Осуществление проектной деятельности в работе школьного учителя
статья
Современное российское образование переживает период сложных и многогранных перемен, которые качественно изменяют требования и к учителю, и к результатам системы школьного образования. В Федеральном государственном стандарте основного образования большое внимание уделено воспитанию активной гражданской позиции и патриотизма у учащихся.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите.
Также на эту важную сторону воспитания обращён ряд документов, определяющих требования к воспитательной работе школы. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": " Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
"В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности" (А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России." Москва «Просвещение» 2009).
О воспитании гражданина говорит и президент Российской Федерации: " Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить." (В.В.Путин Послание президента Федеральному Собранию 2013 "О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи").
Очевидно, что день сегодняшний требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватного современным социальным запросам.
Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т.д.
Очень осложняет воспитание этого интегративного качества у современных школьников отсутствие преемственности поколений, отсутствие нравственных примеров в средствах массовой информации. Хорошо, если эти проблемы решает семья, но, по моим педагогическим наблюдениям, большинство учащихся не имеет представления о ценностях прошлых поколений. Поэтому одной из форм воспитательной работы в моём классе стал социальный волонтёрский проект «Связь поколений», в котором реализуется связь истории нашей страны, ее культуры с жизнью моих учеников. Волонтёрство как инструмент воспитания через конкретные действия создаст условия для появления гражданственности у школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 39.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Связь поколений»
Актуальность
Современное российское образование переживает период сложных и многогранных перемен, которые качественно изменяют требования и к учителю, и к результатам системы школьного образования. В Федеральном государственном стандарте основного образования большое внимание уделено воспитанию активной гражданской позиции и патриотизма у учащихся.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите.
Также на эту важную сторону воспитания обращён ряд документов, определяющих требования к воспитательной работе школы. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": " Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
"В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности" (А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России." Москва «Просвещение» 2009).
О воспитании гражданина говорит и президент Российской Федерации: " Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить." (В.В.Путин Послание президента Федеральному Собранию 2013 "О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи").
Очевидно, что день сегодняшний требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватного современным социальным запросам.
Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т.д.
Очень осложняет воспитание этого интегративного качества у современных школьников отсутствие преемственности поколений, отсутствие нравственных примеров в средствах массовой информации. Хорошо, если эти проблемы решает семья, но, по моим педагогическим наблюдениям, большинство учащихся не имеет представления о ценностях прошлых поколений. Поэтому одной из форм воспитательной работы в моём классе стал социальный волонтёрский проект «Связь поколений», в котором реализуется связь истории нашей страны, ее культуры с жизнью моих учеников. Волонтёрство как инструмент воспитания через конкретные действия создаст условия для появления гражданственности у школьников.
Благодаря сотрудничеству гимназии № 586 с домом социальной опеки "Тихая гавань", проект позволил ученикам моего класса получить опыт живого общения с очевидцами событий, которые кажутся современным детям далеким забытым прошлым. Также проект призван воспитать у ребят чувство сострадания и милосердия, и если и не облегчить, то хотя бы скрасить жизнь стариков.
Цель: проекта «Связь поколений» - создать условия для формирования гражданской компетентности личности: на основе системы ценностей воспитывать интересы и потребности, которые определяет ее поведение и позволяют активно и ответственно проявлять свои гражданские права и обязанности:
Задачи:
- провести подготовительную работу по запуску волонтёрского проекта (тренинги, анкетирование, родительские собрания, беседы);
- разработать совместно с учащимися план мероприятий для ветеранов дома социальной опеки "Тихая гавань";
- создать условия для групповой исследовательской работы учащихся в рамках проекта «Связь поколений», результатом чего станет печатное издание записанных за ветеранами воспоминаний о важных событиях истории России;
- совместно со службой сопровождения вести мониторинг ценностных установок учащихся.
Принципы реализации проекта
-Принцип преемственности ценностей поколений.
-Принцип личной ответственности.
-Принцип ориентации на действие.
- Принцип конформности (думать о других прежде, чем о себе).
Состав участников проекта:
- администрация гимназии;
- Хорольцев А.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 586 ( роль в проекте: составление плана мероприятий, подготовка встреч ребят с ветеранами, создание электронного ресурса);
-учащиеся 6 класса (роль в проекте: участие в анкетировании, подготовка к мероприятиям, участие в мероприятиях, сбор информации, обратная связь в устной и в электронной форме);
- родители учеников (роль в проекте: наблюдение за детьми, выявление изменений в поведении ребят, помощь в подготовке к мероприятиям, обратная связь в устной и электронной форме);
- служба сопровождения гимназии;
- ветераны дома социальной опеки «Тихая гавань».
Сроки проведения: октябрь 2015 года - май 2016 года. Возможно продление проекта или его модификация.
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный:
Цель: создать условия для запуска проекта.
сроки | Деятельность организатора | Деятельность администрации школы | Деятельность службы сопровождения | Деятельность дома социальной опеки "Тихая гавань" | Деятельность родителей | Деятельность учащихся |
Октябрь 2015 | Мотивация учащихся к обсуждению, созданию проекта. Консультация учащихся и их родителей при постановке цели и задач, при необходимости корректировка их формулировки | Заключение договоров с домом социальной опеки "Тихая гавань" и родителями учащихся | Диагностика ценностных установок учащихся | Заключение договоров с администрацией школы | Участие в родительском собрании совместно с детьми, помощь в разработке плана мероприятий. Обсуждение темы проекта, предмета исследования. Получение дополнительной формации. Определение своих потребностей. Осуществление анализа ресурсов. Формулировка цели проекта. | Участие в анкетировании, беседах, родительском собрании совместно с родителями, помощь в разработке плана мероприятий для ветеранов дома социальной опеки "Тихая гавань" Обсуждение темы проекта, предмета исследования. Получение дополнительной формации. Определение своих потребностей. Осуществление анализа ресурсов. Формулировка цели проекта. |
Результат: созданы условия для запуска проекта: постановка цели проекта, осознание учащимися и их родителями важности и пользы участия в проекте, выявление ценностных установок учащихся, заключение договора о сотрудничестве между администрацией школы и домом социальной опеки "Тихая гавань".
2 этап Организационный:
Цель: создать план мероприятий совместно со всеми участниками воспитательного процесса гимназии и представителями «Тихой гавани».
сроки | Деятельность организатора | Деятельность администрации школы | Деятельность службы сопровождения | Деятельность дома социальной опеки "Тихая гавань" | Деятельность родителей | Деятельность учащихся |
Октябрь 2015 | Создание электронного ресурса, подготовка и проведение мероприятий, связь с родителями | Согласование плана мероприятий с домом социальной опеки "Тихая гавань" | Наблюдение за реакциями учащихся, отношением к проекту на данном этапе | Согласование плана мероприятий с администрацией школы | Помощь в подготовке и проведении мероприятий, обратная связь в устной и электронной форме | Помощь в подготовке и проведение мероприятий, сбор информации обратная связь в устной и электронной форме |
Результат: создан план мероприятий, электронный ресурс проекта для эффективной коммуникации участников проекта.
3 этап Практический:
Цель: Осуществить план мероприятий, разработанный вместе с учащимися, собрать информацию о разных событиях жизни людей пожилого возраста в контексте истории нашей страны, оформить собранный материал в виде печатного издания.
сроки | Деятельность организатора | Деятельность администрации школы | Деятельность службы сопровождения | Деятельность дома социальной опеки "Тихая гавань" | Деятельность родителей | Деятельность учащихся |
Октябрь 2015 - май 2016 | Подготовка и проведение мероприятий, связь с родителями подготовка и выпуск печатного издания, поддержка и обновление сайта. | Помощь в проведении мероприятий для дома социальной опеки "Тихая гавань" | Наблюдение за реакциями учащихся, отношением к проекту на данном этапе | Помощь в проведении мероприятий | Помощь в подготовке и проведение мероприятий, обратная связь в устной и электронной форме, дополнение материала собранного детьми собственным жизненным опытом, воспоминаниями. | Помощь в подготовке и проведение мероприятий, сбор информации обратная связь в устной и электронной форме, анализ полученных данных, помощь в подготовке и выпуске печатного издания, Создание социальноориентированных проектов детей в рамках работы с пансионерами «Тихой гавани»: постеры о памяти павших героев в великой отечественной войне, сборник подлинных историй и т.д. |
Результат: реализован план мероприятий, разработанный вместе с учащимися, печатное издание на основе информации о разных событиях жизни людей пожилого возраста в контексте истории нашей страны.
4 этап Аналитический:
Цель: выяснить степень эффективности проекта
сроки | Деятельность организатора | Деятельность администрации школы | Деятельность службы сопровождения | Деятельность дома социальной опеки "Тихая гавань" | Деятельность родителей | Деятельность учащихся |
Май 2016 | Подведение итогов, оценка эффективности проекта в решении обозначенных проблем, диагностика изменений | Диагностика ценностных установок учащихся, сравнение результатов первой и последней диагностики, оценка эффективности проекта. | Участие в родительском собрании совместно с детьми. Обсуждение результатов проекта, оценка эффективности проекта. Подведение итогов. | Участие в анкетировании, беседах, родительском собрании совместно с родителями, демонстрация продуктов деятельности, осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: коллективного обсуждения; самоанализа. |
Результат: оценка эффективности проекта.
Критерии и показатели эффективности
Уровень эффективности | Гражданская компетентность учащихся | Степень вовлечённости | Удовлетворённость участников образовательного процесса результатами сотрудничества | Изменение отношения к приобретаемым знаниям о прошлом России | Динамика изменения ценностных ориентиров |
Высокий | Учащиеся осознают свои гражданские права и обязанности, способны реализовать их в обществе и побуждать к этому других (самоуправление) | 100% учащихся 80% родителей | Более 90% опрошенных удовлетворены результатом | Понимают значение приобретаемых знаний о прошлом и умеют их применить | Стабильно улучшение |
Средний | Учащиеся знают о своих гражданских правах и обязанностях и реализуют их в обществе | 90% учащихся 50% родителей | Не менее 75% опрошенных удовлетворены результатом | Понимают значение приобретаемых знаний | Незначительное изменение |
Низкий | Учащиеся знают о своих гражданских правах и обязанностях, но не всегда реализуют их | 70% учащихся 25% родителей | Не менее 50% отпрошенных удовлетворены результатом | Незначительное изменение ценностной ориентации | Нет изменений |
Ожидаемые результаты
Созданы условия для формирования гражданской компетентности личности: на основе системы ценностей воспитывать интересы и потребности, которые определяет ее поведение и позволяют активно и ответственно проявлять свои гражданские права и обязанности. Это:
• Формирование гражданской позиции и патриотизма.
• Повышение уровня мотивации к изучению истории России.
• Положительная динамика в освоении школьных курсов истории, мировой культуры и литературы.
• Создание творческих работ в формате печатного издания.
• Формирование культуры анализа успешности проделанной работы.
• Выражение школьниками собственной позиции по обсуждаемым проблемам.
Продукты проекта:
1) Программа внеклассных мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции и патриотизма у учеников.
2) Печатное издание - сборник подлинных историй из жизни пожилых людей в контексте истории нашей страны.
3) Постеры о памяти павших героев в Великой Отечественной войне.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". - Новосибирск: Норматика, 2013.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: «Просвещение», 2009.
3. Сайт ИМЦ Василеостровского района. Web: http://schoolinfo.spb.ru/
4. Официальные сетевые ресурсы президента России. Web: http://kremlin.ru/events /president/news/19825.
5. Сайт министерства образования и науки РФ. Web: http://минобрнауки.рф/.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План мероприятий
№ п/п | Наименования мероприятия | Место проведения | Исполнители | Этап реализации проекта | Срок реализации |
1. | Родительское собрание. Анкетирование. | Школа | Руководитель проекта, учащиеся, родители учащихся | Подгото-вительный | Октябрь 2015 |
2. | Встреча, приуроченная к Международному дню пожилых людей в России. Знакомство, интервью, сбор информации. | Дом социальной опеки "Тихая гавань" | Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань" | Практический | Октябрь 2015 |
3. | "Первый в стране Вечный огонь Интервью, сбор информации. | Дом социальной опеки "Тихая гавань" | Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань" | Практический | Ноябрь 2015 |
4. | "Новогодняя встреча". Интервью, сбор информации. | Дом социальной опеки "Тихая гавань" | Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань" | Практический | Декабрь 2015 |
5. | "День снятия блокады". Интервью, сбор информации. | Дом социальной опеки "Тихая гавань" | Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань" | Практический | 27 января 2016 |
6. | "День защитника Отечества". Интервью, сбор информации. | Дом социальной опеки "Тихая гавань" | Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань" | Практический | 23 февраля 2016 |
7. | "Международный Женский день". Интервью, сбор информации. | Дом социальной опеки "Тихая гавань" | Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань" | Практический | 8 марта 2016 |
8. | "Международный день памятников и исторических мест" | Дом социальной опеки "Тихая гавань" | Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань" | Практический | 18 апреля 2016 |
9. | "Вспомним Великий День Победы" | Дом социальной опеки "Тихая гавань" | Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань" | Практический | Май 2016 |
10. | Родительское собрание. Презентация продуктов. Анкетирование. Подведение итогов. | Школа | Руководитель проекта, учащиеся, родители учащихся | Аналитический | Май 2016 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя
В подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя становится основной. В связи с этим актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать профессиональные ...
Проектная работа для учителей татарского языка и литературы "Инновационные подходы в преподавании татарского языка в условиях ФГОС ОО"
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (меж...
Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"
В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...
статья "Эффективное образование: от компетенции учителя к компетенции ученика через аспекты проектной деятельности обучающихся"
описание педагогической практики социально-ориентированной направленности, позволяющие реализовать задачи формирования предметных знаний, умений и навыков в рамках ФГОС нового поколения...
Роль учителей начальных классов в организации проектной деятельности обучающихся
В данной работе я предлагают отчет, как учителя начальных классов в течение года роботали над проектной деятельностью....
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...
Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»
Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность...