Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций
статья на тему
Тема опыта:
Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.
Актуальность опыта:
Соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода.
Педагогическая цель инновационного поиска:
Поиск деятельностных технологий, способствующих развитию общих и профессиональных компетенций студентов.
Задачи:
1. Проектирование содержания, методики и форм обучения менеджмента и маркетинга с целью развития компетенций.
2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс-технологии.
3. Создание условий для успешной социализации студентов.
Информация об опыте
1 Технология реализации идеи:
1. Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова, А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова, С.Е.Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования
2. Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)
Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.
Сущность технологии
Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев
Название технологии произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ Чувашской Республики СПО
«Алатырский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии
Обобщение педагогического опыта
преподавателя специальных дисциплин
Попковой Ольга Александровны
Тема: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций
Алатырь, 2013
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
экономических дисциплин
Протокол № __ от «___» ______ 2013г.
Председатель Л.Н.Кирюхина
Тема опыта:
Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.
Актуальность опыта:
Соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода.
Педагогическая цель инновационного поиска:
Поиск деятельностных технологий, способствующих развитию общих и профессиональных компетенций студентов.
Задачи:
1. Проектирование содержания, методики и форм обучения менеджмента и маркетинга с целью развития компетенций.
2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс-технологии.
3. Создание условий для успешной социализации студентов.
Информация об опыте
1 Технология реализации идеи:
1. Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова, А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова, С.Е.Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования
2. Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)
Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.
Сущность технологии
Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев
Название технологии произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай
Структура процесса обучения по КТ
1. Студентам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным
- имеющий прецеденты,
- должен допускать альтернативные варианты решения
- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д.
2. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации - студенты учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно-информационные компетентности),
3. выявляется ПОЗИЦИЯ студента по сути ситуации (формируется альтернативное мышление).
Коллективное обсуждение вариантов решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности
Используя кейс-технологию, я преследую следующие цели
1. «погружение в ситуацию, в ходе которого студенты эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)
2. способствую тому, чтобы студенты пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность за выбор
3. развитие компетентностей студентов
Кейс-технология работают на развитие
1. Учебно-информационной компетенции
2. Коммуникативной (социальной) компетенции
Роль кейс-технологии в формировании компетентностей
Учебно-информационные (интеллектуальные) компетенции | Социальные компетенции |
1. Освоение методов анализа и критического мышления 2. Умение работать с текстом 3. Создание авторского продукта 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 5. Освоение методов сбора данных | 1. Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе 2. Получение коммуникативных навыков 3. Развитие презентационных умения 4. Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения |
2 Описание опыта
В своей педагогической деятельности я использую метод ситуационного упражнения (задачи). Он заключается в том, что студенту предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи
- в тексте задания уже дается готовая информация и задача студента - её анализ
- для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение студентов работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.
Данные задания способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто учащимся требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций
Организуя уроки на основе кейс-технологии, я заметила, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно- ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие).
Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации. Кейс- технология создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания действительности
3 Мои этапы формирования опыта:
2006 – 2008г – разработка и проведение ситуационно-ролевых игр
2008 – 2009г – разработка комплекса ситуационных заданий по маркетингу и использование их в образовательном процессе
2009 - 2010г – разработка календарно-тематического планирования с использованием элементов кейс-технологии, разработка рекомендаций для студентов по решению заданий на анализ конкретной ситуации
2010-2012г – представление опыта среди педагогов техникума и города
4 Представление опыта
1. Заседание предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин техникума. Выступление «Применение кейс-технологий в профессиональном обучении», 2010г.
2. Педагогическая конференция, 2011г.
3. Открытое занятие по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»,2013г.
Методическая разработанность опыта
1. Комплект ситуационных задач по маркетингу.
2. Методические разработки уроков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ
Внеурочная деятельность обучающихся в техникуме...
Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. На мой взгляд, именно при помощи деловой игры мож...
Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций.
Презентация к статье...
Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.
ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследо...
РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В РАЗВИТИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов. В результате анализа конкурсов профессионального мастер...
Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.
laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...