«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»
статья

Петренко Тамара Галозовна

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "Амурский педагогический колледж". В статье представлен опыт применения средств и приемов обучения языковым нормам на примерах использования профессиональной лексики из сферы педагогики, физической культуры и спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Т.Г. Петренко, преподаватель ГПОАУ АО « Амурский педагогический колледж»

С внедрением в СПО стандартов третьего поколения в учебный план специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура» была внесена дисциплина «Профессиональный язык и культура речи». Основная задача дисциплины – формирование современной языковой личности, владеющей системой норм литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции будущих специалистов. Будущие педагоги по физической культуре и адаптивной физической культуре должны знать:

 - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 - нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Должны уметь:

- строить свою речь в соответствии с современными нормами литературного языка; - создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; - грамотно оформлять педагогическую документацию;

 - пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

Работа по освоению дисциплины предусматривает дифференциацию заданий, решающих также вопросы формирования профессиональной речи студентов с учетом требований к подготовке специалистов педагогического профиля. В соответствии с изучаемыми разделами программы курса останавливаемся на ряде заданий, направленных на развитие профессиональной речи.

В разделе «Орфоэпические нормы» больше внимания уделяем на трудности русского ударения, его особенности. Это одна из самых сложных тем в курсе «Профессиональный язык и культура речи». Ни одно учебное пособие не дает информации  о правилах, которые помогли бы в совершенстве овладеть нормами ударения и произношения. Поэтому уделяем особое внимание акцентологическим нормам и вариантам ударения. Предметом же рассмотрения орфоэпической нормы являются иноязычные слова, спортивная и педагогическая терминология, которые будут составлять активный словарь будущих специалистов (например, легкоатлет, рефери, эксперт; сироты средства, обеспечение и др.). Прием усвоения орфоэпических норм в данном случае один - запоминание, создание речевых ситуаций с применением этой категории слов.

Важнейшим условием грамотной речи является отбор лексических единиц для выражения того или иного содержания. Задача преподавателя при изучении темы «Лексические нормы» - выработать у студентов правильное отношение к происходящим языковым процессам. Студенты должны знать лексику, отражающую реалии современной жизни, профессиональной сферы, уметь ею пользоваться. В полной мере необходимо использовать лексику, связанную с будущей профессией студентов, где тоже находят отражение процессы, происходящие в обществе (например, возникновение новых видов спорта - айкидо, ушу, керлинг и др.).

Работа с терминами требует широких межпредметных и метапредметных связей с такими междисциплинарными курсами как «Избранный вид спорта  с методикой преподавания и руководства соревновательной деятельностью», «Базовые и новые виды спорта» и др. Использование современных публицистических, научно-популярных текстов, обращение к терминологическим словарям, к словарям иноязычных слов – основа работы в данном направлении. В аудиторной работе, в домашних заданиях, на практических занятиях используем различные виды лексических упражнений, нацеленных на развитие лексического запаса студентов, особенно в области физической культуры и спорта, педагогики и психологии.

На учебных занятиях обращаем внимание студентов на то, что речь будущего специалиста может быть засорена профессиональным жаргоном. Однако границы между жаргоном и терминологией весьма подвижны. То, что вчера было жаргонизмом, завтра вполне может стать профессионализмом. Что, например, и случилось со словом «горчичник» (желтая карточка в футболе) и многими другими совами, вошедшими в профессиональную сферу употребления специалистов физической и адаптивной физической культуры. Задача педагога – помочь студентам почувствовать грань между тем, как допустимо говорить и как говорить нельзя.

На примере профессиональных слов вспоминаем типы морфологических ошибок: плеоназм, тавтология, паронимы и т.д.

Содержание темы «Словообразовательные нормы» неразрывно связано с проблемами формирования грамматических норм современного литературного языка. С точки зрения формирования профессиональной речи студентов обращаем внимание на особенности словообразования конца ХХ – начала ХХI века. Прежде всего, широкое распространение в языке получило образование сложносокращенных слов (аббревиация – МОК, ФИФА, УЕФА, блок-шот, шорт-трек и др.). Способ активен и в наши дни.        Немаловажно, что эти знания используем для повторения правил  орфографии. Например, правописание слова «баскетбол» быстрее запомнится, если обратиться к этимологии этого слова.

В теме «Морфологические нормы» обращаем внимание студентов  на практическую значимость особенностей образования форм различных частей речи.

Грамматика русского языка отражает типичные случаи современного словоизменения. В связи с этим овладеть морфологическими нормами литературного языка проще, чем, например, нормами ударения. В качестве примера рассматриваем упражнения, иллюстрирующие наиболее трудные случаи употребления имен существительных (пенальти, джиуджитсу, каратэ, либеро и др.).

Больше внимания уделяем морфологическим нормам числительных, т.к. этот материал пригодится студентам в публичной защите выпускной квалификационной работы.

Одним из эффективных видов работы в теме  «Синтаксические нормы» является анализ синтаксических синонимов. При подборе дидактического материала учитываются синтаксические особенности стилей речи - контроль над процессом – контроль за процессом; по окончании урока – по окончанию урока. Благодаря, согласно (чему?)).

Функциональные стили речи необходимы в одинаковой мере студентам любой специальности.

При изучении дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» прежде всего обращаемся к тем стилям речи, которые больше всего пригодятся студентам в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Применение научного стиля найдет отражение в подготовке студентами курсовой работы и выпускной квалификационной работы. Для формирования представления о предстоящей работе студентам, например,  дается задание: в первую графу таблицы внести определения  - физические качества, сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость – в трактовке Ж.К. Холодова, во вторую – другого автора (Ю.Ф. Курамшина, Б.А. Ашмарина, Л.П. Матвеева и др.). На основании полученной вспомогательной таблицы студенты должны составить текст в научном стиле «Определение физических качеств в трактовке Ж.К. Холодова и …». Подбирая подходящие связки для текста, фразы, выстраивая текст логически, составляя вступление и заключение к тексту, студенты получают необходимые навыки обработки научного текста.

Работа над публицистическим стилем речи должна быть привязана к повседневной жизни студента, к его реальным жизненным планам, к нравственным, эстетическим, социальным ценностям, доступным его восприятию и пониманию, поэтому особое внимание уделяем выбору тем указанных работ. Делаем комплексный  или частичный анализ текста с обязательной тематикой, связанной с выбранной специальностью. Подбираем тексты на профессиональную тематику с целью его корректировки. Одной из форм самостоятельной внеаудиторной работы студентов является составление текста любого стиля и жанра на профессиональную тему.

Применение в профессиональной деятельности официально-делового стиля преломляем в подготовке  макетов документов педагога по физической культуре: заявки на соревнования, протокол соревнований, оформление пульсометрии, анализ урока, характеристика на воспитанника и т.д.

Итак, в теме «Стилистические нормы» еще раз обращаем внимание студентов на то, что умение строить тексты разных стилей, свободно владеть богатейшей лексикой современного русского языка, умение общаться в наши дни становятся необходимыми составляющими любой профессиональной деятельности.

От того, как говорит человек, могут зависеть и результаты его труда. Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения родным языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации, уважать коллег и воспитанников. Особенно это актуально для людей, избравших профессию педагога. Дисциплина «Профессиональный язык и культура речи» позволяет формировать коммуникативные компетенции будущих педагогов.

Литература

1. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2004.

3. http://www.gramota.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

Календарно -тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Календарно -тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» для заочного отделения...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...

Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для студентов заочного отделения

Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для студентов заочного отделения...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности для специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культу...