Инструктивно-методические рекомендации «В помощь мастеру учебной и производственной практики»
методическая разработка на тему
Каким должен быть мастер? Что должен он знать? В чем заключаются его основные обязанности и права? Как следует организовать образовательный процесс, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста?
Что необходимо для формирования и подготовки практикоориентированных специалистов, освоения профессиональных, общих компетенций, умений и приобретения практического опыта?
На эти и многие другие вопросы ответ дает данное инструктивно-методическое пособие, адресованное для начинающих мастеров учебной и производственной практики. Пособие разработано на основе методических материалов, приказов, других нормативно-правовых документов, а так же личного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktivno-metodicheskie_rekomendatsii_masteram.docx | 68.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
«ПОВОЛЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕНЕДЖМЕНТА»
Инструктивно-методические рекомендации
«В помощь мастеру учебной и производственной практики»
Балаково, 2014 г.
«Утверждаю»
Зам. директора по УПМДиП
_______________Л.Н.Булкина
«______»____________2014г.
Разработчик:
Ю.В. Стариков – мастер производственного обучения
В помощь мастеру учебной и производственной практики:
Инструктивно-методические рекомендации / сост. Ю.В. Стариков. – 1-изд. – Балаково: ПКТиМ, 2014г. – с.28
Каким должен быть мастер? Что должен он знать? В чем заключаются его основные обязанности и права? Как следует организовать образовательный процесс, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста?
Что необходимо для формирования и подготовки практикоориентированных специалистов, освоения профессиональных, общих компетенций, умений и приобретения практического опыта?
На эти и многие другие вопросы ответ дает данное инструктивно-методическое пособие, адресованное для начинающих мастеров учебной и производственной практики. Пособие разработано на основе методических материалов, приказов, других нормативно-правовых документов, а так же личного опыта работы.
Содержание
Пояснительная часть_______________________________________________4
- О некоторых этико-эстетических нормах для мастера_________________5
- Мастер и профориентация________________________________________6
- Работа мастера в период производственного обучения________________7
- Работа мастера в период производственной практики_________________9
- Методическая работа____________________________________________11
Приложение 1. Схема организации игры на занятии производственного
обучения___________________________________________14
Приложение 2. План занятия учебной практики (вариант занятия по
операционным темам)________________________________22
Приложение 3. Образец анализа занятия по учебной практике___________27
Приложение 4. Образец самоанализа по учебной практике______________31
Литература ______________________________________________________34
Пояснительная часть
Внесение изменений и дополнений в новый закон Российской Федерации «Об образовании», введение Федеральных государственных образовательных стандартов (третьего поколения), радикальные перемены в профессиональном образовании обуславливают принципиально новое содержание и высокий уровень профессиональной деятельности мастера производственного обучения, его социальной и профессиональной компетенции.
Планирование, беседы с мастерами учебной и производственной практики показывают, что они заинтересованы в тематической, информационной помощи в форме рекомендаций.
Данные инструкционно-методические рекомендации содержат некоторые этико-эстетические нормы мастера, профориентационную работу, работу мастера в период учебной и производственной практики.
Рекомендации предназначены начинающим мастерам производственного обучения.
- О некоторых этико-эстетических нормах для мастера
Мастер всегда должен быть примером для своих студентов, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики и Кодекса чести работников, студентов Колледжа.
- Являться в Колледж опрятно и чисто одетым.
- Всегда здороваться с обучающимися.
- Не курить в неположенном месте.
- Не повышать голоса на студентов, не допускать панибратства, быть вежливыми во всех случаях. Добиваться, чтобы студенты были рады сделать то, что вы предлагаете.
- В разговоре со студентами не допускать бранных слов.
- Строжайше не допускать рукоприкладства или грубого обращения. Создавать студентам хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
- Никогда не делиться со студентами новостями, которые обсуждаются на Педсоветах, совещаниях, конференциях. Никогда в присутствии студентов не высказываться отрицательно о сотрудниках Колледжа.
- Призывать студентов к соблюдению единства требований в Колледже. Распоряжение сотрудника Колледжа для студентов должно являться законом.
- Говорить всегда спокойно и учить этому студентов, прививать им умение слушать собеседника и правильно выражать свое мнение.
Проявлять уважение к мнению собеседника. Никогда не говорить, что он не прав.
- Не привлекать студентов для выполнения личных поручений.
- Не обсуждать деловые вопросы с коллегами в присутствии студентов, так как это может привести к дурным последствиям.
- Если вы требуете от студентов выполнение какого-либо правила, то не забывайте выполнять его сами, а потом требуйте его выполнения от них.
- Мастер и профориентация
В работе мастера должны быть мероприятия, предусматривающие:
- Проведение мероприятий по профессиональному самоопределению молодежи на специальности Колледжа, использовать современные образовательные технологии (включая информационные), по обеспечению профотбора.
- Продвигать движение 1+1 под руководством мастера. Регулярно отслеживать результаты по каждому студенту (абитуриенту).
- Участие в распространении информации по школам города: о жизни Колледжа, сведений о выпускниках школы, обучающихся в Колледже, условия приема в Колледж и др.
- Проведение совместных и культурно-массовых мероприятий:
- Открытые двери, NON-STOP, Новогодний микс, Профессиональный экстрим, экскурсии и др.
- Проведение бесед с родителями учащихся на родительских собраниях, в школе.
- Приглашение для выступлений в школы лучших выпускников.
- Рассылку по школам благодарственных писем ставших лучшими студентами Колледжа, привлечение выпускников для проведения профориентации, вручение выпускаемому классу официальное приглашение продолжать обучение в Коллеже.
- Присутствие на торжественном мероприятии школы – «Последний звонок».
- Работа мастера в период производственного обучения.
- Перед началом занятия мастер обязан проверить состояние мастерской (лаборатории) и исправность оборудования.
- Необходимо провести организационную линейку, проверить рабочую форму студентов, обратить особое внимание на недопущение нарушений по технике безопасности.
- Мастер должен подготовить рабочее место для показа трудовых приемов на вводном инструктаже. Указать тему и цель занятия.
- Мастеру необходимо правильно организовать рабочее место студента в учебных мастерских и прививать бережное отношение к инструментам, оборудованию.
- Перед вводным инструктажем мастер должен подготовить элементы письменного инструктирования.
- Главная задача мастера производственного обучения на каждом занятии – руководить познавательной деятельностью студентов, учить их приемам и способам рациональной работы, формированию профессиональных компетенций, воспитывать студентов.
- На вводном инструктаже необходимо разъяснить четко содержание задания, цель его выполнения, способы деятельности, а так же технические требования к заданию. Важно правильно организовать показ приемов работы, использовать элементы письменного инструктирования, убедиться в том, что все обучающиеся усвоили приемы работы и хорошо знают технику безопасности при выполнении заданий во время самостоятельной работы.
- Особое внимание мастером должно быть уделено разъяснению и личному показу трудовых приемов с соблюдением техники безопасности, обучению студентов передовым методам труда.
- Во время самостоятельной работы студентов мастер обязан продумывать целевые обходы, проверять организацию рабочего места, студентов, знание студентами технологической последовательности и умение правильно ее выполнять, самоконтроль и взаимоконтроль. Во время прохождения комплексных работ учитывать нормы времени и нормы выработки с учетом переводного коэффициента.
- На заключительном инструктаже мастер должен особое внимание обратить на анализ выполненного практического задания, достижения поставленной цели, поэлементный разбор ошибок и способы их устранения. Выставить оценки обучающимся с комментариями (самооценивание, взаимооценивание).
- Необходимо учитывать особенности работы мастера при бригадной организации производственного обучения. Должна проводиться работа со студентом-бригадиром по обучению их руководству бригадами студентов. Необходима организация труда в учебной бригаде.
- Необходимо вовлекать студентов в самостоятельную творческую исследовательскую деятельность через кружковую работу.
- Мастер должен проводить нетрадиционные занятия производственного обучения: уроки-конкурсы профмастерства, урок-зачет, урок-практикум, самостоятельная работа студентов; семинар производственного обучения, производственная конференция, урок-упражнение, урок с учетом новаторов производства, бинарный урок, урок «деловой игры» и другие.
- Работа мастера в период производственной практики.
- Изучение производственного процесса и организация труда рабочих (специалистов) на Предприятии.
- Определение содержания и последовательности производственной практики студентов в соответствии с учебной программой.
- Участие в подготовке и заключении договоров между Колледжем и Предприятиями о прохождении производственной практики студентами.
- Организация изучения студентами правил, техники безопасности, инструкций, памяток с последующим индивидуальным зачетом, оформляемым протоколом, работником предприятия, ответственным за вопросы техники безопасности.
- Определение (совместно с руководителями производственной практики) рабочих мест студентов и перечень производственных работ, которые необходимо выполнить в соответствии с ЕТКС.
- Составление графиков перемещения студентов по рабочим местам на предприятии.
- Определение особенностей производственных заданий, способы применения инструментов, приспособлений, режимы работы.
- Разбор технической и технологической производственной документации, характерной для данного рабочего места или вида работы.
- Разъяснение конкретных обязанностей студентов на рабочем месте, особенностей работы, способов самоконтроля и контроля результатов выполнения работы.
- Объяснение и показ приемов и способов (совместно со специалистами предприятия) выполнения типичных производственных работ, характерных для данной профессии.
- Работа с квалифицированными рабочими, специалистами-наставниками студентов.
- Организация обучения студентов передовым приемам и способам выполнения производственных заданий.
- Вовлечение студентов в общественную жизнь рабочих коллективов предприятия, в творческие бригады, приобщение студентов к рационализации и изобретательству.
- Совместное с наставниками проведение бесед со студентами по обсуждению хода и результатов производственной практики.
- Оказывает помощь студентам в ведении дневника (отчета) по производственной практике, контроль правильности ведения вышеуказанных документов.
Принимает участие в защите отчета перед независимой комиссией.
- По окончании производственной практики на каждого студента составляет аттестационный лист с характеристикой наставника от Предприятия, где указывается рекомендуемый разряд по профессии, либо освоение профессионального модуля.
- Методическая работа.
Методическая работа мастера производственного обучения (практики) состоит из следующих направлений:
- Разработка комплекса учебно-методической документации и его корректировка в соответствии с изменениями в содержании профессионального обучения и воспитания.
- Разработка методических рекомендаций по организации и выполнению практических, проверочных, пробных работ.
- Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, разработка методических указаний по выполнению практических работ и заполнению ИТК.
- Повышение качества профессиональной деятельности: повышение квалификации (не менее 1 раза в 5 лет), стажировка в профильных организациях (не менее 1 раза в 3 года).
5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мастер – классов; выступления на семинарах, круглых столах; публикации; организация наставничества над молодыми мастерами.
6. Участие в исследовательской деятельности: презентация результатов исследовательской деятельности мастера в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов профмастерства и других мероприятий различного уровня.
7. Профессиональная экспертная деятельность: участие в работе экспертных комиссий, групп; жюри олимпиад, конкурсов; творческих лабораторий; руководство методическими объединениями.
Перечень учебно-методической документации мастера УП И ПП,
- Нормативно-правовая база.
- Учебный план и программа по профессиональному модулю ПМ
- Рабочая программа учебной практики и производственной практики
- План формирования компетенций
- План занятия (инструкционно-технологические карты)
- Перечень документации по проведению и итогам пробной (проверочной) работы
- Структурный (поэлементный) анализ контроля освоения профессиональных и общих компетенций, умений и практического опыта.
- Журнал производственного обучения
- Фонд оценочных средств
- Протоколы инструктажа по охране труда
- Комплект инструкций по охране труда
Перечень учебно-методической документации мастера ПП
по прохождению производственной практики студентами.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013г №291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»
- Договора с предприятиями о проведении практики
- Закрепление студентов по местам практик, график контроля производственной практики
- Приказ о выходе на производственную практику
- Учебный план и программа по профессиональному модулю ПМ
- Рабочая программа производственной практики
- Лист индивидуального задания студента для прохождения производственной практики
- Аттестационный лист (на каждого студента)
- Заключение с предприятия о рекомендуемом разряде по профессии (о квалификации)
- Дневник производственной практики (или отчет по практике)
- Методические рекомендации по выполнению отчета по практике
- Комплект инструкций по охране труда
- Протоколы инструктажа по охране труда
- План формирования компетенций.
Приложение 1
Схема
Организации игры на занятии производственного обучения
Ознакомление с особенностями организации и проведения игры, установление порядка решения проблемы в соответствии с вариантом и правилами игры
Постановка проблемы мастером
Индивидуальное и командное решение проблемы участниками игры и высказывание суждений по поставленной проблеме
Оценка степени решенности проблемы и полноты ее раскрытия участниками игры
Согласие, одобрение
Возражения, поправки и добавления
Принятие решения (или вариантов решения) проблемы
Подведение итогов игры мастером
Оценка процесса и результатов решения проблемы (критический анализ, обобщение высказанного студентами)
Оценка хода и результата игры (критический анализ общей атмосферы игры и отдельных ее этапов, продуктивности самоорганизации учащихся, активности самостоятельности, доброжелательности и др.)
Приложение 2
Дата: 09.10.2013 Группа_341_
План занятия
Учебной практики: Мастер общестроительных работ (каменщик)
Тема: 1.2 Производство общих каменных работ различной сложности и выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня
Тема занятия и его номер 8. Кладка глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной (цепной) системе перевязки в пустошовку и под расшивку
Цели: 1. Образовательная
Выработать у студентов умение правильно и качественно выполнять трудовые приемы организации рабочего места, раскладки кирпичей, расстилания раствора, формирования тычковых, ложковых рядов по однорядной системе перевязки швов, через выполнение практического задания.
2. Развивающая
Способствовать формированию у студентов устойчивых умений и навыков, профессиональных качеств каменщика.
3. Воспитательная
Способствовать воспитанию у студентов точности соблюдения требований технологического процесса, бережного отношения к инструментам и экономии материала, работать в группе.
4. Методическая
Показать методику проведения занятия сочетания коллективной и индивидуальной работы.
Уровень усвоения 2.
Тип занятия: изучение трудовых приемов и операций
Вид занятия: занятие-упражнение по кладке тычковых и ложковых рядов толщиной в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязке швов.
КМО: плакаты, тесты, карточки задания, инструкционно-технологическая карта, учебные элементы модуля «Кладка каменных конструкций» программы подготовки рабочих по профессии «Каменщик», разработанной МОТ.
Оборудование: кирпичи, глиняный раствор, инструменты каменщика.
Методы занятия: репродуктивные, частично-поисковые.
Межпредметные связи: технологии каменных работ, строительные материалы и изделия, инженерная графика, экономика организации, организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.
Формируемые профессиональные и общие компетенции:
- ПК 1.1 Выполнять подготовительные работы.
- ПК 1.2 Производить общие каменные работы различной сложности.
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.
Вырабатываемые умения:
- выполнять разметку каменных конструкций;
- производить каменную кладку стен из кирпича под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов;
- соблюдать безопасные условия труда при выполнении общих каменных работ;
- проверять качество материалов для каменной кладки;
- контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и соблюдение швов;
- контролировать вертикальность и горизонтальность кладки.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность мастера | Деятельность студентов | Форма взаимодействия | Время |
| Приветствие студентов. Осмотр внешнего вида на предмет наличия рабочей формы, ее соответствия и рабочих инструментов каменщика. | Построение, рапорт бригадиров об отсутствующих | беседа | 5 мин. |
2. Мотивационный | Сообщение темы и цели занятия. Мастер разъясняет общий замысел занятия, организует беседу о важности темы в будущей профессиональной деятельности. Обращает особое внимание на точность выполнения технологических требований, точность размеров, ровность шва и прямолинейность стен, от чего зависит устойчивость и прочность кладки | Слушают. Анализируют, вступают в дискуссию | устный | 5 мин. |
3. Вводный инструктаж | Мастер ставит проблему по изучению нового материала через опрос, показ и обсуждение, опираясь на предыдущий материал | Предлагают варианты решения проблемы, сравнивают, приходят к правильному решению | Групповой, индивидуальный опрос в виде беседы | 30-35 мин. |
Объясняет и показывает наиболее рациональные приемы, способы и последовательность выполнения задания: разметку прямолинейной стены, формирование тычковых и ложковых рядов, сопровождая вопросами студентов | Слушают, воспринимают новый материал. Два студента повторяют действия мастера. Студенты наблюдают, находят неточности, устраняют недостатки с использованием ИТК | Рассказ, демонстрация решения проблем | ||
4. Текущий инструктаж | Организует постановку ситуационных производственных задач перед новым этапом занятия | Слушают, анализируют | Беседа | 4-5 часов |
Проводит фронтальные целевые обходы рабочих мест студентов с проверкой: - по организации рабочего места; - по технологии выполнения кладки; - периодического самоконтроля студентов при выполнении работы; - по соблюдении правил ТБ; - по типовым ошибкам. | Подготовка рабочего места, спецодежды, инструмента. Приступают к выполнению задания. | Самоконтроль и взаимоконтроль | ||
Контроль производственных упражнений студентов: - по кладке тычкового ряда на глиняном растворе; - по кладке ложкового ряда. | Своевременное выполнение упражнения с целью освоения трудовых приемов и их сочетаний, составляющих операцию во всех ее разновидностях. Слушают и повторяют трудовые приемы и операции, устраняют ошибки. | Восприятие материала | ||
Индивидуальные целевые обходы: - по оказанию помощи слабым студентам; - по выполнению трудовых приемов и операций; - по рациональному использованию рабочего времени, соблюдения нормы времени на прием, на операцию, на работу. Проводит по необходимости дополнительный индивидуальный инструктаж с повторным объяснением, показом приемов и операций, привлекая внимание всех. | ||||
5. Заключительный инструктаж | Анализ выполненных работ с учетом критерий оценок п/о. Разбор типичных ошибок и причин из возникновения. Подводит студентов к оцениванию. | Правильно воспринимают результаты своей деятельности, делают выводы, самоанализ и самооценку. | Беседа | 15-20 мин. |
6. Домашнее задание | Провести анализ и сделать выводы по приготовлению глиняного раствора, определить достоинства и недостатки раствора. Выполнить в рабочих тетрадях графическую модель (чертеж) кладки стен в 1,0 и 1,5 кирпича. | Задают вопросы. | 3 мин. | |
Уборка рабочих мест. Сдача инструментов. Уборка помещений дежурной бригадой. | 20 мин. |
Используемая литература:
- Ищенко И.И. Каменные работы: Учебник. 7-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2012. – 240 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
- Журавлев И.П. Лапшин П.А. Каменщик: учеб. пособие. Изд. 10-е стереотипное «Феникс», 2012. – 398с. Гриф Минобр.
- Попов К.Н. Материаловедение для каменщиков и монтажников конструкций. (Учебник для НПО. Изд-во "Высшая школа") 2006. – 272с.
Учебные элементы модуля по профессии «Каменщик»
03-05 «Раскладка кирпича и расстилание раствора»
03-06 «Однородная система перевязок»
Мастер УП Ю.В. Стариков
Приложение 3
Образец анализа занятия по учебной практике «Мастер общестроительных работ (каменщик)»
Дата 09.10.2013г.
Группа № 341
специальность 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Профессия 270802.09. «Мастер общестроительных работ (каменщик)»
Ф.И.О. мастера производственного обучения _________________________
Тема учебной программы: 1.2 Производство общих каменных работ различной сложности и выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня.
Тема занятия №8: Кладка глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной (цепной) системе перевязки в пустошовку и под расшивку
Ф.И.О. посетившего занятие_________________________________________
Краткий анализ хода учебного занятия, выводы, предложения, рекомендации:
- Педагог-мастер УП подготовил учебную мастерскую к занятию, санитарно-гигиеническое состояние мастерской хорошее, условия труда студентов, а главное, требований безопасности труда, соблюдаются.
- Занятия обеспечены необходимым количеством учебно-технической документацией (планы, инструкционно-технологическая карта, тесты, карточки занятий, справочная литература, критерии оценок и др.)
Имеется строительный инструмент: кельма, моноблок-кирочка, лопата растворная, расшивка выпуклая, вогнутая, рулетка, уровень строительный, провило дюраллюминевое. Весь инструмент с расчетом на подгруппу обучающихся.
Подготовлены мастером: глина, песок, вода в необходимом количестве, для бесперебойной работы студентов в течение занятия.
1.3. Состояние рабочих мест студентов удовлетворительное.
1.4. У мастера имеется план занятия.
2. Мастер умело раскрыл цель занятия, дал целевую установку, т.е. создал для студентов мотивацию предстоящей работы, вызвал интерес к предстоящей практической деятельности.
3.1. Проведена актуализация и систематизация операционных умений, знаний, с применением дидактического материала и показом трудовых приемов, ранее пройденных на предыдущих занятиях по кладке глухих стен толщиной в 1,0 кирпич по однорядной (цепной) системе перевязки швов.
Мастер УП использует проблемное обучение, которое состоит из системы вопросов, обсуждений, рассуждений и правильных выводов, познавательных учебных производственных заданий, а так же особой системы сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения, содержащих не просто информацию для запоминания, а производственную проблему.
Мастер УП умело и правильно демонстрирует приемы и способы работы. Важно, прежде всего, оценить методическую сторону организации выполнения приемов мастером УП, он демонстрирует их в быстром и замедленном темпе, указывает, в каких местах выполнения приема нужно делать остановки.
Мастером объясняются способы предупреждения типичных ошибок и дефектов в работе с использованием инструкционно-технологической карты, где указаны последовательность и эскиз выполнения практической работы, типичные ошибки.
Объяснение последовательности и способов поэтапного контроля качества выполнения задания.
При закреплении материала вводного инструктажа студентами воспроизведены приемы и способы кладки глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной (цепной) системе перевязки швов.
4.1. Текущее инструктирование студентов мастер проводит в форме фронтальных и индивидуальных целевых обходов рабочих мест студентов по исполнению типичных ошибок и нарушений техники безопасности.
4.2. Мастер по необходимости проводит дополнительный индивидуальный инструктаж по оказанию помощи слабым студентам, в выполнении трудовых приемов и операций, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению нормы времени.
4.3. Мастер, проверяя и оценивая работу, максимально активизирует мышление студентов, делает так, чтобы они учились самостоятельно определять ошибки, причины их появления и способы устранения и предупреждения.
5.1. На заключительном инструктаже проведен анализ успехов и недостатков студентов по итогам практического задания, чему они научились, на сколько продвинулись в овладении профессией.
5.2. Заключительный инструктаж имеет обобщающий характер.
5.3. Студенты вовлечены в активное обсуждение итогов проведенного занятия.
5.4. Итог занятия проведен всесторонне и объективно, аргументировано выставлены оценки.
6.1. Дано домашнее задание творческого характера.
Вывод: Мастер в совершенстве владеет организацией и методами проведения занятий производственного обучения, проводит их на высоком уровне, используя разнообразные формы методы обучения: бригадную, парную, компетентностный подход и другие.
Рекомендации:
- На вводном инструктаже вопросы необходимо ставить практической направленности, тесно связанные с тем, что будет рассматриваться на данном занятии, вопрос должен ставиться в такой форме, чтобы ответ требовал не только припоминания, но и активного мышления студентов.
- Вводный инструктаж необходимо строить с позиции предупреждения ошибок и затруднений приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий.
- Постоянно использовать на занятиях учебно-наглядные пособия, инструктивную документацию и другие документы письменного инструктирования.
- На текущем инструктаже мастеру не давать студентам готовых рекомендаций по исправлению ошибок, добиваясь, чтобы они сами увидели их, нашли способы их устранения или предупреждения.
- Обратить особое внимание на постановку межоперационного контроля учебно-производственных работ студентов.
- Мастеру необходимо уделить особое внимание деятельности студентов умению произвести самоконтроль выполненной работы.
- На заключительном инструктаже мастеру необходимо ориентироваться на следующие рекомендации:
- на первом плане должно быть подведение итогов выполнения учебных, а не производственных задач занятия;
- заключительный инструктаж должен иметь обучающий характер.
8. Рекомендовать продолжить работу по формированию КУМО (ФОС, ПФК, элементы письменного инструктирования и др.).
Приложение 4
Образец самоанализа занятия по учебной практике
Дата 09.10.2013г.
Группа № 341
специальность 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Профессия 270802.09. «Мастер общестроительных работ (каменщик)»
Ф.И.О. мастера производственного обучения: Стариков Ю.В.
Тема учебной программы: 1.2 Производство общих каменных работ различной сложности и выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня.
Тема занятия №8: Кладка глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной (цепной) системе перевязки в пустошовку и под расшивку
Самоанализ хода учебного занятия.
- Мною, как мастером учебной практики, подготовлена учебная строительная мастерская и полигон к занятию, обеспечив хорошее санитарно-гигиеническое сообщение мастерской, а так же требования безопасности труда студентов.
- Занятие обеспечено необходимым количеством учебно-методической документацией (планы, инструкционная, инструкционно-технологическая карты, тесты, карточки-задания, справочная литература, критерии оценок и др.).
Имеется строительный инструмент каменщика: кельма, молоток-кирка, растворная лопатка, отвес, строительный уровень, провило, ящики для раствора, весь инструмент с расчетом на подгруппу обучающихся.
Подготовил: глину, песок, воду в необходимом количестве, для бесперебойной работы студентов в течении занятия.
- Проверка состояния рабочих мест студентов (хорошее).
- Я старался раскрыть цель занятия, дал целевую установку, т.е. создал для студентов мотивацию предстоящей работы: вызывал интерес в будущей профессиональной деятельности.
- Вводный инструктаж.
3.1. Провел вводный инструктаж согласно разработанного мною плана занятия.
3.2. Была поставлена проблема по изучению нового материала через опрос, показ и обсуждение.
3.3. Объяснил и показал наиболее рациональные приемы, способы и последовательность выполнения задания: разметку прямолинейной стены, формирование тычковых и ложковых рядов, сопровождая вопросами студентов.
3.4. Некоторые трудовые движения способов укладки кирпича показывал несколько раз в замедленном рабочем и ускоренном темпе (с комментариями).
3.5. Обращал особое внимание студентов на предупреждение типичных ошибок и дефектов в работе с использованием инструкционно-технологической карты, где указаны последовательность и эскиз выполнения практической работы, типичные ошибки.
3.6. Я показал кладку _________
3.7. Объяснил последовательность и способы поэтапного контроля качества выполнения заданий.
4. Текущий инструктаж.
4.1. Текущее инструктирование студентов провел в форме фронтальных целевых обходов рабочих мест по предварению типичных ошибок, предупреждению брова.
4.2. Провел контроль производственных упражнений студентов по кладке тычкового и ложкового рядов.
4.3. Индивидуальные целевые обходы по оказанию помощи слабым студентам в выполнении трудовых приемов и операций, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению норм времени.
4.4. Проверял и оценивал работу, максимально активизировал мышление студентов, делал так, чтобы они учились самостоятельно определять причины типичных ошибок, способы устранения и предупреждения.
5. Заключительный инструктаж.
5.1. На заключительном инструктаже провел анализ успехов и недостатков студентов, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и невосполнимых бровов, закрепить успехи.
5.2. Заключительный инструктаж имел обучающий характер.
5.3. Вовлек всех студентов в активное обсуждение итогов проведенного занятия, самоанализ результатов профессиональных компетенций.
5.4. Итог занятия, по моему мнению, подвел всесторонне и объективно, аргументируя оценки.
6.1. Задал домашнее задание творческого занятия.
Вывод: Мне удалось осуществить намеченный план занятия, реализовать его цели и задачи.
Студенты усвоили учебный материал, приобрели на занятии необходимые умения, профессиональные компетенции кладки карнизов, что показали результаты занятия.
Студенты проявили активность и инициативу на занятии, удалось их увлечь и заинтересовать. Наиболее удачные моменты занятия:
- объяснение и показ трудовых приемов;
- поэтапный контроль умений и навыков;
- самоконтроль и самоанализ допущенных ошибок.
Мастер УП Ю.В. Стариков
ЛИТЕРАТУРА.
- Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб.пособие для студ.сред.проф.образования. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272с.
- Основы педагогических знаний мастера производственного обучения. Учебное пособие. – М.,2005.
- Справочник мастера производственного обучения: Учебное пособие / Ю.А. Якуба, А.В. Елистратов, О.Ю. Куракса, С.В. Куракса; Под ред. Ю.А. Якубы. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 352с.
- Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. Методическое пособие – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по учебной и производственной практике студентов по МДК 04.01. "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"
В работе нашли отражение следующие вопросы : общие положения об учебной и производственной практике; организация и руководство практикой, ее содержание; образцы документов, рекомендации по написанию о...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Программа профессиональных модулейПМ 01. Выполнение штукатурных работПМ 02. Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкцийПМ 03. Выполнение малярных работразработана на основе Федерального государ...
Методические рекомендации по организации учебной и производственной практики студентов
Методические указания содержат необходимые сведения об организации учебной и проихзводственной практик студентов колледжа в соответствии с ФРОС СПО, а также систематизированные нормы и правила по офор...
Методические рекомендации по организации и прохождению учебной и производственной практики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум» М...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Методические рекомендации по учебной и производственной практике студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и программы практики по профессии23.01.03_Авто...
Методические рекомендации мастеру п/о по организации учебной и производственной практик профессии 15.01.26 Токарь-универсал
В методических рекомендациях представлены следующие разделы:1. цели и задачи практического обучения;2. планирование и организация практического обучения;3. реализация практического обучения;4. результ...
Рабочая программа учебной и производственной практики по профессии 35.01.11"Мастер сельскохозяйственного производства"
Рабочая программа учебной (производственной) практики по программе подготовки квалификационных рабочих служащих ППКРС по профессии среднего профессионального образования 35.01.11 «Ма...