Оценочные средства как инструмент доказательства сформированности общих и профессиональных компетенций
статья
Сегодня все более востребованными становятся компетентные рабочие и специалисты, способные эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях.
В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно - компетентностный, а также разработка адекватных методик диагностики и оценки его результативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочные средства как инструмент доказательства сформированности общих и профессиональных компетенций
В процессе подготовки рабочих и специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные рабочие и специалисты, способные эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях.
В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно - компетентностный, а также разработка адекватных методик диагностики и оценки его результативности.
Результативность модульно - компетентностного подхода диагностируется и оценивается сформированностью профессиональных и общих компетенций, а также освоенностью видов профессиональной деятельности.
Основным критерием является качество знаний, сформированность умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные комплексные задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции.
В полной мере оценить уровень сформированности компетенций нельзя. Компетенция проявляется в ходе профессиональной деятельности (практик), что не всегда возможно сделать в рамках конкретной дисциплины. Поэтому оценку качества подготовки студентов необходимо осуществлять в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин, оценка сформированности компетенций.
Создание оценочных средств, позволяющих оценить сформированность компетенций, является не только одним из важных этапов проектирования ОПОП (основных профессиональных образовательных программ), но и одним из самых сложных.
Требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенций:
1. Интегративность (междисциплинарный характер, связь теории с практикой)
2. Проблемно-деятельностный характер
3. Ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях
4. Актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности
5. Экспертиза в профессиональном сообществе
6. Связь критериев с планируемыми результатами.
Два способа оценки компетенций:
- как материальный или интеллектуальный продукт деятельности
- как процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс)
Собирать доказательства формирования ОК (общих компетенций) необходимо на всём периоде обучения, возможная форма – портфолио.
Практический опыт является результатом прохождения учебной или производственной практики.
Аттестация проводится в форме зачёта. На зачёт должен быть предоставлен аттестационный лист оценки профессиональной деятельности студента во время прохождения практики с приложениями.
Виды аттестаций
1. Аттестация по дисциплине – воспроизведение, понимание, работа с информацией, решение задач.
2. Междисциплинарная – применение информации, актуализация умений и знаний в новой ситуации, выполнение универсальных способов деятельности.
3. Квалификационная – готовность к профессиональной деятельности. Проверка результатов обучения в целом. Она позволяет в полной мере оценить совокупность приобретённых обучающимися общих и профессиональных компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций
Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует современной государственн...

Мониторинг результатов учебной деятельности на уровне сформированности общих и профессиональных компетенций
Мониторинг результатов учебной деятельности на уровне сформированности общих и профессиональных компетенций представлен для специальности 13.02.02 ФГОС СПО «Теплоснабжение и теплотехническое оборудова...

Формирование оценочного фонда во взаимосвязи общих и профессиональных компетенций
Основной вид образовательной деятельности---методическая работа, современное методическое обеспечение ФГОС СПО учебных занятий.Преподаватели ЦМК ОПД выполняют 2 вида методической работы : 1...

Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"
Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"...

ВКР - результат сформированности у выпускников профессиональных компетенций (2020)
ВКР - результат сформированности у выпускников профессиональных компетенций (2020)...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.
laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...