Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
рабочая программа
Для гармоничного психического развития ребенка важную роль играет полноценное общение с его окружением. Во многом эмоциональное благополучие ребенка складывается исходя из того, как развиваются эти отношения, это так же влияет на формирование самооценки ребенка, его отношения к окружающему миру, закрепление стиля поведения. Данная программа рассчитана на оказание поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в эмоционально-волевой сфере, направлена на преодоление возникающих у ребенка трудностей и поиск эффективных путей их решения.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа), с частотой проведения занятий - 1 час в неделю. Данная программа представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emots-volev_sfera_ml_shkol.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ЕРМОЛИНО»
249027, Калужская область, г. Ермолино, К.Маркса, д. 1 тел. (48438) 6–79-97
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом «___» _________ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР_________/ Соболева Н.А. / | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «СОШ г. Ермолино» _____________ /Косарева Н.В. / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагог-психолог: Татьянченко Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент
г. Ермолино, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для гармоничного психического развития ребенка важную роль играет полноценное общение с его окружением. Во многом эмоциональное благополучие ребенка складывается исходя из того, как развиваются эти отношения, это так же влияет на формирование самооценки ребенка, его отношения к окружающему миру, закрепление стиля поведения. Данная программа рассчитана на оказание поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в эмоционально-волевой сфере, направлена на преодоление возникающих у ребенка трудностей и поиск эффективных путей их решения.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа), с частотой проведения занятий - 1 час в неделю. Данная программа представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов.
Цель программы: развитие личности ребенка, в частности его эмоционально-волевых качеств, когнитивных функций, с целью сохранения психологического здоровья и преодоления трудностей в учебной деятельности.
Задачи:
1. Снижение уровня школьной тревожности.
2. Формирование адекватной установки в отношении неудач.
3. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.
4. Повышение уровня мотивации к учебной деятельности.
5. Формирование адекватной самооценки.
6. Развитие социальных и коммуникативных умений.
Данная коррекционно-развивающая программа направлена на формирование оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной сферы, преодоления трудностей в учебной деятельности, развитие положительных личностных качеств ребенка.
Целевая группа: дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы в контролировании поведения и эмоций.
Формы работы: с целью получения положительной динамики применяются следующие формы и методы работы: ролевая игра, психогимнастические упражнения, арт-терапевтические методы, дискуссия.
Материально-техническое обеспечение
1. Методическая и справочная литература по психологии.
2. Канцелярские принадлежности: бумага, ручки, цветные и простые карандаши.
3. Материалы для диагностики эмоционально-волевой сферы.
4. Набор игрушек, мяч.
Кадровое обеспечение программы:
1. Ведущий специалист программы – педагог-психолог МОУ «СОШ г. Ермолино».
2. Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
Организационная структура занятий: материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Занятия включают в себя ритуал приветствия и разминку, целью которых является создание атмосферы доверия в группе, настрой участников на положительный результат. Основную часть, направленную на решение задач данной программы. Заключительная часть занятий включает в себя подведение итогов, получение обратной связи от участников группы, ритуал прощания.
Планируемые результаты освоения программы: по окончании программы для учащихся должны быть характерны следующие показатели:
1. Изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность в получении новых знаний.
2. Умение эффективно регулировать своё поведение на всех этапах деятельности.
3. Владение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Осознание особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
5. Снижение уровня тревожности, связанными с различными аспектами школьной жизни.
6. Умение адекватно относиться к ошибкам и неудачам.
Список используемой литературы:
1. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4 класс)». М.: Генезис, 2017. – 312с.
2. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
3. Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2003. – 420с
4. Микляева А. В., Румянцева П. В. «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция». Спб.: Речь, 2004. – 248с.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Этап | Занятие / цель | Упражнения |
Подготовительный | Занятие №1 Цель: установление правил, создание рабочей атмосферы | 1. Вводное слово ведущего 2. Знакомство 3. «Варежки» 4. Установление правил 5. Рефлексия результатов занятия |
Занятие №2 Цель: сплоченность группы, закрепление правил | 1. Ритуал приветствия 2. «Перечисли правила» 3. Игра «Рука» 4. Игра «Дотронься до...» 5. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №3 Цель: закрепление мотивации групповой работы, осознание обучающимися личных трудностей | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Броуновское движение» 3. Рисунок «Мои школьные трудности» 4. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №4 Цель: вербализация содержания школьной тревожности | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Изобрази предмет» 3. Упражнение «Сказка» 4. Ритуал завершения занятий | |
Занятие №5 Цель: разрядка школьной тревожности | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Иностранец в школе» 3. Сочинение сказок 4. Упражнение «Насос и мяч» 5. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №6 Цель: проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожных ситуаций | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Школа Кенгуру» 3. Разыгрывание ситуаций 4. Упражнение «Поймай комара» 5. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №7 Цель: тренировка гибкости поведения | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Что лежит в портфеле?» 3. Игра «Школа для животных» 4. Упражнение «Волны» 5. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №8 Цель: закрепление позитивного отношения к школе | 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Урок и перемена» 3. Игра «Школа для людей» 4. Упражнение «Полянка» 5. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №9 Цель: повышение самооценки участников группы | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Встаньте те, кто...» 3. Упражнение «Ладошка» 4. «Маяк» 5. Ритуал завершения занятия | |
Развивающий | Занятие №10 Цель: сформировать позитивную установку на возможность регуляции эмоциональных состояний | 1. Ритуал приветствия 2. «Гномы настроения» 3. Сказка «Памси грустит» (начало) 4. Учим правило (работа с таблицей) 5. Сказка «Памси грустит» (окончание) 6. Ритуал завершения занятия |
Занятие №11 Цель: сформировать умения регулировать свое настроение путем трансформации психологических установок | 1. Ритуал приветствия 2. Сказка «Вот если бы все было не так…» (начало) 3. Опыт «Сломалась игрушка» 4. Сказка «Вот если бы все было не так…» (окончание) 5. Учим правило 6. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №12 Цель: отработать умения регулировать свое настроение путем трансформации психологических установок | 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Мысли и настроение» 3. Игра «Коробочка эмоций» 4. Упражнение «Даже если» - «В любом случае» 5. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №13 Цель: сформировать умения находить альтернативные решения эмоциогенных ситуаций | 1. Ритуал приветствия 2. Сказка «Я не могу этого вынести!» (начало) 3. Обсуждение проблемной ситуации 4. Сказка «Я не могу этого вынести!» (окончание) 5. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №14 Цель: отработать умения находить альтернативные решения эмоциогенных ситуаций | 1. Ритуал приветствия 2. Разбор проблемной ситуации 3. Упражнение «Я справился!» 4. Упражнение «Комплимент» 5. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №15 Цель: сформировать умения переживать эмоциональные состояния без их подавления | 1. Ритуал приветствия 2. Сказка «Мне плохо!» (начало) 3. Обсуждение проблемной ситуации 4. Сказка «Мне плохо!» (окончание) 5. Упражнение «Мусорное ведро» 6. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №16 Цель: отработать умения переживать эмоциональные состояния без их подавления | 1. Ритуал приветствия 2. Дидактическая игра «Покажи настроение» 3. Упражнение «Я сильный - Я слабый» 4. Упражнение «Я смогу» 5. Ритуал завершения занятия | |
Занятие №17 Цель: формировать ответственность за свое поведение и умения представить последствия поступка | 1. Ритуал приветствия 2. Игра «Колечко» 3. Сказка «Памси выбирает» 4. Обсуждение сказки 5. Ритуал завершения занятия | |
Заключительный | Занятие №18 Цель: подведение итогов | 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Помоги Сереже» 3. Любая игра по желанию детей 4. Ритуал завершения занятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста
Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....
Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста
Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....
Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства
Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности....
Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....
"Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"
Важнейшим средством духовного развития ребенка, повышения уровня его нравственной и эстетической культуры является музыка, и особенно – вокально-хоровое воспитание. Выразительное и эмоциональное испол...
Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.
О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...
Методическое пособие по коррекции плоскостопия у слабовидящих детей младшего школьного возраста в домашних условиях
Уважаемые родители, вы держите в руках пособие, направленное на коррекцию плоскостопия у слабовидящих детей в домашних условиях. Оно было разработано с учетом индивидуальных особенностей данной катего...