Различные приёмы организации работы с учебным текстом как средство активизации учебного процесса
статья на тему

Биличенко Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются конкретные примеры организации обучающихся при работе с учебным текстом. Разнообразие приёмов позволяет повысить интерес обучающихся к предмету,

активизировать  логическое мышление, привнести элементы новизны в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различные приёмы организации работы с учебным текстом как средство активизации учебного процесса

«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»    Б. Шоу

            Большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.  Для обеспечения  всестороннего развития школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности. На конкретных примерах покажем, как можно активизировать деятельность обучающихся при изучении нового материала, работая с текстом учебника.

  1. Представление учебного материала в виде таблицы, в которой указаны основные изучаемые вопросы. Обучающиеся находят в тексте параграфа ответы и записывают их в таблицу. Пример:

Конденсаторы

Вопросы

Ответы

1

Конденсатор –это…

2

Обкладки конденсатора – это…

3

Как заряжаются обкладки конденсатора

4

Где сосредоточено электрическое поле конденсатора

5

Обозначение конденсатора на схемах

6

Название и время  изобретения первого конденсатора

7

Электроёмкость плоского конденсатора (формула, величины)

8

Типы конденсаторов

9

Назначение конденсаторов

10

Энергия заряженного конденсатора

(3 формулы)

11

Применение конденсаторов

12

Работа с формулами

  1. Из формулы п.7 найти S и d
  2. Из формулы п. 9 найти C, U, q

 

Материал, представленный в таблице позволяет:

1) наглядно видеть основные вопросы темы;

2) оперативно находить ответы на изучаемые вопросы;

3) систематизировать учебный материал.

2) Составление тестовых вопросов к изучаемому материалу. Например, по теме «Опыты Резерфорда. Постулаты Бора.»

        а) Почему в опыте Резерфорда большая часть α-частиц свободно проходила сквозь фольгу, практически не отклоняясь от прямолинейной траектории?

1) ядро атома имеет малые по сравнению  с α-частицей размеры

2) ядро атома имеет положительный заряд

3) ядро атома имеет малые по сравнению с атомом размеры

4) ядро атома притягивает α-частицы

         б) Согласно планетарной модели атома Резерфорда:

1) ядро состоит из протонов и нейтронов

2) электроны движутся вокруг ядра

3) масса атома равномерно распределена по всему объёму атома

4) атом имеет положительный заряд

             Составление тестовых вопросов заставляет обучающихся  не только формулировать утвердительный вопрос, дать к нему правильный ответ, но и придумать «правдоподобные»  неправильные ответы.

  1. Составление физического диктанта по данной теме.  

 Диктант по теме «Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. АЭС»  

I вариант

1 Деление ядер урана сопровождается выделением…

2 Осколки – ядра, образующиеся при делении ядра урана разлетаются под действием … сил

3 Ядерный реактор – это…

4 Основные элементы ядерного реактора…

5 Что является ядерным топливом на АЭС?

6 Критическая масса чистого  урана …

7 Вещества, хорошо поглощающие нейтроны…

8 Два главных достоинства АЭС…

9 Запишите ядерную реакцию захвата  92U238  нейтрона

10 Ядро  92U235 испытывает один β-распад и два α-распада. Найдите для получившегося  ядра  числа  «Z»  и  «А»

II вариант

1 Деление ядра урана происходит под действием…

2 При полном делении ядер, содержащихся в 1г урана, выделяется столько энергии, сколько выделяется при сгорании …угля,     …нефти

3 Коэффициент размножения нейтронов – это…

4 Критическая масса это…

5 При помощи чего регулируют течение ядерной реакции

6 Для стационарного течения цепной ядерной реакции необходимо, чтобы к=…

7 Вещества – замедлители нейтронов…

8 Главная проблема при эксплуатации АЭС…

9 Запишите ядерную реакцию  β-распада  92U239

10 Ядро  86Rn222 испытывает  два β-распада и два α-распада. Найдите для получившегося  ядра  числа  «Z»  и  «А»

Такой вид деятельности обучающихся способствует выработке умения находить   в тексте главные вопросы изучаемой темы.  

4) Составление вопросника к изучаемой теме. Чтобы обучающиеся не зацикливались на однообразных вопросах, им можно помочь, дав первые слова в предложениях:

- что

- зачем

- почему

Например, по теме «Опыты Резерфорда. Постулаты Бора»

        а)  Что представляет собой атом согласно «капельной модели атома»?

        б) Зачем радиоактивный препарат помещался в свинцовую коробочку?

        в) Почему большинство α-частиц проходило сквозь фольгу не отклоняясь?...

5) Определение ключевых слов и словосочетаний темы и составление устного рассказа обучающихся по цепочке (по той же теме «Опыты Резерфорда. Постулаты Бора»):

 «капельная модель атома», «α-частицы», «фольга», «экран», «угол, больший 90°», «планетарная модель атома»…

              Данная форма работы развивает устную речь обучающихся, приучает их слушать, что говорят другие, быть готовым исправить ошибку товарища.

6) Задание, более сложное, чем предыдущие – выделить в тексте учебного материала явления, величины, процессы, тела, частицы, модели… которые можно по каким-то критериям сравнить. Придумать вопросы для сравнения и провести сравнение.

Для рассматриваемой темы это может быть:

        - «капельная модель атома» – планетарная модель атома;

        - α-частицы – электроны;

        - классическая физика – квантовая физика;

        - излучение – поглощение;

7) Работа с абзацами параграфа.

                Обучающиеся выбирают абзац учебника, прочитывают его 2 раза. Затем обучающиеся по цепочке (например, I ряд – I вариант) начинают читать текст абзаца по одному предложению и делают паузу на каком-нибудь словосочетании. Обучающиеся, не участвующие в прочтении, должны вставить пропущенные слова.

8) Классифицировать учебный материал по структурным элементам изучаемой науки (находят в тексте параграфа). Пример, «Опыты Резерфорда. Постулаты Бора»)

Учёные

Томсон, Резерфорд, Бор

Модели

Капельная модель, планетарная модель атома

Законы

Закон Кулона

Процессы

Потеря атомом энергии при излучении

Явления

Явление излучения электромагнитных волн ускоренно движущимся зарядом

Поглощение света атомом

Излучение света атомом

Экспериментальное оборудование

Радиоактивный препарат, свинцовая цилиндр, фольга, микроскоп, экран

Приборы

Микроскоп

Постоянные величины

Постоянная Планка

Физические величины

Электрический заряд, масса, скорость, сила, напряжённость электрического поля, частота, энергия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Методические рекомендации «Таблица – как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»

Одним их видов на­глядных пособий являются таблицы. Таблицы могут служить не только целям иллюстрации объяснения преподавателя, но и для фронтальной работы с классом, что позволяет организовать ...

Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Методическая разработка "Использование  современных методов обучения при  различных формах  организации учебно-воспитательного  процесса"...

Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.

В статье рассматривается вопрос активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся как одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющей...

Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Методическая разработка адресована  преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной  деятельност...

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Однако их внедрение требует осторожности и продуманности. Формирование мировоззренческих установок студента возможно лишь в процесс...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Педагогическая суть  игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформироват...