статья "Конфликт в учебном процессе"
статья
Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы преподаватель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив группы, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же студенты всей группы начинают развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимают двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности преподавателя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый человек – сам преподаватель.
Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Преподаватель должен корректировать поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между подростками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие студентов - подростков.
Таким образом можно делать вывод - конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к преподавателю и надолго нарушают их взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_-_konflikt_v_uchebnom_protsesse.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Энгельсский механико-технологический техникум»
«Конфликт в учебном процессе»
Автор: Соломин В.В.,
преподаватель
истории и обществознания,
ГАПОУ СО «ЭМТТ».
2019 г.
Конфликт в учебном процессе
«Наша жизнь именно потому прекрасна, что мы способны бороться, то есть разрешать конфликты, смело идти им навстречу, смело и терпеливо переживать страдания и недостатки»
(А.С.Макаренко).
А) Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика.
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников, Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Преподаватели и студенты часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил только в деловой сфере и не перетекал в личностную сферу.
Причиной конфликтов в учебном заведении может стать акселерация (ускорение роста и физического развития подростков по сравнению с предыдущими поколениями), так как она не столько ускоряет общее созревание организма, сколько усиливает его дисгармонию с социальным созреванием и усугубляет течение подросткового кризиса. Это затрудняет правильное воспитание подростков. Нам, педагогам, становится всё труднее понимать и внутреннее состояние, и потребности студентов, общаться с ними, руководить ими. Поэтому возникают конфликты.
Слишком жёсткое или слишком лояльное отношение к студентам вызывает реакцию протеста со стороны учащихся, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в преподавателе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением.
Также меняется отношение и к учёбе. Учёба воспринимается как подготовка к взрослой жизни, и поэтому учитель (главный источник информации), по мнению подростков, должен понятно, доступно объяснять материал. На этой почве тоже могут возникнуть противоречия. Подобно родителям, преподаватель в сознании подростка - обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определённой области — должен стать товарищем и другом.
По мнению студентов, идеальный преподаватель — это человек, в котором:
1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.
2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.
Естественно, все необходимые качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты. Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 14 до 18 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в "войны", "революции" и чтобы конфликты правильно оценивались обеими сторонами.
Существует пять стратегий поведения людей в конфликте, которые различаются по степени удовлетворения интересов каждой из сторон:
1.Избегание.
2.Соперничество.
3.Приспособление.
4.Компромисс.
5.Сотрудничество.
Избегание - человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, «уходит». Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для нас и не стоит того, чтобы тратить свои силы и ресурсы. Иногда лучше «не связываться», так как шансы что-либо улучшить близки к нулю.
Соперничество - удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы другой стороны.Такая стратегия часто является вполне логичной, например, в спортивных соревнованиях, при поступлении по конкурсу в ВУЗ, при трудоустройстве. Но иногда противостояние приобретает деструктивный характер – «победа любой ценой», применяются нечестные и жестокие приемы.
Приспособление - уступчивость оппоненту, вплоть до полной капитуляции перед его требованиями.Т.о. уступки могут демонстрировать добрую волю, ослабить напряженность в отношениях, даже переломить ситуацию от конфронтации к сотрудничеству. Такая стратегия сберегает ресурсы и сохраняет отношения. Но иногда уступка воспринимается как проявление слабости, что может привести к эскалации конфликта. Мы можем обмануться, ожидая ответных уступок от оппонента.
Компромисс - взаимные уступки сторон. Идеальный компромисс - удовлетворение интересов каждой из сторон на половину. Но часто какая-то сторона делает большие уступки по сравнению с другой (или ей это только кажется), что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. Часто компромисс - это временный выход, так как ни одна из сторон не удовлетворила свои интересы полностью.
Сотрудничество - удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. При данной стратегии хорошо разрешается конфликт, сохраняются партнерские отношения во время конфликта и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.
Надо отметить, что ни одна из стратегий конфликта не может быть однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной в конкретной ситуации.
Можно выделить следующие особенности педагогических конфликтов:
а) ответственность преподавателя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь любое учебное заведение – это модель общества в миниатюре, где учащиеся усваивают нормы отношений между людьми;
б) участники конфликтов имеют разный социальный статус (преподаватель - студент), чем и определяется их поведение в конфликте;
в) разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
г) различное понимание событий и их причин, так как конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по-разному, поэтому не всегда легко понять глубину переживаний подростка, а студенту - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
д) присутствие других студентов делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить преподавателю;
е) профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы студента как формирующейся личности;
ж) контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность студентам обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
з) не приписывать студенту свое понимание его позиции, перейти на т.н. «Я - высказывания» (пример: не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
и) нельзя оскорблять студента, так как есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить;
к) нужно стараться не выгонять студента из учебного кабинета;
л) по возможности не обращаться к администрации учебного заведения;
м) не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;
н) дать себе и подростку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
о) независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к студенту);
п) не бояться конфликтов с учащимися и брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Б) Конфликты в условиях учебной деятельности.
1. Конфликты между студентами в учебном заведении.
В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: студент, преподаватель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: студент - студент; студент - преподаватель; студент - родители; студент - администратор; преподаватель - преподаватель; преподаватель - родители; преподаватель - администратор; родители - родители; родители - администратор; администратор - администратор.
Наиболее распространены среди студентов конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в группе. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков со всей группой, или вспыхнуть конфликтное противостояние одного студента и всей группы. По наблюдениям разных психологов - путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных.
Развитие агрессивного поведения студентов связано с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у учащихся и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сирс). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личности основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с сокурсниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет учебная дисциплина, а также умение обеспечить подростку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
Таким образом можно сказать, что в зависимости от того, сколь успешно осуществляется в учебном заведении социализация личности подростка, в первую очередь наблюдается усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между студентами.
2. Посредничество преподавателя в конфликте.
В своей педагогической практике любой преподаватель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между студентами, родителем и учащимся, преподавателем и администрацией учебного заведения. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.
Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства. Организация эффективного педагогического взаимодействия требует высокого уровня эмоциональной идентификации с объектом воздействия.
Для любого учебного заведения характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, студенту и родителям.
Большое влияние на конфликтное поведение студентов оказывает личность преподавателя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия преподавателя с разными студентами служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях их со своими сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика преподавателя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся между собой и своими родителями.
Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения студентов друг с другом.
Во-вторых, преподаватель обязан вмешиваться в конфликты студентов и незамедлительно регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, но особенно важно участие в разрешении конфликта других студентов из числа лидеров группы.
3. Конфликты между студентами и преподавателями в учебном заведении.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с подростками, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности.
Среди конфликтов между преподавателя и студентом выделяются следующие конфликты:
- деятельности, возникающие по поводу успеваемости студента, выполнения им вне учебных заданий;
- поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения студентом правил поведения в учебном заведении и вне его;
- отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений между студентом и преподавателем.
Конфликты деятельности возникают между преподавателем и студентом и проявляются в отказе учащегося выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: переутомление, затруднение в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание преподавателя вместо конкретной помощи при трудностях в работе. Подобные конфликты часто происходят со студентами, испытывающими трудности в учебе; когда преподаватель ведет предмет в группе непродолжительное время и отношения между ним и студентом ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что преподаватель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из учебного заведения довольно способных и самостоятельных студентов, а у остальных учащихся снижается мотивация к обучению вообще.
Конфликты поступков всякая ошибка преподавателя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие студенты.
Таким образом - конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы преподаватель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив группы, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же студенты всей группы начинают развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимают двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности преподавателя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый человек – сам преподаватель.
Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Преподаватель должен корректировать поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между подростками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие студентов - подростков.
Таким образом можно делать вывод - конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к преподавателю и надолго нарушают их взаимодействие.
Пути эффективного разрешения конфликта:
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучается раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя останавливаться.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.
В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста в современных условиях, раскрыта сущность понятий «индивидуализация» студ...
Различные приёмы организации работы с учебным текстом как средство активизации учебного процесса
В статье рассматриваются конкретные примеры организации обучающихся при работе с учебным текстом. Разнообразие приёмов позволяет повысить интерес обучающихся к предмету,активизировать логическое...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Ю.Ю.Штенгель
Статья участник конференции...
Программно-методическое обеспечение учебного процесса МКОУ АШИ на 2016- 2017 учебный год
Программно-методическое обеспечение учебного процессаМКОУ АШИ на 2016- 2017 учебный год...
Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».
Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...
Оптимизация оборудования учебно-производственного полигона в учебном процессе
По ФГОС третьего поколения необходимо обучающимся освоить профессиональные и общие компетенции. С целью формирования профессиональных и общих компетенций необходимо использовать современные технологии...