«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»
статья
Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "Амурский педагогический колледж". В статье представлен опыт применения средств и приемов обучения языковым нормам на примерах использования профессиональной лексики из сферы педагогики, физической культуры и спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диссеминация опыта преподавания дисциплины | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Т.Г. Петренко, преподаватель ГПОАУ АО « Амурский педагогический колледж»
С внедрением в СПО стандартов третьего поколения в учебный план специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура» была внесена дисциплина «Профессиональный язык и культура речи». Основная задача дисциплины – формирование современной языковой личности, владеющей системой норм литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции будущих специалистов. Будущие педагоги по физической культуре и адаптивной физической культуре должны знать:
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Должны уметь:
- строить свою речь в соответствии с современными нормами литературного языка; - создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;
- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; - грамотно оформлять педагогическую документацию;
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
Работа по освоению дисциплины предусматривает дифференциацию заданий, решающих также вопросы формирования профессиональной речи студентов с учетом требований к подготовке специалистов педагогического профиля. В соответствии с изучаемыми разделами программы курса останавливаемся на ряде заданий, направленных на развитие профессиональной речи.
В разделе «Орфоэпические нормы» больше внимания уделяем на трудности русского ударения, его особенности. Это одна из самых сложных тем в курсе «Профессиональный язык и культура речи». Ни одно учебное пособие не дает информации о правилах, которые помогли бы в совершенстве овладеть нормами ударения и произношения. Поэтому уделяем особое внимание акцентологическим нормам и вариантам ударения. Предметом же рассмотрения орфоэпической нормы являются иноязычные слова, спортивная и педагогическая терминология, которые будут составлять активный словарь будущих специалистов (например, легкоатлет, рефери, эксперт; сироты средства, обеспечение и др.). Прием усвоения орфоэпических норм в данном случае один - запоминание, создание речевых ситуаций с применением этой категории слов.
Важнейшим условием грамотной речи является отбор лексических единиц для выражения того или иного содержания. Задача преподавателя при изучении темы «Лексические нормы» - выработать у студентов правильное отношение к происходящим языковым процессам. Студенты должны знать лексику, отражающую реалии современной жизни, профессиональной сферы, уметь ею пользоваться. В полной мере необходимо использовать лексику, связанную с будущей профессией студентов, где тоже находят отражение процессы, происходящие в обществе (например, возникновение новых видов спорта - айкидо, ушу, керлинг и др.).
Работа с терминами требует широких межпредметных и метапредметных связей с такими междисциплинарными курсами как «Избранный вид спорта с методикой преподавания и руководства соревновательной деятельностью», «Базовые и новые виды спорта» и др. Использование современных публицистических, научно-популярных текстов, обращение к терминологическим словарям, к словарям иноязычных слов – основа работы в данном направлении. В аудиторной работе, в домашних заданиях, на практических занятиях используем различные виды лексических упражнений, нацеленных на развитие лексического запаса студентов, особенно в области физической культуры и спорта, педагогики и психологии.
На учебных занятиях обращаем внимание студентов на то, что речь будущего специалиста может быть засорена профессиональным жаргоном. Однако границы между жаргоном и терминологией весьма подвижны. То, что вчера было жаргонизмом, завтра вполне может стать профессионализмом. Что, например, и случилось со словом «горчичник» (желтая карточка в футболе) и многими другими совами, вошедшими в профессиональную сферу употребления специалистов физической и адаптивной физической культуры. Задача педагога – помочь студентам почувствовать грань между тем, как допустимо говорить и как говорить нельзя.
На примере профессиональных слов вспоминаем типы морфологических ошибок: плеоназм, тавтология, паронимы и т.д.
Содержание темы «Словообразовательные нормы» неразрывно связано с проблемами формирования грамматических норм современного литературного языка. С точки зрения формирования профессиональной речи студентов обращаем внимание на особенности словообразования конца ХХ – начала ХХI века. Прежде всего, широкое распространение в языке получило образование сложносокращенных слов (аббревиация – МОК, ФИФА, УЕФА, блок-шот, шорт-трек и др.). Способ активен и в наши дни. Немаловажно, что эти знания используем для повторения правил орфографии. Например, правописание слова «баскетбол» быстрее запомнится, если обратиться к этимологии этого слова.
В теме «Морфологические нормы» обращаем внимание студентов на практическую значимость особенностей образования форм различных частей речи.
Грамматика русского языка отражает типичные случаи современного словоизменения. В связи с этим овладеть морфологическими нормами литературного языка проще, чем, например, нормами ударения. В качестве примера рассматриваем упражнения, иллюстрирующие наиболее трудные случаи употребления имен существительных (пенальти, джиуджитсу, каратэ, либеро и др.).
Больше внимания уделяем морфологическим нормам числительных, т.к. этот материал пригодится студентам в публичной защите выпускной квалификационной работы.
Одним из эффективных видов работы в теме «Синтаксические нормы» является анализ синтаксических синонимов. При подборе дидактического материала учитываются синтаксические особенности стилей речи - контроль над процессом – контроль за процессом; по окончании урока – по окончанию урока. Благодаря, согласно (чему?)).
Функциональные стили речи необходимы в одинаковой мере студентам любой специальности.
При изучении дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» прежде всего обращаемся к тем стилям речи, которые больше всего пригодятся студентам в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Применение научного стиля найдет отражение в подготовке студентами курсовой работы и выпускной квалификационной работы. Для формирования представления о предстоящей работе студентам, например, дается задание: в первую графу таблицы внести определения - физические качества, сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость – в трактовке Ж.К. Холодова, во вторую – другого автора (Ю.Ф. Курамшина, Б.А. Ашмарина, Л.П. Матвеева и др.). На основании полученной вспомогательной таблицы студенты должны составить текст в научном стиле «Определение физических качеств в трактовке Ж.К. Холодова и …». Подбирая подходящие связки для текста, фразы, выстраивая текст логически, составляя вступление и заключение к тексту, студенты получают необходимые навыки обработки научного текста.
Работа над публицистическим стилем речи должна быть привязана к повседневной жизни студента, к его реальным жизненным планам, к нравственным, эстетическим, социальным ценностям, доступным его восприятию и пониманию, поэтому особое внимание уделяем выбору тем указанных работ. Делаем комплексный или частичный анализ текста с обязательной тематикой, связанной с выбранной специальностью. Подбираем тексты на профессиональную тематику с целью его корректировки. Одной из форм самостоятельной внеаудиторной работы студентов является составление текста любого стиля и жанра на профессиональную тему.
Применение в профессиональной деятельности официально-делового стиля преломляем в подготовке макетов документов педагога по физической культуре: заявки на соревнования, протокол соревнований, оформление пульсометрии, анализ урока, характеристика на воспитанника и т.д.
Итак, в теме «Стилистические нормы» еще раз обращаем внимание студентов на то, что умение строить тексты разных стилей, свободно владеть богатейшей лексикой современного русского языка, умение общаться в наши дни становятся необходимыми составляющими любой профессиональной деятельности.
От того, как говорит человек, могут зависеть и результаты его труда. Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения родным языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации, уважать коллег и воспитанников. Особенно это актуально для людей, избравших профессию педагога. Дисциплина «Профессиональный язык и культура речи» позволяет формировать коммуникативные компетенции будущих педагогов.
Литература
1. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2000.
2. Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...
Календарно -тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Календарно -тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» для заочного отделения...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...
Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для студентов заочного отделения
Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для студентов заочного отделения...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...
Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности для специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культу...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов колледжа по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУП.04 ОБЖ...