Педагогический проект
проект
Педагогический проект "Организация обучения общеобразовательной дисциплине "География" с учетом требований ФГОС СОО и ФГОС СПО в условиях техникума"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Славянский сельскохозяйственный техникум»
Педагогический проект
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ» С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СОО И ФГОС СПО В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА
Солонец Ирина Владимировна
канд. пед. наук, доцент, преподаватель географии
ГБПОУ КК ССХТ,
г. Славянск-на-Кубани, РФ
E-mail: ira-solonec@mail.ru
г. Славянск-на-Кубани, 2016
Актуальность проекта
Вопрос стандартизации образования не является в современных условиях чем-то новым, удивительным или уникальным. Главная задача концепции стандартизации образования состояла в реализации двух основных принципов: единства и преемственности. Единство образовательного пространства нашей огромной страны должно было создавать равные условия для обеспечения преемственности вертикали образования: основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Система среднего профессионального образования по сути своей является уникальной в части структуры освоения обучающимися содержания сразу двух стандартов: стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО) и стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
В этой связи возникает ряд проблем:
- как в преподавании общеобразовательных дисциплин в системе СПО уйти от школьной модели обучения и ориентировать обучающихся на получение профессии;
- как при этом правильно подобрать педагогические технологии и дидактические приемы обучения;
- как одновременно учитывать требования сразу двух стандартов и при этом обеспечивать качество результатов образования.
В мировой практике существует два способа оценки результатов образования – критериальный (эталонный) и экспертный (рамочный). В первом случае обучающиеся должны соответствовать неким заданным параметрам, выраженность или не выраженность которых может определять степень успешности. Во втором случае речь идет о некой экспертной оценке качества, которая по определению носит субъективный характер и может быть использована только в условиях множественности экспертов.
Современная концепция стандартизации предполагает ориентированность на результат, который в двух стандартах несколько отличается. Федеральные государственные образовательные стандарты СПО построены по модели критериальной оценки результатов. Показателями этой оценки выступает сформированность общих и профессиональных компетенций. А федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования построены по эталонной модели. В их основе лежат показатели развития личности – предметные, метапредметные и личностные.
Обе группы результатов – компетенции и показатели развития – не исключают, а скорее дополняют друг друга.
Цель проекта: оценить возможности преемственности и взаимодополнения требований к результатам ФГОС СОО и ФГОС СПО.
Задачи проекта:
- Провести сравнительный анализ требований к результатам обучения во ФГОС СОО и ФГОС СПО.
- Разработать матрицу согласования универсальных учебных действий (ФГОС СОО) и общих компетенций (ФГОС СПО).
- Применительно к предмету «География» разработать модель тематического распределения реализации требований ФГОЬС СОО и ФГОС СПО.
- Определить оптимальные способы формирования требуемых результатов через элементы педагогических технологий.
Содержание проекта
С целью оценки сопоставимости двух групп результатов нами был проведен сравнительный анализ требований к результатам ФГОС СОО [1] и ФГОС СПО [2] (таблица 1). Взяв за основу общие компетенции ФГОС СПО, мы постарались согласовать с ними личностные и метапредметные результаты. Предметные результаты и профессиональные компетенции нами в данном сопоставлении не рассматривались, поскольку они в большей мере являются узкоспециализированными и узкопредметным.
За основу анализа мы взяли соответствие личностных и метапредметных результатов общим компетенциям.
Таблица 1.
Сравнительный анализ ФГОС СОО и ФГОС СПО
ФГОС СПО | ФГОС СОО | |
ОК | Личностные (Л) | Метапредметные (Мп) |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Л -1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину […]; Л-2 […] осознание своего места в поликультурном мире; Л-5 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов […]; | Мп-6 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Л-4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | Мп-1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Л-6 сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. | Мп-2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Мп-6 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Л-4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | Мп-3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | Л-4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | Мп-4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Л-3 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | Мп-5 владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Л-5 […] отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | Мп-6 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Л-4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | Мп-1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Л -1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину […]; Л-2 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | Мп-2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
Анализ данных позволил нам сделать вывод о том, что, на каждую компетенцию приходится несколько компилируемых с ней личностных и метапредметных результатов ФГОС СОО. Обе группы результатов ориентированы на определенные обобщенные навыки и умения, которые могут лечь в основу изучения различных тем курса географии.
Следующим нашим шагом было распределение всех видов результатов (ОК, предметных, метапредметных и личностных) по темам и разделам программы дисциплины «География» (таблица 2). Распределение шло от требований ФГОС СОО. Взяв за основу тематику курса, мы для каждой из 14 тем последовательно выделили предметные, затем – метапредметные и личностные результаты. Если в предыдущем сопоставлении предметные результаты нами не рассматривались, то в данном случае они стали основополагающими, поскольку напрямую связаны с содержанием тем курса. А уже после этого подбирали соответствующие тематике метапредметные (как обобщенные показатели деятельности) и личностные (как обобщенные показатели личностных качеств) результаты.
Далее, используя данные таблицы 1, для каждой темы нами были выделены компетенции, освоение которых может быть обеспечено в рамках ее изучения. Поскольку в таблице 1 не всегда метапредметные (Мп) и личностные (Л) результаты описывали одну и ту же общую компетенцию, то мы выбирали все ОК, в сопоставлении которых были соответствующие Мп и Л. В итоге на одну тему у нас приходится по одному предметному, метапредметному и личностному результату и по несколько общих компетенций.
Рассматривая компетенцию как готовность или способность к осуществлению деятельности, мы для каждой компетенции с учетом специфики дисциплины выделили дидактические приемы работы с обучающимися на занятии, в рамках которых компетенции могут формироваться и оцениваться. Принимая в качестве приоритета требования ФГОС СОО и понимая универсальность общих компетенций, мы несколько упростили условия формирования и оценки ОК.
Таким образом, у нас сформировалась своего рода матрица дисциплины «География», позволяющая включить в структуру обучения не только требования ФГОС СОО, но и компетенции.
Более того, выполнение требований графы 7 «Основные формы работы обучающихся на занятии», наглядно демонстрирует разнообразие возможностей для использования различных педагогических технологий или их элементов.
Таблица 2
Матрица изучения дисциплины «География» с учетом реализации возможностей формирования общих компетенций
№ | Название раздела, темы | Результаты | Основные формы работы обучающихся на занятии | |||
П | Мп | Л | ОК | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Раздел «Общая характеристика мира» | |||||
1 | Научные основы социально-экономической и политической географии | 1 | 2 | 2 | ОК-3 ОК-9 |
|
2 | Политическая карта мира ПЗ-1. Политическое устройство мира | 5 | 3 | 4 | ОК-4 |
|
2. | Раздел «Региональная характеристика мира» | |||||
3 | Демографическая ситуация в разных странах мира | 6 | 6 | 2 | ОК-1 ОК-3 ОК-7 ОК-9 |
|
4 | География населения мира | 6 | 5 | 2 | ОК-2 ОК-6 ОК-9 |
|
5 | География мировых природных ресурсов | 3 | 2 | 6 | ОК-3 ОК-9 |
|
6 | Территориальное сочетание природных ресурсов и ресурсообеспеченность ПЗ-2. Оценка природно-ресурсного потенциала стран мира. | 5 | 1 | 3 | ОК-1 ОК-6 ОК-8 |
|
7 | Мировое хозяйство и его отраслевая структура | 3 | 3 | 5 | ОК-1 ОК-4 ОК-7 |
|
8 | Современные особенности развития мирового хозяйства ПЗ-3. Оценка уровня экономического развития отдельных стран мира в условиях мирового хозяйства | 4 | 3 | 2 | ОК-3 ОК-4 ОК-9 |
|
9 | Международная специализация и кооперирование | 2 | 2 | 2 | ОК-3 ОК-9 |
|
10 | География основных производств мирового хозяйства ПЗ-4. Экономико-географическая характеристика стран мира | 5 | 1 | 3 | ОК-2 ОК-6 ОК-8 |
|
3. | Раздел «Россия в современном мире. Глобальные проблемы человечества» | |||||
11 | Геополитическое и геоэкономическое положение России в современном мире | 7 | 4 | 1 | ОК-1 ОК-5 ОК-9 |
|
12 | Роль России в развитии мирового хозяйства | 4 | 5 | 1 | ОК-1 ОК-6 ОК-9 |
|
13 | Географические аспекты глобальных проблем человечества | 8 | 4 | 3 | ОК-5 ОК-6 |
|
14 | Современная стратегия устойчивого развития | 7 | 6 | 4 | ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-7 ОК-8 |
|
Для удобства представления технологических аспектов реализации матрицы нами была адаптирована технологическая карта урока (таблица 3), в которой нашли отражение все ее компоненты.
Таблица 3
Фрагмент технологической карты урока с учетом формирования компетенций
Тема | Научные основы социально-экономической и политической географии | |||
Цель | Сформировать общее представление о сущности и структуре социально-экономической и политической географии | |||
Задачи | 1. Оценить уровень остаточных знаний из предшествующих курсов географии и заложить базовые понятия нового курса. 2. Продолжить воспитание сознательного отношения к учебному труду 3. Продолжить формирование мировоззрения | |||
Основное содержание темы | 1. Вводный экспресс-контроль остаточных знаний по географии и общей географической осведомленности 2. Структура, сущность и содержание социально-экономической географии 3. Основные источники географической информации | |||
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
П-1. Владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества | Мп-2. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения | Л-2. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | ||
Основные формы работы на занятии | ||||
ОК-3 ОК-9 | - нестандартные (проблемные) задания - коллизийные ситуации | |||
Межпредметные связи | Основной вид учебной деятельности | Ресурсы | ||
История, экономика | сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач | Презентация, политическая карта мира, глобус, тестовые материалы, учебник | ||
Педагогические технологии | - элементы технологии диалогического обучения - элементы технологии развития критического мышления (дидактический синквейн) - здоровьесберегающая технология (этап установочной рефлексии занятия). |
В результате сопоставительного анализа у нас сформировался своего рода паспорт компетенций для изучения дисциплины с обобщенными педагогическими приемами его формирования. Каждая компетенция формируется в ходе сразу нескольких тем, что в целом отвечает требованиям их формирования во ФГОС СПО (рис.1).
Рисунок 1. Доля тем в формировании ОК в ходе изучения географии
Таким образом, при организации обучения географии в рамках системы СПО возможно учитывать не только требования ФГОС СОО, но и ориентироваться на формирование общих компетенций с целью обеспечения преемственности двух стандартов.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.05.2012 г. №413, (ред. от 29.12.2014).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 683 от 02.08.2013 г. и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер № 17241 от 17.05.2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Профессионально-прикладная физическая подготовка в учреждении начального профессионального образования
. В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек с начальным профессиональным образованием - это почти 30% занятого населения России. Именно профессиональ...

Педагогический проект на тему: "Зеленый класс"
Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы. Таг...
Индивидуальный педагогический проект
Индивидуальный педагогический проект на тему:"мМоделирование профессиональной деятельности в учебном процессе"...
Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )
Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии эмоционально-оценочной л...
Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными (педагогический проект)
Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности - существительных. Данная ра...
Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».
Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...