Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя
статья на тему
В подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя становится основной. В связи с этим актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать профессиональные знания, умения и навыки, определяющие сформированность педагогической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как необходимый компонент
профессиональной подготовки будущего учителя
Голубева Н.Г., преподаватель высшей квалификационной категории
ГОАУ СПО «Амурский педагогический колледж»
Диссеминация опыта работы на курсах ПК, ИРО. Июнь 2014г.
В подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя становится основной. В связи с этим актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать профессиональные знания, умения и навыки, определяющие сформированность педагогической деятельности. СЛАЙД
Пути формирования профессионализма могут быть различными.
Наиболее востребованной в современном образовании становится проектная деятельность. Проект – это «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Результатом работы над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные обучающимися самостоятельно. Я хочу рассказать, каким образом организую проектную деятельность во внеурочной, урочной работе и на производственной практике со студентами, какие результаты дает данная технология обучения
Содержание деятельности из опыта моей работы над проектом в урочной деятельности.
Как представлена проектная деятельность на уроках технологии и изобразительного искусства на начальном уровне обучения? Важно – т.к. готовим студентов к практике.
Беседы, проводимые мною среди учителей начальных классов, показали, что на сегодняшний день не в полной мере, лишь фрагментарно, организуется проектная деятельность с младшими школьниками. Очень много вопросов возникает у педагога. Как организовать проектную деятельность? С чего начать? В связи с этим использование метода проектов вызывает различные затруднения у учителей в начальных классах или же игнорируется ими. СЛАЙД.
На первом этапе подготовки будущих учителей, на теоретических занятиях со студентами я организую анализ современных УМК и программ НОО (по технологии - 8; по ИЗО - 4), и студенты выявляют, что в программах отражаются требования ФГОС нового поколения и:
Стержневым элементом программ является деятельностный подход к процессу обучения и практико-ориентированная направленность. СЛАЙД
Основная роль Учителя заключается в организации совместной, творческой учебно-познавательной деятельности
Главенствующими методами являются методы проектирования
Итак, студенты понимают, что темы детских учебных проектов есть возможность выбирать из содержания программы и темы урока. И делают выводы, что вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, но при этом следует учитывать возрастные и психо-физиологические особенности младших школьников. Поэтому длительность выполнения проекта ограничивается одним уроком для 1-2 кл - МИНИ- проекты, и одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий для 3-4 классов.
На втором этапе на занятиях – практикумах, при практическом выполнении, студенты приходят к выводу, что проектная деятельность на уроках технологии и ИЗО имеет благоприятное направление, в связи с наличием продуктивного компонента деятельности обучающихся в учебном процессе по всей проектно – технологической цепочке - от идеи до ее реализации (изделия, поделки, модели, рисунки).
Следующий этап профессиональной подготовки будущего учителя – это производственная практика, т.е. проба своих сил и умение применять полученные знания на практике пробных уроков и преддипломной. Сложность состоит в том, что начинающим учителям проще подготовить и провести урок репродуктивного характера, где они сами рассказывают, объясняют, показывают. А уроки-проекты даются труднее, т.к. здесь - из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся на разных этапах урока.
ПРИМЕРы с пробных уроков студентов - практикантов. СЛАЙД
В программах по технологии есть Тема проекта
- «Выразительные возможности аппликации». 1кл.
Этот урок происходит осенью.
Студент с учениками выявляют проблему урока - проекта: скоро праздник, день учителя. Как поздравить? Рождается идея, замысел: создать коллаж «Цветы».
В процессе погружения в проблему по созданию проекта на уроке используются презентации к уроку «Мир полон украшений», «Цветы – украшение Земли» и направляется внимание учеников на восприятие этой красоты.
Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, поэтому ученики под руководством учителя сами определяют цель, пробуют сформулировать задачи. А затем «открывают» для себя новые знания о свойствах бумаги: ее можно резать, складывать, сминать, окрашивать.
В ходе продуктивной деятельности– обучающиеся придумывают и изготавливают сказочные цветы, экспериментируют: цветы можно выполнять, используя приемы окрашивания, вырезания или обрывания бумаги. Работа проходит в основном под руководством учителя. Учитель формирует умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы при помощи вопросов: Что ты хочешь сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?
Предъявление результата в конце урока – проходит в форме выставки изделий, которые создали ученики и небольших выступлений. Ученики выходят к доске, рассказывают о своей работе. Итог проекта - Коллективная работа «Коллаж» готова в качестве подарка классному руководителю.
Проект, выполненный на уроке технологии, увидят и родители учеников на родительском собрании.
Урок технологии и ИЗО в 4 классе «Деревня - деревянный мир».
Тема проекта – «Образ русской избы» - 2 - 4урока СЛАЙД
За неделю до проведения урока дается предпроектное задание ученикам: рассмотри старинные деревянные постройки там, где ты живёшь, сфотографируй. Или найди, используя разные источники рисунки, фото, примеры деревянного русского зодчества, составь презентацию, сообщение на тему «Русские избы». «Деревянное зодчество». В этом помогает учитель класса, родители.
Проектная деятельность в сравнении с традиционными методами преподавания технологии имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов.
Организационно-подготовительный этап на уроке включает в себя изучение и освоение теоретического материала – заслушиваются сообщения учеников, используются презентации. Ученики узнают, что архитектура это летопись мира, но она говорит лишь тому, кто хочет и умеет её слушать, в ком живёт чувство прекрасного, кто знает и любит культуру своего народа и по праву гордится её прошлым и настоящим.
Ученики под руководством учителя определяют цель деятельности: создание образа русской деревянной избы, а также обосновывают выбор изделия, совместно с педагогом анализируют и определяют алгоритмы предстоящей продуктивной деятельности, организуется рабочее место. Возникающие образы будущего изделия находят воплощение в эскизах и рисунках. На доске обязательно присутствует зрительный ряд к этапам проектирования. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте.
Художественно-технологический этап. (Слайд).
Каждый ученик разрабатывает свой творческий проект: выбирает материалы, инструменты, следит за безопасностью труда, воплощает замысел в своей поделке. Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный участник их добывания. Учитель - вдохновляет учащихся, помогает составить алгоритмы проектной деятельности, знакомит с техникой объёмной аппликации. Осуществляет контроль и коррекцию деятельности.
Продолжение второго этапа следует через неделю, ученики выполняют элементы декора русской избы (наличники, ставни, полотенце, доски – причелины, и другие элементы украшения избы). На втором этапе важно качественно и правильно выполнить технологические операции, провести контроль и самооценку работы.
Заключительный этап. На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. (Слайд ). Все учащиеся демонстрируют, что достигнуто. Одна изба – богатырь - широкий, могучий дом, другая – нарядная и высокая, можно рассмотреть избушку с одним окошком. Каждый придумал свой образ избы. Ученики отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Производится самооценка и взаимооценка. Этап защиты или презентация проекта, очень важен, и ученикам учитель помогает, например, такими вопросами:
Кому предназначен проект? Какова основная идея твоего проекта? Какие еще идеи были у тебя? Какие использовал материалы? Как улучшить проект?
После защиты проекта, изготовленные изделия оставляются в кабинете в качестве наглядных пособий или дарятся членам семьи, или ученикам 1-2 классов. Работы учеников, добившихся особых результатов в выполнении проекта выставляются на школьной выставке. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили.
Варианты уроков-проектов включены в программы различных УМК. Вот некоторые примеры реализации Одной темы.
- Проект «Макет русской деревни», 4 класс, учебник«Технология», авт. Рагозина Н.И. и др
- Проект «Русские избы» из гофрированного картона, 3 класс, учебник«Технология», автор Проснякова Т.Н.
- Уроки-проекты, 4 класс, учебник «ИЗО и художественный труд», автор Неменский Б.М.
Следует отметить, что в процессе такой деятельности у студентов - практикантов заметно повышается статус учителя. Проектная деятельность ставит каждого в позицию активного участника - выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным, что дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, создает обстановку увлеченности и творчества.
Так, Какова роль проектной деятельности в развитии профессиональной подготовки будущего учителя?
Таким образом, проектная деятельность дает возможность не только закреплять знания студентов на практике, полученные в лекционной форме, но и ведет к изменению позиции студента - из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, что способствует творческому развитию, воспитанию личности будущих специалистов и формированию их профессиональной компетентности.
Под «компетенцией» понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.
Следовательно, Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий, дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Что помогает решать важнейшую задачу системы образования в современной школе на государственном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурный аспект подготовки будущего учителя физической культуры
Формирование педагогической культуры будущего учителя физической культуры – условие успешной профессионализации обучающегося в колледже, и их вхождения в профессию....
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО: ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ АСПК НА БАЗЕ МБОУ Г. АСТРАХАНИ «ГИМНАЗИЯ №1»
Статья по данной теме....
Специфика формирования профессиональных и исследовательских навыков в подготовке будущих учителей изобразительного искусства и английского языка
В Ейском педагогическом колледже при получении специальности «Преподавание в начальных» классах студенты имеют возможность получить дополнительное образование в области изобразительного искусства. В с...
Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности
В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...
Формирование интереса учащихся к будущей профессии через проектную деятельность.
ПрезентацияВопрос, который обучающиеся задают на занятиях чаще прочих, это вопрос "Зачем?". Удовлетворяющие учеников ответы лежат в области целеполагания. Цель создает осмысленность самого п...
Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"
В статье рассматривается проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя....
Роль проектных и исследовательских технологий в подготовке будущих специалистов в области хранения и переработки зерна
В статье рассмотрены вопросы внедрения исследовательского метода в образовательный процесс и влияние научно-исследовательской и проектной работы студентов на развитие профессионально значимых качеств ...