исследова.ния пока.за.ли, что, несмотря на. низкий исходный уровень сформирова.нности понятий и умственных действий, сла.бовидящие обуча.ющиеся достига.ют высокого уровня овла.дения в результа.те формирующих экспериментов. Дока.за.на. возможность полноценного формирова.ния понятий у сла.бовидящих по за.кономерностям, общим для норма.льно видящих, в условиях пра.вильного упра.вления этим формирова.нием. Исследова.ния, связа.нные с формирова.нием понятий у сла.бовидящих, да.ют возможность выделить не только основные трудности, возника.ющие на. ра.зличных эта.па.х процесса. овла.дения зна.ниями, но и отдельные пути их преодоления.
На.глядно предста.вленный ма.териа.л способствует ра.звитию мыслительных опера.ций и всей мыслительной деятельности обуча.ющихся с нарушениями зрения, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения математическими знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности обучающихся.
Одним из способов развития пространственных представлений на уроках стереометрии является моделирование, когда обучающиеся вместе с преподавателем готовят различные наглядные пособия из бумаги, картона, проволоки (макеты многоугольников и многогранников). Так же используются различные загадки. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся с нарушениями зрения, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения математическими знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности обучающихся (составление различных геометрических фигур по образцу и без образца).
При изучении алгебры и начала математического анализа, для слабовидящих обучающихся, прежде всего, используют - Брайль, поскольку на слух невозможно воспринимать формулы (50% литературы обеспечено). В основу обучения положены тифлоинформационные технологии, позволяющие незрячему пользователю самостоятельно работать на компьютере. Такой тип программного обеспечения известен под общим названием ScreenReader (экранный чтец). Программы этого типа, не мешая работе прикладного программного обеспечения, перехватывают текстовые сообщения и посылают их на синтезатор речи или брайлевский дисплей. Предлагается методика «чтения» студентами с глубоким нарушением зрения математических формул и символов: сначала осуществляется ручной ввод математических текстов в формате TEX (линейное представление информации), затем происходит ее озвучивание с помощью программы невизуального доступа к информации или печать рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Список использованной литературы:
- http://libinform.ru/read/articles/Vuzovskoe-obrazovanie-litc-s-narusheniyami-zreniya/
- https://pandia.ru/text/80/069/15689.php
- https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/03_%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%8B%D0%B5_09112014.pdf
- https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/03_%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%8B%D0%B5_09112014.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для студентов педагогических колледжей по методике преподавания литературы в основной школе:" Активные методы обучения-методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся"
К активным методам обучения относятся: "Диспут", "Дискуссия по переписке", "Аквариум", "Молчаливая дискуссия" и т.д....
Тест по теории и методике преподавания математики по теме «Принципы, методы и формы обучения математике в начальной школе»
контрольная работа по тонкм...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...
Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации коррекционных занятий
Задача системы образования, в т.ч. и коррекционного, сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуется новые педагогические технологии, ...