Рабочая программа волонтерской направленности " Дорогой добрых дел " ( внеурочная деятельность )
рабочая программа
Данная программа рассчитана на обучающихся среднего звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dorogoy_dobryh_del_-_9b.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
городского округа Электросталь Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №4»
(МОУ «Гимназия №4»)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социальной направленности
«Дорогой добрых дел »
на 2020 – 2021 учебный год
Автор: Райко Ирина Викторовна,
учитель технологии,
куратор волонтерского отряда «Добрая помощь»
первая квалификационная категория.
Электросталь
2020
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения программы «Дорогой добрых дел»:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Дорогой добрых дел» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
- Активность участия.
- Умение планировать работу волонтёров.
- Самостоятельность.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение в России.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма контроля |
1 | Волонтерское движение в России. | 7 | Тренинг – 2 Моделирование – 1 Анкетирование - 1 |
2 | Участие в благотворительных акциях, практических делах | 27 | Изготовление поделок – 8 Трудовые дела – 4 Проект – 1 Акции – 7 |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол- во часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся. | Практическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся. | |||
1 | Вводный урок. Волонтерское движение. «Спешите делать добрые дела!» | 1 | Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. | Просмотр видеофильмов, обсуждение; работа в группах: тренинг «Цветик-семицветик». |
2 | Оформление открытки-поздравления для пап «С Днём работника леса» | 1 | Участие в беседе о празднике Дне работника леса, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление открытки-поздравления для пап из цветной бумаги и картона |
3 | Живите радостно! Моделирование дома моей мечты. | 1 | Беседа о роли волонтёров в том, что делает жизнь радостной. Что приятнее: получать или дарить радость? | Моделирование дома своей мечты, защита модели. |
4 | Подготовка праздничного поздравления к Дню пожилого человека | 1 | Участие в беседе о празднике Дне пожилого человека, о роли волонтёров в организации праздника. | Отбор праздничных номеров, распределение ролей, обязанностей, подготовка поздравлений. |
5 | Поздравление пожилых людей на квартирах с праздником Днём пожилого человека | 1 | Участие в беседе о поведении на улице, в гостях, о правилах поведения и общения со взрослыми людьми. | Выступление детей на квартирах пожилых людей, вручение открыток-поздравлений, цветов. |
6 | Игра «За что мы в ответе перед нашей планетой?» | 1 | Беседа о роли волонтёров в бережном отношении ко всему живому на планете. | Участие в экологической игре, составление покетмода |
7 | Экологический десант «Сделаем территорию школы чистой!» | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора. | Уборка школьной территории от осенней листвы |
8 | Подготовка поздравления, сувениров для поздравления школьного библиотекаря с Международным днём школьных библиотек | 1 | Участие в беседе о Международном дне школьных библиотек, о роли волонтёров в организации праздника, обсуждение поздравления школьного библиотекаря, самооценка и анализ работ. | Выбор и подготовка стихов, изготовление сувениров в парах. |
9 | Толерантность – качество волонтёра | 1 | Участие в беседе: что значит быть толерантным, важно ли это качество для волонтёра? | Чтение и обсуждение художественных произведений. |
10 | 12 ноября – Синичкин день. | 1 | Участие в беседе о Синичкином дне, о роли волонтёров в жизни зимующих птиц, об изготовлении дома с родителями кормушки для птиц. | Рисование синички-эмблемы. |
11-12 | Изготовление для мам подарков к Дню матери. Букет астр. | 2 | Участие в беседе о Дне матери, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление букета астр для мам из цветной бумаги и картона. |
13 | 3 декабря – Международный день инвалидов. Изготовление подарка к Дню инвалида. Портфель пожеланий. | 1 | Участие в беседе об инклюзивном воспитании (о детях-инвалидах), о роли волонтёров в помощи детям-инвалидам. | Изготовление коллективного подарка, подготовка поздравлений-пожеланий, выступление детей и вручение подарка . |
14 | 5 декабря – Всемирный день волонтёров. | 1 | Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. Самооценка личной волонтёрской деятельности, задачи на будущее. | Анализ волонтёрской деятельности, перспективы работы. |
15 | Акция «Покормите птиц зимой» | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в жизни зимующих птиц. | Развешивание кормушек, принесённых детьми из дома и изготовленных вместе с родителями, кормление птиц. |
16 | Акция «Вахта памяти». Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него | 1 | Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними. | Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него. |
17 | Изготовление петушка с сюрпризом | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в организации новогодних сюрпризов, об изготовлении сюрприза детям , самооценка и анализ работ. | Изготовление петушков с сюрпризом и вручение их малышам дошкольной группы. |
18 | Расчистка игровой площадки дошкольной группы от снега | 1 | Участие в беседе об активном отдыхе малышей и помощи волонтёров работникам дошкольной группы. | Уборка снега с игровой площадки. |
19 | Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми дошкольной группы. | 1 | Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр с малышами дошкольной группы. | Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр волонтёров с детьми дошкольной группы. |
20-21 | Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их на квартирах с Днём защитника Отечества | 2 | Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества, просмотр презентации, определение последовательности работы, самооценка и анализ работ. | Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и поздравление их на квартирах. |
22 | 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Добру пусть откроется сердце ” | 1 | Участие в беседе о доброте, о роли этого качества для волонтёра, самооценка и анализ работы. | Выполнение тренинга |
23-24 | Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их на квартирах с Международным женским днём | 2 | Участие в беседе о Международном женском дне, о роли волонтёров в проведении праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение праздничных сувениров ветеранам педагогического труда и поздравление их на квартирах. |
25 | 2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки | 1 | Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы. | Ремонт книг |
26 | 12.04 - Международный день милосердия. “Будьте милосердным” | 1 | Участие в беседе о Международном дне милосердия, о роли этого качества для волонтёра. | Просмотр видеофильмов, чтение художественных произведений, обсуждение. |
27 | Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы. | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в создании уюта в школе и сохранении чистоты. | Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы. |
28 | Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и города». Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в благоустройстве школьного двора, улиц посёлка и сохранении чистоты. | Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и города». |
29 | Акция «Мой двор, моя улица» Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц посёлка. | Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты. |
30-31 | Участие к акции «Ветеран живёт рядом» | 2 | Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника; просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. | Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и детям войны, поздравление их на квартирах. |
32 | Акция «Мой двор, моя улица» | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты улиц посёлка. | Уборка мусора на улице Мира. |
33 | Акция «Мой двор, моя улица» Распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты | 1 | Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц города. | Развешивание листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты в городе. |
34 | Итоговое занятие. Какой я волонтер? (анкетирование) | 1 | Анализ своей работы как волонтёра, её самооценка. | Выполнение анкеты. |
Литература
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины " Информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности 040401 Социальная работа
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" является частью основной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Операционная деятельность в логистике"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа по спецкурсу "Основы исследовательской и проектной деятельности деятельности"
Цель освоения учебной дисциплины: формирование культуры самообразования, познавательно-творческих навыков и самодисциплины в процессе исследовательской, аналитической и проектной работы.Основные задач...
Рабочие программы по направлению Компьютерные сети
Программа учебной дисциплины «Эксплуатация компьютерных сетей D’link» вариативной части ОПОП является частью профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.02 Комп...