ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)
статья
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(из опыта работы учителя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikitina_vystuplenie_.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитина К.В., учитель начальных классов
ГБОУ школа №93 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(из опыта работы учителя)
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.
Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих учеников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке, у нас все получилось!
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Работа над проектом.
Правила выбора темы проекта.
А) Тема должна быть интересна ребёнку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
Б) Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребёнка на ту идею, в которой он максимально реализуется, как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.
В) Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам.
Г) Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Д) Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целеустремлённо работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе можно ограничить двумя неделями. В 3-4 классе продолжительность работы над проектом можно увеличить до нескольких месяцев.
Е) Тема должна быть доступной по возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Ж) Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов - исследовательской базы. Её отсутствие, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.
З) С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, нужно действовать быстро, пока интерес у ученика не угас.
Общие правила для руководителей проектов.
∙ Старайтесь подходить к процессу творчески, боритесь со стереотипными, банальными решениями.
∙ Ориентируйтесь на процесс исследования, а не только на результат.
∙ Стремитесь открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности.
∙ В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
∙ Старайтесь меньше заниматься наставлениями, давайте детям возможность действовать самостоятельно.
∙ Не делайте скоропалительных допущений, не торопитесь с вынесением оценочных суждений, учите детей поступать также.
∙ Оценивая, помните, лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
∙ Не стоит полагаться на то, что дети уже обладают определёнными навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
∙ Не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
∙ Избегайте прямых инструкций, не сдерживайте инициативы детей.
∙ Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
∙ Учите выявлять связи между предметами, явлениями и событиями.
∙ Учите детей действовать независимо, искать оригинальные решения проблем, самостоятельно проводить поиск и анализ ситуации.
∙ Обучайте детей не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать её в готовом виде.
∙ Старайтесь обучать детей умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию.
∙ Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома (проблемы), как область приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
Правила работы в группе:
1) Работай в группе дружно, вы - одна команда.
2) Принимай активное участие в работе, будь в курсе всех действий.
3) Высказывай своё мнение, уважай мнение других.
4) Думай сам, отстаивай своё мнение в корректной форме.
5) Отвечай у доски громко, чётко.
6) В случае неправильного ответа группы не вини никого, помни: на ошибках учатся. 7) Если возникли непримиримые разногласия, найдите незаинтересованное лицо,
которое разрешит ваш спор объективно.
Как показывает мой опыт, используя в работе над проектом вышеуказанные рекомендации для педагогов и учеников, Вы добьётесь понимания и сознательного отношения к работе над проектом и учеников, и родителей, сможете сделать их действия целенаправленными и эффективными, а это гарантирует достижение лучших результатов вашей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности в школе. Последовательность работы над проектом. Памятка
Организация проектной деятельности в школе. Последовательность работы над проектом. Памятка...
Статья на тему: «Организация проектной деятельности в детском саду: система работы».
Проектная деятельность в детском саду...
Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"
Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...
Роль учителей начальных классов в организации проектной деятельности обучающихся
В данной работе я предлагают отчет, как учителя начальных классов в течение года роботали над проектной деятельностью....
Критериальное оценивание в начальной школе ( из опыта работы)
Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки, что наблюдается уже на начальной ступени обучения.Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения...
Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства....
Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства....