Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.
статья по теме
В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста в современных условиях, раскрыта сущность понятий «индивидуализация» студентов, «общие» и «профессиональные компетенции», показана взаимосвязь между формированием универсальных учебных действий и индивидуальным подходом в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.
Изменения в нашей стране коснулись и образования. Переход на новые образовательные стандарты требует глобальной перестройки учебно-воспитательного процесса, результатом которой взамен формирования системы знаний, умений и навыков станет формирование универсальных учебных действий, т.е. потребности, желания и умения самостоятельно повышать свой уровень образованности, осознанно сделать профессиональный выбор. Известные нам психолого-педaгогические исследовaния по проблеме формирования универсальных учебных действий направлены на изучение учебной деятельности в начальной школе. Влияние оценочной деятельности на их формирование у младших школьников рассмотрено И.Е. Сюсюкиной. Группа авторов под руководством А.Г. Асмолова концептуально изложила подходы к формированию универсальных учебных действий младших школьников.
У младших подростков, закончивших начальную школу, в разной степени сформированы универсальные учебные действия. Степень сформированности влияет на последующее обучение школьников. Поэтому процесс их дальнейшего формирования необходимо продолжать и на следующих ступенях образования.
Ступень среднего профессионального образования не является исключением. Старшие подростки испытывают разноплановые затруднения. Это – профессиональный выбор, мотивация обучения, отсутствие потребности в самосовершенстве, неумение приобретать знания и применять их на практике. По опросу учащихся средних профессиональных учебных заведений затруднения вызваны рядом причин. Среди них: отсутствие должной индивидуализации в учебном процессе, недостаточность учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, неуспешная социализация подростков, несформированность гражданской позиции, низкая активность учебно-познавательной деятельности, недостаточное использование информационных технологий.
Диагностика исходного уровня социализации подростков негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования показала, что они
- хорошо приспособились к условиям обучения в колледже, но не стали студентами ввиду плохо развитого умения «Учиться»;
- понимают интересы колледжа в вопросах качественной подготовки специалистов, но не готовы реализовать их по причине низкой мотивации обучения, очень малой доли социальных мотивов, мотивов долга и ответственности;
- имеют возможность самостоятельного выбора форм и методов обучения, но не в полной мере используют ее.
Решить вопрос с мотивацией поможет учебный процесс, который обеспечит наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе, создание благоприятных условий для протекания процесса социализации студента, тесное взаимодействие педагогов и родителей.
Учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений относятся к категории старших подростков, имеют свои возрастные особенности. В этом возрасте для подростка огромное значение имеют эмоциональные контакты. Поиск новых, оценка имеющихся контактов заполняют все время подростков. Для организации учебного процесса целесообразно использовать коллективные формы работы, работу в группах, т.к. такие формы работы способны негативную сторону потребности в общении перенаправить на совершенствование образовательного уровня учащихся. Нельзя не учитывать и такие возрастные особенности старших подростков, как агрессивность, обостренное чувство взрослости, противопоставление себя миру взрослых. Развитие сотрудничества, педагогической поддержки, создание ситуаций успеха в рамках профессионального учебного заведения позволит строить отношения ученик-учитель на основе доверия. Период обучения в учреждении среднего профессионального образования приходится на момент усиленной социaлизaции, особой чувствительности к фоpмиpовaнию нpaвственных убеждений.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в среднем профессиональном образовательном учреждении возможен. Для этого необходима диагностика степени обучаемости и степени обученности каждого учащегося, выявления природных способностей и задатков, запаса знаний, умений и навыков и главное - степени сформированности универсальных учебных действий. Полученные в результате диагностики выводы лягут в основу принципа активного обучения - индивидуализация как по содержанию, по объему, так и по времени. Для построения учебного процесса на принципах активного обучения необходимы соблюдение преемственности в обучении между школой и среднем профессиональным учебным заведением, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Для того чтобы процесс обучения стал более активным, его надо строить на принципах активного обучения. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся и темой задания опирается на индивидуальные особенности подростков, обеспечит индивидуальный подход. Принцип «негативного опыта» позволит учащимся выполнять задания на поиск ошибок. Умение анализировать необходимо в профессиональной деятельности. Принцип непрерывного обновления обяжет преподавателя разнообразить формы и методы работы. Постоянное использование одних и тех же видов работ вызывает негативное отношение к процессу обучения, не формирует ценности и потребности к самосовершенствованию, положительной мотивации учения. Построение процесса обучения на основе принципа организации коллективной деятельности разовьет у подростков стремление к деятельности, умение анализировать себя, ситуацию, себя в ситуации. Принцип экономии учебного времени предполагает за счет использования активных методов больше времени уделять практике.
Мы считаем, что для успешного формирования универсальных учебных действий подpосткa в условиях среднего профессионального образования необходимо pеaлизовать комплекс условий, включaющий:
-готовность педaгогического коллективa использовать в работе принципы активного обучения подpостков – индивидуализацию, развитие сотрудничества, принцип непрерывного обновления, принцип организации коллективной деятельности, принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся и темой задания, принцип «негативного опыта», принцип экономии учебного времени;
-создание благоприятных условий для протекания процесса социализации, формирования гражданской позиции подростка;
-соблюдение преемственности в обучении между школой и среднем профессиональным учебным заведением;
-использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Краткая характеристика технологии и условия реализации ее на занятиях...
Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений
Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений...
Организация производственного обучения учащихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения
Из опыта работы...
Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...
Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений"
Доклад на ЦМК ОГСЭ ЕН "Формирование социальной компетенции у студентов средних профессиональных образовательных учреждений"...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) в рамках основной профессиональной образовательной программы
КОС содержит основные требования,предъявляемые к студентам на зачете,результаты освоения дисциплины,вопросы к устному зачету,тип заданий,критерии оценивания,cписок базовой литературы ...
Статья на тему "Формирование патриотизма в воспитательной среде среднего профессионального образовательного учреждения"
Содержательная часть.Актуальность.Степень изученности.Целевая установка темы.Направления деятельности.Варианты решения проблемы.Особенности формирования патриотизма в СПЦ №5.Цель работы.Результаты....