Рабочая программа учебной дисциплины ОП 11 "Основы исследовательской деятельности" программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) углубленная подготовка
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 11. Основы исследовательской деятельности
по программе среднего профессионального образования
программе подготовки специалистов среднего звена
по специальности
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Москва
2015 г.
ОДОБРЕНА Методическим объединением Экономика и управление____ Протокол № « »_________________2015г | Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Утв. Приказом Минобрнауки России 13.08.2014__ №_1001__ Зарегистрированного в Минюст России 25.08.2014_ №__33795__ |
Руководитель методического объединения ____________________ /_ З.Р.Ильясова_ Подпись Ф.И.О. | Заместитель директора по учебной (учебно-методической работе) ______________ /_С.И.Анохина Подпись Ф.И.О. |
Составители (автор)
Яновская Галина Михайловна преподаватель высшей категории
ГАПОУ ПК№8 им.И.Ф.Павлова
Рецензент
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 11 «Основы исследовательской деятельности»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» углубленной подготовки, входящих в группу специальностей 09.02.01 Информатика и вычислительная техника.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования в рамках реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях СПО.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» относится к общему профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе обучения в колледже (выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ) и в будущей профессиональной деятельности
Задачи:
- вовлекать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию и развитию профессиональных компетенции и творческих способностей, необходимых для последующей работы
- вооружить студентов знаниями о методах организации и проведения опытно – исследовательской работы;
- сформировать умения необходимые для проведения исследовательской работы; повышения качества подготовки специалистов, развитие способностей и творческому отношению к своей профессии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия научно-исследовательской работы;
- основные методы научного познания, логические законы и правила;
- модели технических объектов, основные понятия;
- стандарты международной сертификации изобретений;
- правила составления патентно-технической документации;
- методы научного исследования;
- этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы
- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов
- технику эксперимента и обработку его результатов
- содержание основных понятий и категорий научного поиска;
-требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- накапливать научную информацию;
- решать несложные изобретательские задачи;
- составлять лицензионный договор;
- нести ответственность за нарушение прав автора или патентообладателя;
- обобщать исследовательский опыт, организовывать собственную опытно-экспериментальную работу и делать необходимые выводы и обобщения.
- определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации
- анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов
- формулировать выводы и делать обобщения
- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 197 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 131 час;
- самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося 66 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
Тема 1.1 Исследования и их роль в практической деятельности человека | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Место и роль научных исследований в познавательной деятельности человека. Наука и практика. Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 2 | |||||
Тема 1.2 Методы научного познания | Содержание учебного материала | 10 | ||||
1 | Основные понятия, применяемые в научном познании. Предмет, цели и задачи научного исследования. Основные законы логики (принципы мышления). Основные формы логического мышления. Применение логических законов и правил в процессе решения исследовательских задач. Понятие о методах исследования. Эмпирические и теоретические методы и их применение для научного исследования. | 2 | ||||
Практические занятия Формы мышления, методы исследования | 8 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 6 | |||||
Тема 1.3. Планирование и организация исследовательской деятельности | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Определение объекта и предмета исследования. Постановка цели и формулирование исследовательских задач. Выдвижение гипотезы. Планирование методов и приемов исследовательской деятельности | ** | ||||
Практические занятия Составление структурной схемы исследования или эксперимента | 8 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 8 | |||||
Тема 1.4 Формы и структура научных и научно-исследовательских работ. | Содержание учебного материала | 16 | 3 | |||
1 | Требования к оформлению и содержанию исследовательской работы. Доклад, научное сообщение, реферат, обзоры, отчеты. Статья, тезисы научного доклада (сообщения). Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала | |||||
Практические занятия Оформление результатов исследования. Выступление с докладом, сообщением по итогам исследовательской деятельности. | 11 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 8 | |||||
Раздел 2. ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ | ||||||
Тема 2.1 Понятие изобретения | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Основные положения патентного законодательства Российской Федерации. Классификационные признаки изобретения. Принципы составления заявки на изобретение. Описание заявки. Формула изобретения. Ограничительная и отличительная части формулы. Правила составления формулы изобретения. | 2 | ||||
Практические занятия Составление заявки на изобретение | 6 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 8 | |||||
Тема 2.2 Принципы проведения патентного анализа. Международная классификация изобретений | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Международная классификация изобретений. Принципы проведения патентного поиска. Оформление результатов поиска. Патентный анализ. Оформление результатов патентного анализа | 3 | ||||
Практические занятия Оформление результатов патентного поиска. Оформление результатов патентного анализа. | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 6 | |||||
Тема 2.3 Лицензионный договор. Ответственность за нарушение прав автора или патентообладателя | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 | Законодательство РФ в области патентного и авторского права. Виды ответственности за нарушение патентного права. Виды защиты прав патентообладателя. Исключительный и не исключительный лицензионный договор. | 3 | ||||
Практические занятия Оформление лицензионного договора. | 4 | |||||
Самостоятельная работа: Подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 6 | |||||
Раздел 3 НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ | ||||||
Тема 3.1 Информационное обеспечение научного исследования | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Научные документы и издания. Информационно-поисковые системы. Научно-техническая патентная информация. Организация работы с научной литературой. | 3 | ||||
2 | Использование современного прикладного программного обеспечения для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач | |||||
Практические занятия Составление списка литературы по теме исследования. Поиск и обобщение информации в сети Интернет. Подготовка информации для опубликования. Составление презентации. | 4 | |||||
Самостоятельная работаПодготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 8 | |||||
Тема 3.2 Накопление и обработка научной информации | Содержание учебного материала | 6 | 3 | |||
1 | Цели, задачи и пути накопления научной информации. Организация работы по накоплению научной информации. Документальный поток научной информации. Опубликованная и неопубликованная информация | |||||
2 | Способы обработки информации. Размещение на локальном сервере созданных научных информационных ресурсов, электронных изданий, внешних ресурсов и ресурсов, получаемых в порядке научно-технического обмена. | |||||
Практические занятия Составление списка литературы по теме исследования. Поиск и обобщение информации в сети Интернет. Подготовка информации для опубликования. Составление презентации. | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 8 | |||||
Тема 3.3 Выпускная квалификационная работа: структура, общие требования, оформление. | Содержание учебного материала | 4 | 3 | |||
1 | Общие требования, структура выпускной работы. Подготовка иллюстраций, компоновка материала, ссылки, сноски. Подготовка выводов и предложений. Окончательное оформление | |||||
Практические занятия Разработка плана-графика, разработка таблиц, графиков, диаграмм. Подготовка доклада. Создание презентации. | 12 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений, докладов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. | 6 | |||||
Всего: | 197 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- плакаты;
- техническая документация;
- методические материалы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
- Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебник для студентов средних учебных заведений, 5-е изд., СПО, 2008г.
- Бобрикова Л.В., Виноградова Н.И. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2011.
- Петросова С.А. Основы исследовательской деятельности. Серия «Профессиональное образование». Издательство Форум, 2010г.
- Головицына М.В. Основы патентоведения: учебник для технических специальностей / М.В.Головицына, В. П. Литвинов. - Москва: Издательство Моск. гос. открытого ун-та, 2013
Дополнительные источники:
- Герасимов И.Г. Научные исследования. М.: Высшая школа, 1992.
- Демидова А.К. Научный стиль. Оформление научных работ. – М.: 1991.
- Рузавин Р.И. Методология научного исследования. – ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
- Закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1 Патентный закон РФ
- Головицына М.В. Основы патентоведения: практикум / М.В.Головицына. - М.: МГОУ, 2013
- Основные правила оформления списка литературы, ссылок и сносок в научных работах: методические рекомендации / Сост.: Н. И. Кубракова, О. М. Васильева; Под ред. В. А. Климёнова; Том. политехн. ун-т. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 66 с.
- ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Интернет-ресурсы:
http://www.consultant.ru/
http://www.researcher.ru/
http://www.profobrazovanie.org
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | |
Знания: | ||
| ОК 01, ПК 5,1 | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, устных опросах, сообщениях и докладах. |
| ОК 01, ПК 5,1 | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, устных опросах, сообщениях и докладах. |
| ОК 02 | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, устных опросах, сообщениях и докладах. |
| ОК 04, ПК 2,1 | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, устных опросах, сообщениях и докладах. |
| ОК 06, ПК 5,1 | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, устных опросах, сообщениях и докладах. |
Умения: | ||
| ОК 09, ПК 5,1 | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, устных опросах, сообщениях и докладах. |
| ОК 03, ПК 2,1 | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, устных опросах, сообщениях и докладах. |
| ОК 08, ПК 5,1 | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, устных опросах, сообщениях и докладах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по с
Обеспечение дополнительной подготовки в области информатики на специальности Преподавание в начальных классах...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность включает в себя следующие ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Составлена в соответствии с рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...