Методическая копилка заместителя директора
методическая разработка
В данном разделе представлены методические материалы, необходимые для работы заместителя директора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образец журнала регистрации вводного инструктажа | 58.62 КБ |
Образец календарного учебного графика | 31.71 КБ |
Образец корректировки КТП | 13.35 КБ |
Методические рекомендации по ведению документации в ОО | 65.49 КБ |
Формы для учебного плана (комплектование) | 145.87 КБ |
Образец учебного плана (комплектование) | 145.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет» (СГСПУ)
Лицей СГСПУ
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА
Начат_____________________20____г
Окончен___________________20____г
Правила поведения и техника безопасности
во время весенних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Правила поведения и техника безопасности
во время весенних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Соблюдение правил дорожного движения
во время весенних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Соблюдение правил дорожного движения
во время весенних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Правила поведения и техника безопасности
во время летних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Правила поведения и техника безопасности
во время летних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Соблюдение правил дорожного движения
во время летних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Соблюдение правил дорожного движения
во время летних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Правила поведения и техника безопасности
во время осенних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Правила поведения и техника безопасности
во время осенних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Соблюдение правил дорожного движения
во время осенних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Соблюдение правил дорожного движения
во время осенних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Правила поведения и техника безопасности
во время зимних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Правила поведения и техника безопасности
во время зимних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Соблюдение правил дорожного движения
во время зимних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Соблюдение правил дорожного движения
во время зимних каникул
Дата | Фамилия, имя, отчество инструктируемого | Год рождения инструкти-руемого | Наименования структурного подразделения СГСПУ | Фамилия, инициалы, должность инструктирующего | Подпись | |
Инструкти-рующего | Инструкти-руемого | |||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Предварительный просмотр:
Приложение к основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования ГБОУ Школы №00 г.о. Сызрань | |
СОГЛАСОВАН: на заседании Совета (см. Устав!) ГБОУ Школы №00 г.о. Сызрань (протокол №0 от 00.00.2024) Секретарь Совета Школы____________ П.П.Петров «___»____________2024 г. | УТВЕРЖДЕН: Директором ГБОУ Школы №00 г.о. Сызрань ________________И.И.Иванов (приказ по школе №000-од от «___»__________ 2024 г.) |
Календарный учебный график ГБОУ Школы №00 г.о. Сызрань
на 2024-2025 учебный год
(ПРОЕКТ)
В соответствии с Федеральными образовательными программами начального, основного, среднего общего образования, утвержденными приказами Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370, № 371, № 372, СанПиН 2.4.3648-20 определить:
- Даты начала и окончания учебного года:
начало учебного года – 02.09.2024,
окончание учебного года – 26.05.2025.
Для 9-х и 11-х классов окончание учебного года определяется в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
- Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебных недели
во 2-11 классах – 34 учебных недели
- Продолжительность учебной недели:
в 1-7 классах 5-ти дневная учебная неделя;
в 8-11 классах 6-ти дневная учебная неделя.
- Продолжительность учебных периодов.
Учебный год делится на четверти (триместры):
1 четверть – 8 учебных недель;
2 четверть – 8 учебных недель;
3 четверть – 11 учебных недель (для 2-11 классов),
10 учебных недель (для 1 классов);
4 четверть – 7 учебных недель.
Четверти (триместры) | начало четверти (триместра) | Дата начала и окончания отдельных учебных недель | окончание четверти (триместра) |
1 четверть (триместр) | 02.09.2024 | 26.10.2024 | |
2 четверть (триместр) | 05.11.2024 | 28.12.2024 | |
3 четверть (триместр) | 08.01.2025 | 21.03.2025 | |
4 четверть (триместр) | 31.03.2025 | 32 учебная неделя: 28.04.2025 - 08.05.2025 34 учебная неделя 19.05.2025 -26.05.2025 | 26.05.2025 |
- Сроки и продолжительность каникул на учебный год:
Каникулы | Дата начала каникул | Дата окончания каникул | Продолжительность |
осенние | 27.10.2024 | 04.11.2024 | 9 календарных дней |
зимние | 30.12.2024 | 07.01.2025 | 9 календарных дней |
весенние | 22.03.2025 | 30.03.2025 | 9 календарных дней |
Итого 27 каникулярных дней в течение учебного года | |||
летние | 27.05.2025 | 31.08.2025 | 14 недель |
Для обучающихся 1-го класса устанавливаются дополнительные каникулы с 15.02.2025 по 24.02.2025.
Для обучающихся 9-х классов летние каникулы начинаются по окончании государственной итоговой аттестации.
- Продолжительность урока:
1 класс (1 полугодие): 3 урока по 35 минут (сентябрь - октябрь), 4 урока по 35 минут (ноябрь - декабрь);
1 класс (II полугодие): в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый (СанПиН 2.4.3648-20, п.3.4.16; СанПиН 1.2.3685-21, табл. 6.6.)
2-11 класс по 40 (45) минут (как в Уставе).
- Продолжительность перемен между уроками (расписание звонков):
1 класс (1 полугодие)
Расписание звонков | Перемена | |
1 урок | ||
2 урок | ||
3 урок | Динамическая пауза или урок физ. культуры | |
4 урок |
1 класс (2 полугодие)
Расписание звонков | Перемена | |
1 урок | ||
2 урок | ||
3 урок | Динамическая пауза или урок физ. культуры | |
4 урок | ||
5 урок |
- для обучающихся 2 - 11 классов – 40 (45) минут (как в Уставе):
1 смена
Расписание звонков | Перемена | |
1 урок | ||
2 урок | ||
3 урок | ||
4 урок | ||
5 урок | ||
6 урок |
Перерыв между сменами не менее 30 минут (СанПиН 2.4.3648-20, п.3.4.16; СанПиН 1.2.3685-21, табл. 6.6.)
2 смена
Расписание звонков | Перемена | |
1 урок | ||
2 урок | ||
3 урок | ||
4 урок | ||
5 урок | ||
6 урок |
1 смена (суббота)
Расписание звонков | Перемена | |
1 урок | ||
2 урок | ||
3 урок | ||
4 урок | ||
5 урок | ||
6 урок |
Перерыв между сменами не менее 30 минут (СанПиН 2.4.3648-20, п.3.4.16; СанПиН 1.2.3685-21, табл. 6.6.)
2 смена (суббота)
Расписание звонков | Перемена | |
1 урок | ||
2 урок | ||
3 урок | ||
4 урок | ||
5 урок | ||
6 урок |
- Время начала и окончания учебных занятий:
Начало учебных занятий – 8.00 (не ранее 8.00, СанПиН 1.2.3685-21, табл. 6.6.)
Окончание учебных занятий 19.00 (не позднее 19.00 при реализации программ начального, основного и среднего общего образования, СанПиН 1.2.3685-21, табл. 6.6.)
- Сроки проведения промежуточных аттестаций:
- промежуточная аттестация во 2-11 классах проводится по четвертям (триместрам) в соответствии с положением о промежуточной аттестации образовательной организации и Уставом ОО в сроки с___ по___;
- годовая промежуточная аттестация в 10(?) классах по (указать предметы) проводится в конце последней четверти (триместра).
Предварительный просмотр:
Изменения в тематическом планировании рабочих программ на 2023-2024 учебный год
Учитель Богомолова Е.А. Предмет физическая культура
Класс | Тема | Кол-во часов до корректировки | Кол-во часов после корректировки | За счет чего внесены изменения | Отметка о внесении изменений в АСУ РСО |
Объединение тем уроков или сокращение часов на повторение | |||||
Пример | |||||
10 А(И) | Правила и техника выполнения норматива комклекса ГТО: подтягивание из виса на высокой перекладине… | 1 | 0 | Объединение тем (с темой 1.93) | Внесено |
10 Б(Т) | Правила и техника выполнения норматива комклекса ГТО: подтягивание из виса лежа на низкой перекладине… | 1 | 0 | Объединение тем (с темой 1.95) | Внесено |
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете
Протокол от 24.04.2024 № 4
Подпись учителя________________________
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
об организации образовательной деятельности
в 2023-2024 учебном году в ОО
Введение
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи по введению федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденных приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования», от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» и от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрированы Минюстом России 22 декабря 2022 г. № 71762, № 71764 и № 71763).
Во второй части данных методических рекомендациях раскрываются особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО). Рекомендации по реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» представлены в письме «Методические рекомендации
по организации образовательной деятельности в школе (2022-2023 учебный год)»[1].
Данные материалы адресованы руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, руководителям МОУО, специалистам ММС, родителям обучающихся, а также представителям органов государственно-общественного управления школ, общественных организаций.
Методические рекомендации могут быть использованы при организации разъяснительной работы с участниками образовательных отношений, при разработке как основной образовательной программы соответствующего уровня в целом, так и отдельных ее компонентов, локальных актов по основным вопросам организации образовательной деятельности и другой документации, предусмотренной ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
На основе каких нормативных документов разрабатывается основная образовательная программа НОО, ООО, СОО?
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ (часть 6.1.[2] статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ)[3].
ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
Внимание
далее по тексту – обновленный ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее по тексту – ФГОС) и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами (далее по тексту – ФООП).
Внимание
Закон об образовании требует, чтобы основные образовательные программы разрабатывали в соответствии с ФГОС и ФООП, вводит определение ФООП (п. 10.1 ст. 2 Федеральный закон №273-ФЗ). Понятия федеральная образовательная программа (далее – ФОП в законодательстве нет. Однако вместо ФООП Минпросвещения утвердило ФОП по правилам, которые установили для ФООП (приказ Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Следовательно, считается, что ФОП можно применять в качестве ФООП. ФОП используется как синоним ФООП.
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона №273-ФЗ утверждены федеральные образовательные программы начального общего[4], основного общего[5] и среднего общего образования[6].
Внимание
Согласно статье 12 Федерального закона №273-ФЗ к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Таким образом, федеральные основные общеобразовательные программы рекомендуется сокращать как ФООП, федеральную образовательную программу начального общего образования (ФОП НОО), федеральную образовательную программу основного общего образования (ФОП ООО), федеральную образовательную программу среднего общего образования (ФОП СОО).
Общеобразовательные организации разрабатывают основные образовательные программы (далее по тексту – ООП) в соответствии с ФГОС общего образования и соответствующими ФОП общего образования. ФОП общего образования состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, что соответствует требованиям ФГОС общего образования.
Внимание
Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (п.4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ).
Содержание и планируемые результаты разработанных общеобразовательными организациями ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП соответствующего уровня образования (часть 6.1. статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).
Структура ФООП
ФООП состоят из трех разделов:
- целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
- содержательного, который включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий, федеральную рабочую программу воспитания;
- организационного, который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы и включает: федеральный учебный план, план внеурочной деятельности, федеральный календарный учебный график и федеральный календарный план воспитательной работы.
Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной образовательной программы.
Внимание
При этом в структуре ФООП отсутствует раздел, содержащий требования к условиям реализации федеральных основных общеобразовательных программ. Соответствующий раздел основных общеобразовательных программ, включая финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации образовательных программ, формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у неё условий и возможностей.
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определены в ФГОС общего образования и включают:
- общесистемные требования;
- требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
- требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
При этом необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. № 62296) (далее – СанПиН 1.2.3685-21), а также санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573) (далее – СП 2.4.3648-20).
Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации должно соответствовать Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Какие классы переходят на обновленные ФГОС и ФООП
Сколько ООП должно быть в школе
В соответствии с Письмом Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования)» в Ярославской области принята следующая последовательность действий по введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО:
- С 1 сентября 2023 г. общеобразовательным организациям рекомендуется реализовывать обновлённый ФГОС НОО[7] с 1 по 4 классы, в этом случае разрабатывается одна ООП на уровне начального общего образования.
- На уровне основного общего образования общеобразовательные организации реализуют две ООП, а именно, в 5-7 классах ООП ООО в соответствии с обновлённым ФГОС ООО[8] и ФОП ООО, в 8-9 классах ООП ООО в соответствии с ФГОС ООО[9] и ФОП ООО.
- На уровне среднего общего образования в 10 классах реализуется ООП СОО в соответствии с ФГОС СОО[10] и ФОП СОО, в 11 классах ООП СОО в соответствии с ФГОС СОО[11] и ФОП СОО.
Модель введения ФООП и обновленных ФГОС отражена в таблице (рисунок 1 и рисунок 2).
Рисунок 1
Введение ФОП НОО, ФОП ООО и ФОП СОО
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
2023/24 уч. год | |||||||||||
Обязательное введение ФООП |
Рисунок 2
Ведение ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
2022/23 уч. год | ** | ** | ** | ** | ** | ** | ** | *** | *** | |||||
2023/24 уч. год | ** | ** | *** | |||||||||||
Обязательное введение обновленных ФГОС Введение обновленных ФГОС по мере готовности | ||||||||||||||
** | ||||||||||||||
Обучение в соответствии с ФГОС СОО до принятия приказа № 732 | *** |
Внимание
11 класс: учебный план не меняется в 2023/24 учебном году, при этом содержание учебных предметов и планируемые результаты приводятся в соответствие ФОП СОО (п.27.20 ФОП СОО)[12]
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ) на уровне начального и основного общего образования утверждены федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[13], федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[14] (далее по тексту – ФАОП НОО для ОВЗ, ФАОП ООО для ОВЗ). ФАОП для ОВЗ предусматривают варианты для обучающихся с нарушениями слуха, слепых, слабовидящих, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра.
С 1 сентября 2023 г. преподавание учебных предметов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется согласно утвержденным федеральным адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)[15] (далее по тексту – ФАОП с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями), ФАОП ООО для обучающихся ОВЗ, ФАОП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)[16].
В ФАОП НОО и ООО прописали требования к школьным АООП. Например, АООП должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школьников. На уровне НОО школам необходимо привести адаптированные образовательные программы в соответствие с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО. АООП ООО необходимо скорректировать под ФГОС ООО и ФАОП ООО. При этом содержание и планируемые результаты каждой АООП должны быть не ниже ФАОП уровня образования. Кроме того, на уровне ООО при реализации любого варианта ФАОП необходимо применять федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Изменения, которые надо внедрить в работу школы
из-за введения ФООП
Обращаем внимание на исключение из нормативных документов понятия «Примерная основная образовательная программа», «Примерные рабочие программы» по учебным предметам, учебным курсам, модулям[17]. В настоящее время в сфере образования используются понятия «Федеральная основная образовательная программа», «Федеральная рабочая программа».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», основные общеобразовательные программы всех общеобразовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 г.
В соответствии с пунктом 10.1. статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ ФООП включают учебно-методическую документацию:
- федеральный учебный план,
- федеральный календарный учебный график,
- федеральные рабочие программы учебных предметов,
- федеральную рабочую программу воспитания,
- федеральный календарный план воспитательной работы.
Согласно части 6.4. статьи 12 Федерального закона №273-ФЗ общеобразовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Внимание
Общеобразовательные организации согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона №273-ФЗ в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное общее образование), «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (основное общее и среднее общее образование).
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углублённого изучения предмета.
Педагоги вправе использовать федеральные рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям без изменений[18].
Внимание
В федеральной рабочей программе отсутствует тематическое планирования, которое является обязательным компонентом программы в соответствии с ФГОС общего образования[19].
Совет
Рекомендуем проверить наличие в общеобразовательной организации локального акта о структуре рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям.
Положение о рабочей программе общеобразовательная организация разрабатывает на основании требований обновлённого ФГОС общего образования. Рабочая программа учебного предмета или курса должна содержать три обязательных раздела:
– содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
– планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
– тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Внимание
Отбор цифровых образовательных ресурсов при создании рабочих программ осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации[20].
Федеральные рабочие программы включают пояснительную записку, которую не требует разрабатывать ФГОС общего образования. Не забудьте отразить этот и другие разделы в локальном акте о структуре рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям.
Внимание
Если общеобразовательной организацией используется федеральная рабочая программа по учебному предмету, курсу, модулю, то необходимо добавить в нее тематическое планирование. В тематическом планировании необходимо указать количество академических часов, которые отведены на освоение каждой темы.
Также необходимо добавить примечание об учёте при обучении рабочей программы воспитания[21].
Например,
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
<…>
Напоминаем, что на сайте «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/ ) ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» размещен рекомендуемый для использования информационный ресурс «Конструктор рабочих программ». Конструктор интуитивно понятен и прост в использовании. Инструкция по работе с Конструктором размещена по ссылке: https://static.edsoo.ru/projects/edsoo/assets/cons_wp.pdf
Внимание
Конструктор рабочих программ обновлен в соответствии с ФООП в части шаблонов учебных программ по предметам непосредственного применения:
НОО: Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир
ООО и СОО: Русский язык, Литература, История, Обществознание, География и ОБЖ
Шаблоны остальных предметов будут загружены в Конструктор после утверждения новой версии ФООП.
Как обеспечить корректировку содержания реализуемой рабочей программы по другим учебным предметам в соответствии с ФГОС и ФООП смотрите в методических письмах по преподаванию учебных предметов в 2023 -2024 учебном году.
Федеральный календарный учебный график
Федеральный календарный учебный график устанавливает начало и окончание учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул, продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной нагрузки на обучающихся. При этом на основании статей 12 и 28 Федерального закона №273-ФЗ, образовательная организация вправе самостоятельно разработать календарный учебный график. Так, при составлении календарного учебного графика образовательная организация может использовать организацию учебного года по триместрам.
Внимание
В целях формирования единства образовательного пространства Ярославской области Департамент образования подготовил для использования в работе календарные учебные графики на 2023-2024 учебный год по учебным четвертям и триместрам.[22]
Федеральные учебные планы
Учебный план составляется с учетом специфики календарного учебного графика общеобразовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.
В соответствии с ФГОС общего образования в учебный план входят обязательные для изучения предметные области, учебные предметы, учебные курсы, учебные модули (п.32.1. ФГОС НОО, п.33.1. ФГОС ООО, п.18.3.1. ФГОС СОО).
Федеральный учебный план:
- фиксирует минимальный и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В ФОП НОО представлены пять вариантов[23] федерального учебного плана (п.25.16.):
– для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке (5-дневная и 6-дневная учебная неделя), варианты 1, 2;
– для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском или родном языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России (5-дневная учебная неделя), вариант 3;
– для образовательных организаций, в которых образование ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации (6-дневная учебная неделя), вариант 4;
– для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке (6-дневная учебная неделя), вариант 5.
Общеобразовательная организация вправе выбрать один или несколько вариантов федерального учебного плана[24].
В ФОП ООО представлены шесть вариантов[25] федерального учебного плана (п.27.11.):
– варианты 1, 2 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке для 5-дневной и 6-дневной учебной недели (1-й и 2-й варианты),
вариант 3 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (6-дневная учебная неделя), а также с учетом изучения второго иностранного языка;
– варианты 4, 5 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из государственных языков республик Российской Федерации и (или) один из языков народов Российской Федерации, для 5-дневной и 6-дневной учебной недели;
– вариант 6 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке из числа языков народов Российской Федерации (6-дневная учебная неделя).
При реализации 1-2, 4-6 вариантов федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час рекомендуется реализовывать образовательной организацией за счёт часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта (п.27.12).
ФОП СОО включает 19 вариантов[26] федерального учебного плана. Для каждого из профилей обучения предлагается от двух до семи вариантов учебного плана с учетом соблюдения требований ФГОС среднего общего образования:
- включение не менее 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»)
- изучение не менее 2 учебных предметов на углублённом уровне.
Общеобразовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения:
- естественно-научного,
- гуманитарного,
- социально-экономического,
- технологического,
- универсального.
Внимание
Необходимо учитывать, что все профили обучения (в том числе универсальный профиль) предусматривают обязательное изучение предметов на углублённом уровне. В случае выбора универсального профиля обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углублённого изучения, может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений).
Например,
Универсальный профиль: для изучения на углублённом уровне может быть выбрана такая комбинация учебных предметов как «Математика» и «Иностранный язык» или любые другие сочетания учебных предметов отличные от учебных планов профилей.
При реализации вариантов федерального учебного плана естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического и технологического профилей, количество часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час рекомендуется реализовывать образовательной организацией за счёт часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта (п.27.14. ФОП СОО).
Для формирования учебного плана профиля необходимо:
- Определить профиль обучения.
- Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, учебные предметы на базовом уровне. Включить в план не менее двух учебных предметов на углублённом уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.
- Дополнить учебный план индивидуальным(-и) проектом(-ами).
- Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля ещё каким-либо предметом (предметами) на базовом или углублённом уровне, либо увеличить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля дополнительными учебными предметами, курсами по выбору обучающихся.
- Если суммарное количество часов больше или равно минимальному числу часов, но меньше максимально допустимого (2516 часов), то можно завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающихся.
Внимание
В обновлённом ФГОС СОО изменена учебная нагрузка (п. 18.3.1.).
Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2516 часов (37 часов в неделю) [27].
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углублённом уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов (п.27.10. ФОП СОО).
Внимание
11 класс: учебный план не меняется в 2023/24 учебном году, при этом содержание учебных предметов и планируемые результаты учебных предметов, курсов, модулей, входящих в учебный план, приводятся в соответствие с ФОП СОО (п.27.20 ФОП СОО)
Например,
Не нужно вводить в 11 классе изучение не менее 2 учебных предметов на углублённом уровне, если при реализации универсального профиля обучения не предусматривалось изучение предметов на углублённом уровне или предусматривалось изучение только одного предмета на углубленном уровне.
Не нужно вводить в 11 классе изучение предмета «Физика», если при реализации гуманитарного профиля обучения не предусматривалось изучение этого предмета.
Особенности содержательного раздела ФООП
В содержательных разделах ФОП НОО, ФОП ООО и ФОП СОО реализован принцип единства образовательного пространства и преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, выраженный в том числе в детализированном описании планируемых личностных и метапредметных результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год обучения.
В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов («Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология») на углубленном уровне за счет добавления учебных часов, из части федерального учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов (п.27.13. ФОП ООО). В ФОП ООО (п.21.9.1.5.) предложено два варианта реализации модуля «Введение в Новейшую историю России».
Внимание
При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета на соответствующем уровне общего образования необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования (переходный период).
Так, например, программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным планом, как в рамках базового уровня, так и углубленного уровня, предусмотрено введение в 7-9 и 10-11 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
В учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7, 10 классах следует указать три учебных курса: «Алгебра» (7 класс)/ «Алгебра и начала математического анализа» (10 класс), «Геометрия» и «Вероятность и статистика» (для каждого учебного курса отводится отдельная страница в журнале успеваемости).
В 8, 9 и 11 классах рекомендуется добавить в обязательную часть учебного плана по 1 часу на изучение учебного курса «Вероятность и статистика» из части, формируемой участниками образовательных отношений. В случае отсутствия такой возможности изучение тем вероятностно-статистического содержания возможно организовать в рамках учебного курса «Алгебра». Также возможно использовать ресурсы часов внеурочной деятельности для реализации программы учебного курса «Вероятность и статистика» в настоящий и предшествующие годы обучения.
Внимание
Обращаем внимание на необходимость организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по указанному курсу с внесением изменений в локальные акты школы.
Например,
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего и среднего общего образования по учебному предмету «Математика» в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
В 9 и 11 классах в аттестат обучающегося выставляется отметка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам выпускника и экзаменационной отметки по учебному предмету «Математика».
В случае если в 2022-2023 учебном году в образовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» при внедрении ФОП ООО целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» за 5-6 классы в течение одного учебного года.
Внимание
При использовании ресурса часов внеурочной деятельности для реализации программы учебного предмета необходима организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по предмету с внесением изменений в локальные акты школы.
Например,
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Критерии готовности образовательной организации к введению ФООП[28]
- Разработан и утвержден на уровне образовательной организации план-график мероприятий по введению ФООП;
- разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующие ФООП;
- локальные нормативные акты образовательной организации приведены в соответствие с требованиями ФООП и в связи с их введением;
- разработан план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации ФООП;
- осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения ФООП;
- сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации ФООП;
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации образовательной программы начального общего образования, образовательной программы основного общего образования и образовательной программы среднего общего образования, соответствующих ФООП28.
Внимание
Обучение осуществляется по учебникам и учебным пособиям, которые входят в действующий Федеральный перечень учебников[29], допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Педагогам рекомендуется особое внимание уделять изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных пособий, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
II. Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований
Минпросвещение утвердило поправки в стандарт СОО.[30] В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ.
Внесение изменений во ФГОС СОО обусловлено необходимостью создания единого образовательного пространства на территории Российской Федерации и соблюдения принципа преемственности с ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Изменения коснулись:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы,
- предметных областей и предметов,
- объема аудиторной нагрузки,
- учебного плана,
- программы коррекционной работы.
Планируемые результаты
В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, в основе лежит системно-деятельностный подход. В новой редакции подробнее описаны результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты
Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания:
- гражданское;
- патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое;
- трудовое;
- экологическое;
- ценность научного познания.
На первом месте в перечне личностных результатов - гражданская идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. Школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
Для каждого УУД выделены критерии сформированности.
Например,
один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение.
В перечень УУД на уровне СОО включили «Эмоциональный интеллект» – это умение понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.
Предметные результаты
В новой редакции ФГОС СОО определены четкие требования к предметным результатам по каждому учебному предмету.
Например,
по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов.
По литературе закреплен перечень обязательных литературных произведений для изучения.
В учебный предмет «Математика» включен учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описаны предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией и других важнейших событий XX – начала XXI века.
Для 10 учебных предметов установлены требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня:
- «Литература»,
- «Иностранный язык»,
- «Математика»,
- «Информатика»,
- «История»,
- «География»,
- «Обществознание»,
- «Физика»,
- «Химия»,
- «Биология».
Государственная итоговая аттестация обучающихся
В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включен родной язык и родная литература. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору.
Перечень предметов, которые сдают в форме ГИА
Обязательные учебные предметы | Предметы, которые обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору |
___________ * Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или профильный), в соответствии с которым будет проводиться государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена по учебному предмету «Математика». |
|
Предметные области и предметы
В новой редакции ФГОС СОО изменен перечень учебных предметов в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В программу учебного предмета «Математика» включили раздел «Вероятность и статистика». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях.
Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В каждом профиле минимум два предмета школьники будут изучать углубленно (п.18.3.1 ФГОС СОО).
Напомним, что до внесенных изменений во ФГОС СОО учебный план профиля включает максимум 12 учебных предметов. До изменений старшеклассники изучали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а три или четыре профильных предмета осваивали углубленно (исключение- универсальный профиль).
В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и родную литературу. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
Объем аудиторной нагрузки
В старшей школе изменен объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
Границы аудиторной нагрузки | ФГОС СОО | ФГОС СОО в новой редакции |
Минимум | 2170 | 2170 |
Максимум | 2590 | 2516 |
В объем аудиторной нагрузки входят часы учебного плана обязательной части, в которой необходимо предусмотреть часы на выполнение индивидуального проекта, а также часы учебных предметов, курсов, модулей из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Учебный план
В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов. Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ.
Напомним, что сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов/максимум -12. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию.
Во ФГОС СОО изменен подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а три или четыре профильных предмета школьники осваивали углубленно.
Внимание
Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.
ФГОС СОО | ФГОС СОО в новой редакции |
Учебный план профиля включает 11(12) учебных предметов. 8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история (или предмет «Россия в мире»), физкультура, ОБЖ, астрономия. | Учебный план профиля включает 13 обязательных предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура, ОБЖ. |
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углублённом уровне. При этом общеобразовательная организация самостоятельно распределяет учебные часы в части, формируемой участниками образовательных отношений[31].
Учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в общеобразовательной организации необходимых условий.
Внимание
В учебных планах, адаптированных основных образовательных программ среднего общего образования (далее по тексту – АООП СОО) все учебные предметы изучаются на базовом уровне.
Учебный предмет «Физическая культура» необходимо заменить на адаптивную физическую культуру и включить во внеурочную деятельность занятия по программе коррекционной работы.
Внимание
В обновлённом ФГОС СОО изменены названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь данные предметные области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно.
Содержание учебных предметов «Право» и «Экономика» интегрировано в учебный предмет «Обществознание», учебный предмет «Астрономия» – в содержание учебного предмета «Физика».
В учебный предмет «История» включены учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».
Все изменения приведены в таблице.
Предметная область | Предмет | Курс |
<…> | ||
«Математика и информатика» | Математика |
|
Информатика | ||
«Общественно-научные предметы» | История |
|
География | ||
<…> | ||
«Естественно-научные предметы» | Физика | |
<…> | ||
<…> |
В рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля или предметов на углублённом уровне и возможностями общеобразовательной организации.
Профили обучения
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углублённом уровне выбираются учебные предметы и дополнительные предметы, курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественно-научные предметы».
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и другие. В данном профиле для изучения на углублённом уровне выбираются учебные предметы и дополнительные курсы преимущественно из предметной области «Естественно-научные предметы».
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и другие. В данном профиле для изучения на углублённом уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественно-научные предметы» и «Иностранные языки».
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и другими. В данном профиле для изучения на углублённом уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы».
Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. При этом образовательная организация самостоятельно определяет 2 учебных предмета, изучаемых на углублённом уровне.
Впервые на уровне среднего общего образования появилось требование к педагогическим работникам обеспечить коррекцию психического и физического развития обучающихся и помогать им в освоении программы обучения.
Необходимо осуществлять комплексное индивидуальное психолого-медико-педагогическое сопровождение всех обучающихся, которым требуется помощь в освоении основной образовательной программы среднего общего образования СОО (п.18.2.4) [32].
Программа коррекционной работы
В новой редакции ФГОС СОО уточнены требования к программе коррекционной работы. Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (далее по тексту – ПМПК).
Также для школьников с ОВЗ необходимо создать специальные условия обучения и воспитания, разработать адаптированное учебно-дидактическое обеспечение. В школах необходимо следить за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ, предоставлять услуги ассистента и техническую помощь.
Структуру программы коррекционной работы уточнили и дополнили. Теперь она должна включать:
- Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования.
- Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы.
- Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП СОО.
- Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
- Планируемые результаты коррекционной работы.
Проверьте локальные акты
Проверьте и скорректируйте локальные акты, которые противоречат обновленным ФГОС НОО, ООО и СОО.
Посмотрите локальные акты о правилах разработки компонентов ООП в соответствии с ФООП. Обновленные ФГОС поменяли структуру ООП, ее компонентов и требования к ним. Необходимо скорректировать акты или разработать новые.
Обратите внимание, что обновленные стандарты не содержат понятие «дисциплина», в них перечислены только учебные предметы, курсы и модули. Если в тексте локальных актов есть слово «дисциплина» и нет упоминания про курсы и модули, разработайте проект изменений.
Обратите внимание на положение об индивидуальном учебном плане (ИУП). ФГОС устанавливают, что для детей на ИУП срок обучения можно сократить, а вот увеличить его нельзя. Если в локальном акте предусмотрено увеличение срока, придется уточнить норму и обозначить, что она не распространяется на детей, которые обучаются по обновленным ФГОС. Для них реализацию программы можно только ускорить.
Проанализируйте локальный акт об изучении второго иностранного языка. Он должен содержать перечень, из которого родители будут выбирать второй иностранный язык для своего ребенка. Если перечня нет, актуализируйте локальный акт или разработайте новый.
[1] Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности в школе (2022-2023 учебный год) http://ilias.iro.yar.ru/goto.php?target=file_21777
[2] часть 6.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
[3] Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[4] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, № 71762, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220053).
[5] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, № 71764, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024).
[6] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, № 71763, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051).
[7] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 № 64100)
[8] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 № 64101)
[9] Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г. N 19644).
[10] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (Зарегистрирован в Минюсте России 12.09.2022 № 70034)
[11] Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2020 N 61828)
[12] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, № 71763)
[13] Приказ Минпросвещения России (Министерства просвещения РФ) от 24 ноября 2022 г. №1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72654).
[14] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72653).
[15] Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 № 71930).
[16] Министерство просвещения Российской Федерации департамент государственной политики и управления в сфере общего образования. Письмо от 16 января 2023 г. N 03-68 «О направлении информации».
[17] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
[18] Ч. 6.4 ст. 12 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
[19] П. 31.1. ФГОС НОО, п. 32.1. ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО.
[20] Приказ Минпросвещения РФ от 2 августа 2022 г. № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
[21] П. 31.1. ФГОС НОО, п. 32.1. ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО.
[22] Письмо Департамента образования Ярославской области от 26.05.2023 ИХ.24-4570/2023 «О направлении календарных учебных графиков на 2023-2024 учебный год»
Письмо Департамента образования Ярославской области от 16.06.2023 ИХ.24-5155/2023 «В дополнение к ИХ.24-4570/2023 от 26.05.2023»
[23] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
[24] Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
[25] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
[26] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
[27] Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. №732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
[28] Письмо Минпросвещения РФ от 03.03.2023 г. N 03-327 «О направлении методических рекомендаций по введению федеральных основных общеобразовательных программ»
[29] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
[30] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»
[31] Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст.28.
[32] Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. №732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» П.18.2.4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка качества и анализ воспитания (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе)
Оценка качества и анализ воспитания (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе)...
Материалы педагогического семинара. Составление технологической карты урока. (Баландина М. Б.- заместитель директора по научно-методической работе)
Материалы педагогического семинара. Составление технологической карты урока. (Баландина М. Б.- заместитель директора по научно-методической работе)...
Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)
Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)...
Заместитель директора по маркетингу
Основные правила продаж...
Отзыв заместителя директора школы о проведённом практико-ориентированном семинаре
Краткая характерисика проведённого методического семинара...
Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»
Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»...