Рабочая программа междисциплинарного курса 06.01«Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство» Специальность: 44.02.01 – Дошкольное образование
рабочая программа на тему
Рабочая программа междисциплинарного курса 06.01 «Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство» является частью программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 44.02.01 – Дошкольное образование (очное обучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prmdk_06.01_izo_i_dpi.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 06.01
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Волгодонск
2015
Рабочая программа междисциплинарного курса 06.01 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44.02.01 – Дошкольное образование.
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «ВПК»
Разработчик: Ф.Ю.Владимирова - преподаватель дисциплин эстетического цикла ГБПОУ РО «ВПК»
Рассмотрен на заседании ПЦК эстетического цикла (ГБПОУ РО «ВПК»)
протокол № 58 от 07.09. 2015г.
Одобрено Методическим советом ГБПОУ РО «ВПК»
протокол № 2 от 07.09. 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 16 |
| 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
«Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса 06.01 «Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство» является частью программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 44.02.01 – Дошкольное образование (очное обучение).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство» принадлежит к учебному циклу профессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения междисциплинарного курса:
Основные цели преподавания междисциплинарного курса:
- Способствовать профессиональному развитию будущего воспитателя ДОУ в области изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- Формировать знания об основах изобразительного искусства, его видах и жанрах, о выразительных средствах художественных материалов; о народном и декоративно-прикладном искусстве.
Основные задачи преподавания междисциплинарного курса:
- Познакомить студентов с теоретическими основами декоративно-прикладного искусства, художественной деятельностью детей;
- Раскрыть специфику изобразительных видов детской деятельности в дошкольном возрасте;
- Углубить знания по методике обучения детей изобразительному искусству;
- Развивать изобразительные навыки в процессе изготовления образцов к занятиям по продуктивным видам детской художественной деятельности;
- Развивать творческую инициативу и художественное восприятие произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- Развивать образное мышление, художественный вкус и практические навыки в области изобразительной деятельности.
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен уметь:
- Развивать художественный интерес дошкольников к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- Отбирать, создавать и творчески использовать дидактические игры и игровые упражнения с целью развития, художественной деятельности и творчества детей;
- Формировать разнообразные интересы детей в области изобразительной деятельности;
- организовывать предметную художественно-эстетическую среду в ДОУ и условия для всестороннего развития дошкольников;
- Использовать разнообразные художественные материалы и способы художественной передачи образа;
- Работать с натурой, таблицей, демонстрационными материалами и методической литературой;
- Организовывать изобразительную деятельность дошкольников, проводить ее анализ и диагностику.
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен знать:
- Основы изобразительной грамоты, виды и жанры, выразительные особенности, традиционные центры декоративно-прикладного искусства;
- О роли изобразительного искусства в формировании творческой личности дошкольника;
- О современных концепциях детского творчества;
- О системе эстетического воспитания в ДОУ;
- Цели, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- Технические особенности, выразительные средства художественных материалов, правила и приемы работы с ними;
- Особенности и методику руководства изобразительной деятельностью;
- Основные принципы декоративного изображения;
- Особенности создания художественного изображения с натуры по памяти и воображению;
- Критерии качества и оценки учебных и творческих работ;
- Последовательность учебных и творческих работ;
- Виды, свойства и технологию работы художественными материалами;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 192часа, в том числе:
самостоятельной работы обучающегося 64 часа,
обязательной аудиторной нагрузки 128 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
2.1. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 192 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 128 |
в том числе: | |
лабораторно-практические занятия | 100 |
теоретические занятия | 28 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 64 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
2.2. Примерный тематический план и содержание междисциплинарного курса 06.01
«Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК 06.01 | Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство | 192 | |
Раздел 1. | Основы изобразительной грамоты. | ||
Тема 1.1 Виды изобразительной деятельности и ее значение для всестороннего развития дошкольников | Содержание учебного материала | 6 | 1 |
1.Изобразительное искусство: направления, стили, жанры; 2.Изобразительное искусство в работе с дошкольниками; 3.Изобразительные материалы, назначение, техника работы с ними; оборудование для разных видов деятельности; 4.Теоретические основы изобразительной грамоты; 5.художественное творчество; изобразительные художественно-творческие способности дошкольников и их диагностика; показатели художественного творчества дошкольников; 6.Планирование работы по изобразительной деятельности. | |||
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Упражнения графитным и цветным карандашом(линейный рисунок, точечный, штриховка, тушевка, растушевка). | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - - Выполнение динамических таблиц последовательности ознакомления детей разных возрастных групп с видами изобразительного искусства; - рисование с натуры и по представлению листьев, растений, цветов, насекомых. | 4 | ||
Тема 1.2 Рисование отдельных предметов. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Методика обучения предметному изображению. 2.Методы и приемы изображения предметов в первой младшей группе. 3.Особенности обучения изображению предметов по представлению. 4.Методика рисования отдельных предметов с натуры. 5. Объемные предметы и их внешние признаки( форма, трехмерность измерения, положение, конструкция, величина, статика и динамика, освещенность, цвет, фактура) 6. Светотень в рисунке и живописи. Свет, блик, тень (собственная и падающая), полутень, рефлекс. Тоновые отношения. Этапы тонового рисунка. Приемы штриховки с учетом формы предмета. | |||
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Рисование отдельных предметов с натуры и по представлению: овощи, фрукты, цветы, грибы, насекомые в разных техниках. | 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - рисование с натуры отдельных предметов домашнего обихода, фруктов, овощей, грибов. - разработка методических пособий и дидактических игр по цветоведению, - выполнение пейзажей на темы: «Осень», «Зима». | 7 | ||
Тема 1.3 Сюжетно-тематическое рисование. | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. Своеобразие освоения детьми приемов сюжетного изображения. Методы, приемы развития замысла сюжетного рисунка 2.Храктеристика своеобразия освоения детьми приемов выполнения сюжетного рисунка (особенности освоения приемов передачи движения, колорита и др.); 3. Особенности замысла и воплощения сюжета рисунка детьми младшего и старшего возрастов. | |||
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Рисование иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок» «Теремок» | 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Нарисовать главных героев сказки «Репка» Оформить краткие планы-конспекты занятий по сюжетно-тематическому рисованию, предоставив все три части занятия. | 7 | ||
Тема 1.4 Анималистика. Рисование животных и птиц | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. Анималистический жанр и его особенности. Конструктивно-анатомическое строение, пропорции птиц и животных, передача их движения. 2. Последовательность построения рисунка птиц и животных. 3. Технические особенности изображения животных различными материалами. | |||
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Последовательность построения рисунка птиц и животных. Линейное и светотеневое изображение анималистических образов. | 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: -выполнение рисунков по памяти, по представлению птиц и животных -выполнение стилизованных изображений животных -рисование сюжетов: «Дикие и домашние животные», «Сказочные и фантастические животные и птицы» | 5 | ||
Раздел II. | Декоративно-прикладное искусство | ||
Тема 2.1 Декоративное рисование. Виды орнамента. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Орнамент, виды и типы, различие их по элементам и по способу организации. 2. Растительный и геометрический орнамент. 3.Зооморфный и антропоморфный орнаменты. 4.Стилизация природных форм. | |||
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Выполнение схематичного геометрического орнамента. Выполнение растительного орнамента(2 цвета). Выполнение зооморфного стилизованного ленточного орнамента. | 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение комбинированного замкнутого орнамента в круге. | 5 | ||
Тема 2.2 Центры традиционных народных промыслов Росси: Хохлома, Городец, Жостово, Дымка, Гжель Народные промыслы. Полхов-майдан. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1.Традиционные народные художественные промыслы России. 2.Виды художественной росписи по дереву. 3.Главные элементы полхов-майданской росписи. 4.Методика обучения дошкольников,разных возрастных групп, выполнению элементов полхов-майданской росписи. | |||
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Последовательное выполнение элементов Полхов-майданской росписи. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнить Полхов-майданскую роспись игрушки.(грибок, матрешка). | 6 | ||
Тема 2.3 Техника городецкой росписи. | Содержание учебного материала | 1 | |
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Последовательное выполнение росписи городецкого коня и основных растительных элементов городецкой росписи | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить городецкую роспись на деревянной заготовке. | 6 | ||
Тема 2.4 Техника хохломской росписи. | Содержание учебного материала | 1 | |
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Последовательное выполнение элементов хохломской росписи(верховое и фоновое письмо) | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить хохломскую роспись на деревянной заготовке. | 3 | ||
Тема 2.5 Технология гжельской росписи. | Содержание учебного материала | 1 | |
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Выполнить Гжельскую роспись на шаблонах чайного сервиза. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнить наглядное пособие, для детей дошкольного возраста из разных элементов Гжельской росписи. | 3 | ||
Тема 2.6 Дымковская и Филимоновская игрушки. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1.Технология изготовления глиняных игрушек. Основные этапы лепки. 2.Традиционные центры русской глиняной игрушки. Общее и различие у дымковской и филимоновской игрушек. Традиционные формы и цвета дымковской и филимоновской игрушек. | |||
Лабораторно-практическая работа обучающихся: выполнить этапы росписи дымковской игрушки(индюк); выполнить роспись филимоновской игрушки(конь, козлик) | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнить роспись дымковской игрушки(барыня) | 4 | ||
Раздел III. | Аппликация – как вид декоративно-прикладного искусства. | ||
Тема 3.1 Аппликация как вид художественной деятельности дошкольников. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1.Применение аппликации в детском саду при создании дидактических материалов, наглядных пособий, использование для оформления детского сада. Материалы и оборудование для аппликации.. 2. Виды аппликаций. Аппликация предметная, сюжетная, декоративная. 3. Сущность, значение аппликации для развития ребенка. 4.Особенности методов и приемов обучения аппликации в разных возрастных группах. Обучение приему силуэтного вырезания. | |||
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Выполнение упражнений по вырезанию симметричных изображений (листья, деревья, цветы, снежинки). Выполнение аппликаций. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение декоративной аппликации. | 4 | ||
Тема 3.2 Аппликация из ткани | Содержание учебного материала | 2 | |
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Выполнить из цветной ткани сюжетную аппликацию на тему «колобок». | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - изготовление изделий, оформленных аппликацией (декоративное панно, салфетки, прихватки). | 2 | ||
Раздел IV. | Технология конструирования объёмных поделок | ||
Тема 4.1 Конструирование ёлочных игрушек | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Использование ёлочных украшений на новогоднем празднике. 2. Организация работы детей по изготовлению игрушек. 3. Материалы для игрушек. 4. Ёлочные украшения плоские и объемные, по готовым выкройкам, ребристые, из полосок. 5. Гирлянды и подвески | |||
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Изготовление инструкционных карт для работы с детьми дошкольного возраста. Изготовление образцов ёлочных игрушек. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - изготовление гирлянд. | 3 | ||
Тема 4.2 Конструирование игрушек с подвижными деталями | Содержание учебного материала | 2 | |
Лабораторно-практическая работа обучающихся: - изготовление игрушки с подвижными деталями. | 6 | ||
Тема 4.3 Оригами - складывание игрушек из бумаги | Содержание учебного материала | 2 | |
Лабораторно-практическая работа обучающихся: Конструирование из бумаги (оформление альбома поделок из бумаги). Составление конспектов организованной образовательной деятельности по конструированию из разных материалов для разных возрастных групп. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение игрушек оригами; - изготовление инструкционных карт для выполнения игрушек. | 1 | ||
Тема 4.4 Плетение из бумаги | Содержание учебного материала | 2 | |
Лабораторно-практическая работа обучающихся: - изготовление ковриков, корзин, закладок, дорожек. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - Выполнить закладку из цветной бумаги, способом плетения. | 2 | ||
Тема 4.5 Техника папье-маше | Содержание учебного материала | 2 | |
Лабораторно-практическая работа обучающихся: - изготовление фруктов, игрушек, масок, посуды в технике папье-маше. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - Изготовление в технике папье-маше театральной маски. | 2 | ||
Всего: | 192 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории педагогической деятельности в области изобразительного искусства и дпи.
Оборудование учебного кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2 178-02).
Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью:
- Учебные столы (по количеству обучающихся);
- Рабочее место преподавателя;
- Шкаф для хранения литературы и демонстрационного оборудования.
Технические средства обучения:
- мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»;
- электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы по практикуму по художественной обработке материалов и изобразительному искусству;
- видеофильмы по практикуму по художественной обработке материалов и изобразительному искусству;
- мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, средства телекоммуникации, экран (на штативе или навесной) (может быть материально-техническим обеспечением образовательного учреждения).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М., 2011.
- Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 2010.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2013.
- Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников.
- Гусакова М.А. Аппликация. М., 2011.
- Давыдова В.В. Теория развивающего обучения. М., 2010.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М., Просвещение, 2008.
- Комарова Т.С., Саккулина Н.П., Халезова Н.Б., Доронова Т.Н. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Уч.пособие для уч-ся пед.уч. М., Просвещение, 2010.
- Лиштван З.В. Конструирование. М., 2011.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, 2010.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 2014.
- Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. М., 2013.
Дополнительные источники:
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. С.-Петербург, изд. Литература, 2003.
- Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., 2014.
- Гудилина С.И. Чудеса своими руками. М., Аквариум, 2013.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? М., 2010.
- Долженко Е.Н. Игрушки из бумаги. 100 поделок. Феникс, 2012.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепин М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. М., 2009.
- Лубковская К.И., Зерыхова И.Н. Сделаем это сами. М., 2011.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 2014.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, 2013.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 2014.
- Пантелеева Г.Н., Каменов Н.И. Художественный труд в детских садах. М., Белград, 2015.
- Панфилова Т.Ф. Обучение детей работать с природными материалами. М., 2006.
- Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. М., 2012.
- Сергеева Д.В. Взаимосвязь занятий по конструированию и ручному труду. М., 2010.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тематических и итоговых разноуровневых контрольных работ, практических и самостоятельных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
| В процессе освоения учебной дисциплины осуществляются следующие виды контроля:
Формы контроля знаний и умений обучающихся:
Текущий контроль в форме: - рефератов; - контрольных работ по темам; - самостоятельных и практических работ Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Данные методические указания помогут студентам выполнять самостоятельную работу на основе деятельностного и компетентностного подходов, что соответствует требованиям ФГОС по специальности...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Специальность:44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01 «Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01 «Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства» разработан на основе ФГОС СПО по...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной практической самостоятельной работы по дисциплине: Рисунок. ПМ.01 Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Работа адресована студентам и преподавателям. Предназначена для учебно-методического обеспечения процесса реализации рабочей программы учебной дисциплины «Рисунок». Содержит конкретные рекомендации по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 03. 03. «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44 02 01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:иметь практический опыт:определения целей и за...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебным дисциплинам ПМ.01 «Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства», ПМ.01 «Преподавание в области технического творчест
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеурочной деятельности разработаны по учебной дисциплине ПМ 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-пр...
Рабочая программа междисциплинарного курса «Подготовка по профессии промышленный альпинист» профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Специальность: 20.02.02 - Защита в ЧС
Аннотациярабочей программы МДК"Подготовка по профессии промышленный альпинист" 1. Цели и задачи изучения междисциплинарного курсаОсновной целью освоения междисциплинарного курса "П...