Главные вкладки
Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков
рабочая программа
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы подростка – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emots_volev_sfera_korrektsiya.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ЕРМОЛИНО»
249027, Калужская область, г. Ермолино, К.Маркса, д. 1 тел. (48438) 6–79-97
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом «___» _________ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________/ Соболева Н.А. / | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «СОШ г. Ермолино» _____________ /Косарева Н.В. / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ»
Педагог-психолог: Татьянченко Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент
г. Ермолино, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы подростка – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.
Подростковый возраст считается самым трудным, но в то же время исключительно важным периодом для психического развития. Основной сложностью является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений, сопровождающийся частой сменой настроения, депрессией, неусидчивостью, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессией и проблемным поведением.
Не менее важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка и протекает проблематично во всех отношениях. Отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, которая способна серьезно тормозить их обучение и развитие. Но наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера. Частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями, провоцируют срывы в поведении.
Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок. В расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.
Анализ нарушений у подростков подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.
В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.
Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы подростков и оказание психологической помощи детям этой категории, формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, а также развитие эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.
Условия реализации программы
Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста в возрасте от 11 до 15 лет.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков развития проводится индивидуально или в малой группе, которая формируется из числа учащихся имеющих заключение ПМПК.
Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся в конце учебного дня.
Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую помощь подростку в его саморазвитии.
Психокоррекционный процесс представляет цикл занятий 8 часов. Продолжительность одного занятия 45 минут. Частота занятий - 1 раз в неделю. Программа рассчитана на одну четверть.
Цель программы: коррекция нарушений в эмоционально – волевой сфере на основе внутренних и поведенческих изменений, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения и саморегуляции для успешной социализации личности.
Задачи:
1. Обучение подростков навыкам выражения собственных негативных и позитивных чувств с помощью методов аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации и медитации.
2. Формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
Приёмы и формы работы: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
Методы работы: ролевые игры, метод группового обсуждения, арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание), сказкотерапия, метод аутогенной тренировки, психогимнастика.
После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Часы | Форма |
1 | «Кто я и чего хочу?» | 1 | Практические упражнения |
2 | «Мои трудности» | 1 | Практические упражнения |
3 | «Эмоции и чувства» | 2 | Познавательная беседа, практическая работа |
4 | «Как справиться с плохим настроением»» | 2 | Практические упражнения, ролевая игра |
5 | «Самоуважение. Самопринятие. Самоодобрение» | 2 | Дискуссия, демонстрация, тестирование |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция исправления недостатков характера у детей и подростков». Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений – М., Издательский центр (Академия), 2000 – 304 с.
2. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
3. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3 – е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 443 с.
4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика,коррекция и развитие личности. – М, Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат по психологии "Эмоционально-волевые особенности личности"
ПланВведение Теоретическая часть: 1. Сущность эмоций, их своеобразие и функции………………………3 – 6стр. 1.1. Общая характеристика эмоций…………………………………………….3стр.1.2. Функции эмоций……………………...
"Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя"
Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя...
«Особенности и методика воспитания эмоционально-волевых качеств у детей, при помощи различных видов спорта»
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема эмоционально-волевых качеств близка каждому человеку, в том числе важную роль она играет в жизни спортсменов. Эмоционально-волевые качества нео...
Статья: "Особенности формирования процесса профориентации и профессионального самоопределения старших подростков с эмоционально-волевыми нарушениями"
Особенности профориетации подростков с эмоционельно-волевыми нарушениями....
Статья: "актуальные вопросы профориентации и профессионального самоопределения старших подростков с эмоционально-волевыми нарушениями"
Актуальные вопросы профориентации...
Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
Для гармоничного психического развития ребенка важную роль играет полноценное общение с его окружением. Во многом эмоциональное благополучие ребенка складывается исходя из того, как развиваются эти от...
"Развитие эмоционально-волевой готовности к школьному обучению"
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за св...