Тематическая консультация "Активные методы обучения (АМО)"
консультация

Что такое - Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО («активные методы обучения»)? 


Это применение системы активных методов содействующих  достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo.docx32.72 КБ
Файл amo.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  
детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района

План - конспект выступления на городском семинаре
"
Как провести занятие с детьми дошкольного возраста по ФГОС »

Тема выступления

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АМО   НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

http://gvm.tts.lt/webfiles/image/2010-2011/atostogos.jpg

 

составитель

Упалева Анастасия Геннадьевна

Учитель – логопед

                                                                               

                                                                           

Санкт - Петербург  2019

КОММЕНТАРИЙ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

Слайд

№ п/п

Комментарий к слайдам

Слайд

Титульный лист

Слайд

Эпиграфом к современному обучению может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Слайд

Человек запоминает только 

  •  10% того, что он читает,
  •  20% того, что слышит,
  •  30% того, что видит;
  •  50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
  •  80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Слайд

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены и в системе образования.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Слайд

Задача  образовательных учреждений  – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное   обучение, пассивная подчиненная роль  ребенка  не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.

Слайд

Среди современных инноваций в дошкольном образовании  можно выделить несколько технологий, которые направлены на полноценное развитие личности ребёнка, на формирование деятельного подхода. 

Одной из них является технология АМО (активных методов обучения). Данная технология представляет собой упорядоченную совокупность, систему методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия. 

Слайд

«Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии» .

Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные? 
Положительные стороны использования АМО:
Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.

Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратиться в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд.

В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.

В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.

Причем, активность методов настолько велика, что распространяется не только на задания урока, семинара, тренинга, но и на релаксацию, перемены и даже кофе-паузы! Самое неожиданное, что активность участников в перерывах бывает даже выше, чем при выполнении практических заданий и упражнений.

Проблемы использования АМО :
Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения.

Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт

Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.  Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

Не смотря на все положительные и отрицательные стороны АМО
Эта технология, может эффективно использоваться для проведения любых учебных и воспитательных мероприятий (занятий, непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, при взаимодействии с семьями воспитанников и т.д.).

Слайд

Для активизации деятельности  детей  с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний  детей, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Слайд

2. Использование вставок на доску (буквы, слова, картинки) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Слайд

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий
.

Слайд

4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.

Слайд

5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

Используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Слайд

6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.  

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет синхронизировать работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость.  

Слайд

7. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в   логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы   логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Мультимедия  приносит эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка, делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Слайд

8. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Слайд

9. Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

 На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется  рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Слайд

Таким образом, с  помощью технологии АМО  у детей с ОВЗ можно  в той или иной степени стимулировать познавательную активность, развивать их творческие способности, активно вовлекать  в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность и независимость в окружающем мире.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации обучения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон

Слайд

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт – Петербург Использование технологий АМО на логопедических занятиях в условиях внедрения ФГОС Составитель презентации учитель - логопед Упалева Анастасия Геннадьевна

Слайд 2

“Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.

Слайд 3

Человек запоминает только 10% того, что он читает , 20% того, что слышит , 30% того, что видит ; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях , 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем . И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения , формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Слайд 6

Активные методы обучения (АМО) – система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.

Слайд 7

Образовательная активность

Слайд 8

Во-первых, в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.

Слайд 9

Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса,

Слайд 10

В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации.

Слайд 11

В-четвертых, активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов, распространяется не только на задания урока, но и на перемены и даже кофе-паузы!

Слайд 12

Нежелания ученика участвовать в процессе обучения

Слайд 13

Разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт

Слайд 14

Может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Слайд 15

Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.

Слайд 16

Осуществляться в ходе режимных моментов

Слайд 17

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий Удобство и эффективность заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка

Слайд 18

Использование вставок на доску при выполнении задания Детям очень нравится соревновательный момент т. к. надо выполнить предложенное задание лучше других.

Слайд 19

Узелки на память Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить

Слайд 20

Работа с бланковыми методиками Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы

Слайд 21

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами Используется для настроя детей на занятие после активной деятельности.

Слайд 22

Использование кинезиологических упражнений Позволяет синхронизировать работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость .

Слайд 23

Использование о фтальмотренажёров , отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Слайд 24

Использование картинного материала С мена деятельности в ходе занятия, развитие восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развитие связной речи .

Слайд 25

Активные методы рефлексии Под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов, рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 26

Различные виды работы Предохраняет от переутомления Не дает отвлечься от изучаемого материала Активизации обучения Восприятие материала с различных сторон

Слайд 27

ВЫ ЭТО ЗНАЕТЕ И НЕ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Метод проектов как один из методов обучения»

В работе представлен план -конспект семинара для педагогов, проведенного в рамках цикловой методической комиссии математических и естественно-научных дисциплин в колледже. В конспекте содержится весь ...

Доклад на тему "Использование кейс-метода как нестандартного метода обучения на занятиях "

В современном образовании в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод – метод анализа конкретной ситуации. Этот метод я практикую на своих занятиях учебной ...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...

Технологическая карта занятия по дисциплине Педагогика "Понятие о методах и приёмах обучения. Классификация методов обучения"

Технологическая карта открытого занятия по дисциплине Педагогика на тему "Методы воспитания. Условия эффективности методов стимулирования деятельности" предназначена для студентов 2 кур...