Рабочая программа кружка декоративно – прикладного искусства «ЯМ ЯС»
рабочая программа

Бондаренко Людмила Михайловна

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду ДПИ (работа с тканью, кожей и мехом, бисером, лепкой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                    ШКОЛА С. АКСАРКА

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                     «РАССМОТРЕНО»

Замдиректора по ВР                                                                            на заседании ШМО

 «___»___2017г                                                                                    протокол № _____от                                                                                                                                                          

                                                                                                                     «___»_________2017г                                                                                

                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА  ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

«ЯМ ЯС»

 возраст детей 7 - 14 лет

Срок реализации – 1 учебный год 

СОСТАВИТЕЛЬ:  БОНДАРЕНКО Л.М.

ВОСПИТАТЕЛЬ СЕМЬИ  РОДА АТАМАН

п. АКСАРКА 2017 г.

                                  Информационная карта программы

1

Учреждение

МОУ Школа  с . Аксарка

2  

Полное название программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА  ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА  «ЯМ ЯС»

     3.              

Ф.И.О., должность автора

Бондаренко Людмила Михайловна,  воспитатель

4.

Цели и задачи программы:

Цель: Создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

Обучение основам изобразительного искусства.

Обучение основам народного и декоративно-прикладного искусства.

Формирование навыков работы с разными материалами.

             Развивающие:

Развитие художественно-эстетического вкуса детей.

Развитие творческого потенциала.

Развитие коммуникативных способностей ребёнка.

             Воспитательные:

Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали.

Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

5.

Сведения о программе:

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду ДПИ (работа с тканью, кожей и мехом, бисером, лепкой).

5.1

4.1. Нормативная база:

Закон РФ «Об образовании»

Положение об учреждениях дополнительного образования

Устав  МОУ Школа с.Аксарка

5.2.

Область применения:

Кружок «Ям яс»

5.3.

Направленность

Художественно- эстетическая

5.4.

Тип программы:

Модифицированная

5.5.

Возраст обучающихся и количество участников

7-14 лет, 10 детей

5.6

Срок реализации:

1 год

5.7

Режим занятий

2 раза неделю по 1 часу

5.8

Формы  работы:

Групповые  и  индивидуальные  занятия.  Беседы.

Теоретические занятия.

Практические занятия.

6.

Ожидаемые результаты:

-Умение видеть и творить красоту своими руками.

- Приобщение учащихся к истокам народных промыслов обско-югорских народов.

- Овладение основами изобразительной грамоты

- Сформированность художественно-творческой активности учащихся.

- Расширение кругозора детей, через  знакомство с устным народным творчеством народов Севера.

- Воспитание любови к малой родине.

7

Способы контроля:  

- выполнение творческих работ,

- коллективное обсуждение работ,

- участие в выставках ДПИ,

- участие в конкурсах,

- наблюдения педагога,

8

Критерии оценки:

Высокий уровень: Знает историю прошлого и  настоящего  Югорского края, владеет традиционными промыслами северных народов, освоил основы изобразительной деятельности. Относится с уважением любовью ко всему окружающему. Имеет представление о мировоззрении обских угров. Стремится поделиться красотой своей души с окружающими – создавая красивые предметы.

Средний уровень: Имеет представление о истории прошлого и  настоящего  Югорского края, владеет некоторыми  навыками по традиционным промыслам северных народов. Относится с уважением любовью ко всему окружающему.

Низкий уровень: Имеет представление о истории Югорского края, традиционных промыслах северных народов, но не владеет ими.

9

Материальное оснащение:  

Помещение, столы, стулья, бумага, карандаши, краски,глина,  пластилин, цветная бумага, бисер, леска, ткань,проволка, компьютер  

Программа декоративно – прикладного творчества кружка «Ям яс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  кружка «Ям яс» составлена на основе Примерных программ художественно – эстетического цикла (стандарты второго поколения) и состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться  в области декоративно – прикладного искусства .

Программа направлена на художественно-эстетическую направленность школьной системы дополнительного образования.

Изобразительное искусство любого народа отражает мировосприятие и духовное видение окружающего его мира. Народное искусство — явление целостное, т.к. основой его является жизнь и быт людей, их трудовая деятельность, обряды и праздники. Результаты художественно-творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения.

Народное искусство может служить эффективным средством воспитания и обучения детей в общеобразовательной школе, если оно тесно связано с образами родной природы, с отражением жизненного уклада народа, с его национальной культурой. ДПИ хантов, в котором отражается окружающая природа, жизнь, быт, культура, является богатым источником для формирования различных сторон личности школьников, для развития изобразительных способностей.

         В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Новизна данной программы состоит в том, что используя  разные техники  худрожественно-творческой деятельности: работа с тканью, мехом,  бросового и природным материалом (рисунок на камне, мозаика узоров, барельеф из пластилина и глины, c детьми изучаются быт, традиции, культура и история  родного края.  Данная программа кружка «Ям яс» (хант. «Умелые руки») является специализированной программой эстетического воспитания детей, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства народов ханты и ненцы, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества.

Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.

Цель: Создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение основам изобразительного искусства.
  • Обучение основам народного и декоративно-прикладного искусства.
  • Формирование навыков работы с разными материалами.

             Развивающие:

  • Развитие художественно-эстетического вкуса детей.
  • Развитие творческого потенциала.
  • Развитие коммуникативных способностей ребёнка.

             Воспитательные:

  • Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали.
  • Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Участники программы:  Разновозрастные дети школьного возраста,  7 – 14 лет.

 Сроки реализации и режим:    Программа рассчитана на 1 год

Режим занятий:  2 раза в неделю (68 часов).

Формы и методы работы

        Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

        Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

        В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

        Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Структуру программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (работа с тканью, кожей и мехом, бисером, лепкой). Занятия расположены от простого к сложному. В работе с детьми используются технические средства обучения.

  Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Ям яс» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия:

-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

-    заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное          отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

      - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

      - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по  ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные универсальные учебные действия:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;  

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.              

Предметные результаты.

 -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

 -понимать образную сущность искусства;

 -сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

 -выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

  Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Знать:

- Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; технику папье маше;

- историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ;

- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения.

- Использование бисера в орнаментах народа ханты, а также  современные направления бисероплетения;

 - основные приёмы бисероплетения-  параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;  

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

 - традиционные виды аппликации на ткани, технология создания  куклы «Ямальчик» ;

 -игровые и обереговые куклы Акань и Нухуку. Классификация кукол. Их роль и место в  нациоанльных обрядах и традициях;

-сувенир, виды и назначение сувениров;

- Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.  

Уметь:

  - передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов  на Ямале (с учетом местных условий).

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

 -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры ДПИ, изображающие природу, человека, явления;

  -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что

-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

 -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства

– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

 -добывать необходимую информацию (устную и графическую).

  - анализировать конструкцию изделий и  технологию их изготовления;

 - определять основные конструктивные особенности изделий;

– подбирать оптимальные  технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

 - планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

Формы подведения итогов реализации

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем усвоения программы. Итогом пройденных тем является выполнение творческих работ,  «зачётные» мероприятия в форме выставок, конкурсов, смотров.

Календарно  – тематический план

к рабочей программе кружка по декоративно – прикладному искусству

« Ям яс ».


Название разделов и тем

теория

практика

I

Народная кукла

10

1.

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

1

2.

Изготовление национальной куклы «Ямальчик» комбинированной техникой (пластелин на основе из пластиковой бутылки)

5

3.

Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Берегиня»

1

1

4.

Изготовление куклы из утиных носиков «Акань», «Нухуку»

2

II

  Народные мастера  и художники Ямальского края

6

5

Знакомство с творчеством  живописца Надежды Михайловны Талигиной

1

6

Графический рисунок «Природа Ямала»

1

7

Знакомство с Тользиным Э.А.  мастером специализирующийся на медалях и госзнаках.

1

8

Барельефы «Медаль»

1

9

Знакомство с творчеством Талигиной Н.  – скульптором, резчиком по дереву и кости

1

10

Изготовление из пластилина «Ворона»

1

Ш

Орнаментация – важнейший этап в изготовлении изделий.

Изучение орнамента. Орнамент  -  как   метод несения информации.

             7

11

История и виды, особенности орнамента  

1

12

Рисование орнамента на элементах одежды (ягушка, кисы)

1

13

Рисование орнамента на элементах одежды   ( бурки, варежки)

1

14

 Изготовление  игольницы из фетра  

1

15.

Изготовление  стилизованного сувенира «Белый медведь»  из фетра

1

16.

Аппликация на ткани «Букет»

1

17.

Объемная аппликация «Собака»

1

IV

                                                  Бисероплетение.

20

18

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

1

19

Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку.

1

20

Спиральное нанизывание «Весенний букет».

 3

21

Низание крестиками «Чудо-дерево».

3

22

Низание крестиками «Браслет».

3

23

Плетение из бисера дерево «Елочка»

3

24

Плетение из бисера «Роза»

3

25

Коллективная работа  «Волшебное  дерево».

3

V

  Роспись по камню

10

26

Рисунок на камне «Сова»  (грунтовка, роспись, покрытие лаком)

2

27

Роспись на камне «Пингвин»  (грунтовка, роспись, покрытие лаком)

2

28

Ропись на камне «Черепаха» (грунтовка, роспись, покрытие лаком)

2

29

Ропись на камне «Рыбки» (грунтовка, роспись, покрытие лаком)

2

30

Роспись на камне «Божья коровка»  (грунтовка, роспись, покрытие лаком)

2

VI

Бумагопластика

15

31

Виды художественного вырезания из бумаги Техника «рваный контур»  

1

32

Аппликация «Лето в горах»

1

33

Симметричные вырезки  

Аппликация из цветной бумаги

1

34

Ленточные композиции  «Веселый хоровод»

1

35

Лучевые узоры «Самая красивая снежинка»

1

36

Силуэтная аппликация «Животные  и птицы Ямала»

1

37

Техника «Силуэт»  

Аппликация «Мой силуэт»

1

38

Знакомство с техникой оригами «Собачка».

1

39

Оригами  « Лебедь».

40

 Аппликация «Цветочный хоровод»

1

41

Аппликация «Чудо – дерево»

1

42

Технология изготовления поделок на основе квиллинга «Одуванчик».

1

43

Елочная игрушка «Шар»

1

44

Поделка в технике квиллинга «Снежинка».

1

45

Поделка в технике квиллинга  «Ромашка».

1

Всего: 68

Список литературы:

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно –методическое   пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –    Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  2. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил.
  3. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011.  - 112с., ил.
  4. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2008. – 112с.

Список литературы для детей

  1. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
  2. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  3. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  4. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 48с. – (Город мастеров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Специальность:44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по...

Рабочая программа междисциплинарного курса 06.01«Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство» Специальность: 44.02.01 – Дошкольное образование

Рабочая программа междисциплинарного курса 06.01 «Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство» является частью программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО

Рабочая программа учебной дисциплины "Медальерное искусство" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности СПО 072601 "Декоративно-прикладное и...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно прикладное искусство, 1-11 классы, 2016-2017 уч.г.

Предосавлен методический материал - Рабочие программы по предметам:  Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно-прикладное искусство для классов с углубленным изучением предметов художестве...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....