РП по УД.01 Культура речи
рабочая программа
Рабочая программа по учебной дисциплине по выбору У.01 Культура речи социально-экономческого профиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_11_pkd.docx | 58.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.01 КУЛЬТУРА РЕЧИ
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
г. Маркс,
2020г.
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «МПК» _________________/Е. В. Гребнева/ «___» _______________2020 г. . | Рабочая программа учебной дисциплины УД. 01 Культура речи разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012 г.и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов по профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). | |
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол №__, дата «___»________2020 г. Председатель __________ /Курилова Н.А./ | СОГЛАСОВАНО с Методическим советом ГАПОУ СО «Марксовский политехнический колледж» Протокол №___ от «_____» _________2020 г. Председатель_____________ /Гостева И.Ю./ | |
Составитель (автор): Рецензент внутренний: внешний: | Терёхина С. Г., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории. Малютина Н. Е, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории Резепова Г. М., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г. Маркса |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 13
ДИСЦИПЛИНЫ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД 01. КУЛЬТУРА РЕЧИ
- 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины (по выбору) общеобразовательного цикла УД. 01 Культура речи является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г. для специальности среднего профессионального образования социально-экономического профиля 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, реализующей образовательную программу на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины (по выбору) УД. 01 Культура речи составлена в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов по профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- Учебная дисциплина УД. 01 Культура речи является дополнительной дисциплиной общеобразовательного цикла по выбору обучающегося и направлена на формирование у студентов умения применять полученные знания в практической деятельности и формирование компетенций посредством выполнения практических заданий.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины УД. 01 Культура речи обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
- находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
- эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание − чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор-
мулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
- понятие о нормах русского литературного языка;
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
- лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
- основные единицы синтаксиса и русской пунктуации;
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
- функционально-смысловые типы текстов;
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;
- сферу функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;
- языковые формулы официальных документов;
- правила оформления документов;
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Количество часов на освоение учебной дисциплины:
Объем образовательной нагрузки обучающегося -39 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем - 39 часов.
Промежуточная аттестация в форме итогового контроля - зачёт (с оценкой).
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем нагрузки (ч) |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 39 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: теоретических занятий практических занятий | 21 18 |
Промежуточная аттестация в форме итогового контроля – зачёт (с оценкой). |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД. 01 Культура речи
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Введение 2 | ||||||
Тема 1.1. Национальный русский язык | 1 | Содержание учебного материала Русский язык, его составляющие. Язык и речь. Особенности устной и письменной речи. Понятие культуры речи. Практическое занятие № 1. Построение, преобразование и анализ речевых структур. | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Язык и речь 4 | ||||||
Тема 2.1. Текст. Функционально-смысловые типы речи и функциональные тили речи. | 2 | Содержание учебного материала Текст: структурно-смысловые признаки текста. Функционально-смысловые типы речи. Стилистика. Функциональные стили языка. | 2 | 2 | ||
3 | Практическое занятие № 2. Составление документов официально-делового стиля речи. | 2 | 2 | |||
Раздел 3. Лексика и фразеология 4 | ||||||
Тема 3.1. Лексика. | 4 | Содержание учебного материала Лексика. Активный и пассивный словарный запас. Лексические ошибки. Практическое занятие № 3. Анализ текста на предупреждение лексических ошибок. | 2 | 2 | ||
Тема 3.2. Фразеология. | 5 | Содержание учебного материала Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи. Практическое занятие № 4. Анализ текста художественного и научного стилей речи. | 2 | 2 | ||
Раздел 4. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография 6 | ||||||
Тема 4.1. Фонетика. | 6 | Содержание учебного материала Звуки речи. Соотношение буквы и звука. Слог, ударение. Орфоэпические нормы. Практическое занятие № 5. Анализ текста. Составление фонетической транскрипции текста. | 2 | 2 | ||
Тема 4.2. Орфоэпия. | 7 | Содержание учебного материала Орфоэпические нормы русского литературного языка. Нормы произношения в современном русском языке. Основные правила русского литературного произношения. | 2 | 2 | ||
8 | Практическое занятие № 6. Анализ текста. Фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпические нормы. | 2 | 2 | |||
Раздел 5. Морфемика и словообразование 4 | ||||||
Тема 5.1. Морфемика. | 9 | Содержание учебного материала Состав слова. Понятие производной и производящей основ. Словообразовательный состав слова. Многозначность, омонимия, синонимия и антонимия морфем. | 2 | 2 | ||
10 | Практическое занятие № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов, составление словообразовательных цепочек. | 2 | 2 | |||
Раздел 6. Морфология и законы правописания 8 | ||||||
Тема 6.1 Морфология. Самостоятельные части речи. | 11 | Содержание учебного материала Нормы употребления имён существительных, имен прилагательных. | 2 | 2 | ||
12 | Содержание учебного материала Нормы употребления имён числительных, форм глагола. | 2 | 2 | |||
13 | Практическое занятие № 8. Анализ текста. Морфологические нормы и типичные ошибки в формообразовании различных частей речи. | 2 | 2 | |||
Тема 6.2. Служебные части речи. | 14 | Содержание учебного материала Нормы употребления и правописания служебных частей речи. | 2 | 2 | ||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация 11 | ||||||
Тема 7.1. Синтаксис. | 15 | Содержание учебного материала Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Практическое занятие № 9. Анализ текста. Определение синтаксических норм языка. | 2 | 2 | ||
16 | Содержание учебного материала Нормы согласования и управления. Практическое занятие № 10. Анализ текста. Синтаксические нормы построения предложения. | 2 | 2 | |||
Тема 7.2. Пунктуация. | 17 | Содержание учебного материала Предложения с причастными и деепричастными оборотами. Практическое занятие № 11. Анализ текста. Нормы построения предложений с причастными и деепричастными оборотами. | 2 | 2 | ||
18 | Практическое занятие № 12. Анализ текста художественного, публицистического и научного стилей. | 2 | 2 | |||
19 | Практическое занятие № 13. Орфографический и пунктуационный тренинг. | 2 | 2 | |||
20 | Содержание учебного материала Сложное предложение и его виды. Нормы построения сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложений. Зачёт. | 1 | 2 |
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет русского языка и литературы, делового общения.
Оборудование кабинета:
парты, стулья, доска, табличный и дидактический материал, учебники, комплект портретов учёных-лингвистов.
Технические средства обучения:
компьютер, электронный словарь русского языка.
3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий:
Основная:
Для студентов:
1. «Русский язык и культура речи» (учебник). Авторы: Антонова Е.С., Воителева Т.М. - ОИЦ «Академия», 2017 год.
Дополнительная:
1.Розенталь Д.Э. Русский язык. – М., 2002
2. Самсонов Н.Б. Как повысить грамотность. – М., 2010
3. Войлова К.А. 90 основных правил русской орфографии. – М., 2008
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2007
5. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М., 2003
6. Словарь современного русского литературного языка: в 17 – М., Л., 2005
Для преподавателя:
1. «Русский язык и культура речи» (учебник). Авторы: Антонова Е.С., Воителева Т.М. - ОИЦ «Академия», 2017 год.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
В результате освоения дисциплины студентдолжен уметь: - использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка; - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; - обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка; - пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи; - понятие о нормах русского литературного языка;- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности; - орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии; - лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств; - морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; - основные единицы синтаксиса и русской пунктуации; - функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей; - структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста; - функционально-смысловые типы текстов; - специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи; - сферу функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие; - языковые формулы официальных документов; - правила оформления документов; - основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. |
Промежуточная аттестация – в форме итогового контроля - зачёт (с оценкой). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Данная методическя разработка представляет собой опыт работы по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...
Дидактические материалы по стилистике и культуре речи.
Дидактические материалы по стилистике и культуре речи предназначены для студентов и старших школьников, также могут использоваться для проведения занятий в предметных кружках....
Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...
«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»
Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...