Статья "Организация учебной и производственной практики в ПРЦ"
статья
В статье "Организация учебной и производственной практики в ПРЦ" систематизирована работа учреждения по организации и проведению учебной и производственной практики в условиях обучения инвалидов и людей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gimazetdinova_r.r._prts.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимазетдинов Р.Р. –
СПБ ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Организация учебной и производственной
Практики в ПРЦ
Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают трудности в адаптации к рынку труда. Особенно это касается выпускников - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, что объясняется рядом причин, в число которых входят следующие:
- рост требований к квалификации и качеству подготовки специалистов;
- ужесточение конкуренции на рынке труда, появление новых профессий;
- изменения внешней среды, характера действия экономических и социальных факторов;
- увеличение на рынке количества образовательных услуг, повышение требований потребителей образовательных услуг (обучающихся и их родителей);
- проблемы трудоустройства инвалидов.
Новое поколение стандартов разработано на модульно-компетентностной основе. Модульно-компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе СПО.
Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, тем самым обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится будущий рабочий, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При этом в ФГОС нового поколения особо отмечается, что пользователи стандартов (образовательные учреждения) обязаны ежегодно обновлять основную
профессиональную образовательную программу с учетом запросов местных рынков труда, актуальных и перспективных тенденций социально-экономического развития региона. Возникает вопрос: готовы ли работодатели трудоустраивать инвалидов? Исходя из опыта работы центра, можно сказать, что лишь некоторое количество работодателей готовы заключить долгосрочные договора на прохождение практик, но большую часть работодателей, к сожалению, приходится «уговаривать» взять к себе инвалида.
По замыслу разработчиков новых стандартов учебная и производственная практики занимают особое место, так как они должны обеспечить комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального образования, формирование у них общих и профессиональных компетенций, а также приобретение ими опыта практической работы по профессии.
Учебная и производственная практика в центре организована согласно локальному акту - «Положение об учебной практике и производственной практике обучающихся», готовящих квалифицированных служащих офисных профессий и рабочих для предприятий легкой промышленности и сферы обслуживания.
Учебная практика в условиях учреждения СПО всегда будет отличаться от реального производства, как бы максимально приближенно оно его ни имитировало. Существующий сегодня разрыв в состоянии материального обеспечения ОУ и производственных объектов в плане оборудования, технологий и т.п. не может не отражаться на процессе подготовки будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности. Успех в решении задачи повышения требований к качеству подготовки будущих рабочих зависит от грамотных научно-методических подходов к организации обучения в учебном заведении и на производстве.
В целях контроля качества подготовки обучающихся в нашем учреждении внедрена практика ведения дневников учебной и производственной практик, в которых отражаются виды работ, объем работ, освоение видов профессиональной деятельности (успеваемость), дисциплина, основные замечания. Помимо этого, на каждого обучающегося оформляется индивидуальное задание, в котором отражены все виды профессиональной деятельности, соответствующие определённому профессиональному модулю.
Особое место в организации учебного процесса занимают вопросы организованного выхода обучающихся на производственную практику, итоговая аттестация и трудоустройство выпускников.
Главной целью обучения обучающихся профессии всегда была подготовка их к самостоятельной трудовой деятельности на предприятии. Причем от каждого из них предприятие ожидает качественной работы, сочетаемой с выполнением установленных норм выработки, умелого обращения с вверенной им техникой, высокой производственной дисциплины. Условия выполнения заданий на производстве всегда отличаются от условий в образовательном учреждении, так что мастеру производственного обучения необходимо сделать все возможное для того, чтобы эти этапы профессионального становления стали максимально эффективными.
Выход на производственную практику - важное событие для обучающихся. Именно на производстве должна проявиться реальная степень их готовности к самостоятельной работе. Имея зачастую смутное представление о производственных взаимоотношениях на предприятии, об иерархии подчиненности и взаимодействия структур, обучающиеся связывают с периодом практики различные, не всегда адекватные реалиям, ожидания. Вот почему одной из задач отделения трудоустройства центра является правильная психологическая подготовка обучающихся к практике.
В связи с этим перед выходом обучающихся на практику совместно с руководителями групп мы заблаговременно проводим такие виды работ:
- выявляем, где лучше всего организовать обучение, и стараемся добиться
выделения для обучающихся наиболее приемлемых для них рабочих мест, чтобы обеспечить выполнение учебной программы. В результате, все рабочие места на предприятиях города соответствуют программе производственной практики и подготавливаемым профессиям;
- производим оценку соответствия рабочих мест требованиям охраны труда и техники безопасности;
- все элементы программы производственной практики, которые предварительно рассматриваются на заседаниях методических комиссий, мы согласуем с работодателями и утверждаем педагогическим советом центра;
- знакомим обучающихся с режимом работы, требованиями внутреннего распорядка, установленными на конкретном предприятии, с производственным процессом и его спецификой на конкретных рабочих местах;
- для организации руководства и контроля проведения производственной практики составляем графики контроля прохождения производственной практики каждым обучающимся со стороны мастеров производственного обучения и сотрудников отделения трудоустройства, согласно которым осуществляется контроль посещаемости предприятия практикантами и соответствия выполняемых ими работ утвержденной программе. Во время проверок проводятся беседы с наставниками и руководителями предприятий, в ходе которых выявляются проблемы и находятся пути их решения;
- контролируем дневники производственной практики обучающихся.
Руководители практики осуществляют регулярный контроль своевременного их заполнения и соответствия выполняемых работ утвержденной программе;
- между образовательным учреждением и предприятиями города заключаются договоры об организации производственной практики обучающихся всех групп, выходящих на производственную практику;
- на основании решения педагогического совета в центре издается приказ
директора «О направлении обучающихся на производственную практику».
Итогом прохождения учебной и производственной практик является получение обучающимися дифференцированного зачёта, дальнейший допуск к сдаче квалификационного экзамена по соответствующему профессиональному модулю, и как результат – освоение данного модуля.
Самым ожидаемым, волнующим моментом как для обучающихся, так и для мастеров является итоговая аттестация и вручение выпускникам документа государственного образца об уровне образования и квалификации. Этот торжественный акт подводит итог продолжительному отрезку жизни обучающегося человека и открывает перед ним дорогу в самостоятельную трудовую жизнь, даже когда он имеет ограниченные возможности здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной и производственной практики
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы...
Положение об учебной и производственной практики
Положение определяет основные задачи и требования к планированию содержанию и проведению учебной практики обучающихся....
Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций.
Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций....
Инструктивно-методические рекомендации «В помощь мастеру учебной и производственной практики»
Каким должен быть мастер? Что должен он знать? В чем заключаются его основные обязанности и права? Как следует организовать образовательный процесс, чтобы подготовить высококвалифицированного сп...
ПОЛОЖЕНИЕ об учебной и производственной практике обучающихся/студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования Уренского филиала ШАПТ ГБОУ СП
Настоящее Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования Уренского филиала Шахунског...
План учебной и производственной практики
План учебной и производственной практики составлен в соответствии с требуемыми стандартом умениями, навыками и практическим опытом....